Новое поколение выбирает чтение | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №2 (292) январь 2020 г.

Дата публикации: 13.01.2020

Статья просмотрена: 604 раза

Библиографическое описание:

Кудрина, А. С. Новое поколение выбирает чтение / А. С. Кудрина, Н. Г. Мелоян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 2 (292). — С. 393-395. — URL: https://moluch.ru/archive/292/66272/ (дата обращения: 15.11.2024).



Детское чтение — тема, которая не может не волновать учителей-словесников, родителей, общество. Проблема детского чтения (и «нечтения») не менее важна, чем, к примеру, обсуждение вопросов ЕГЭ, ОГЭ, выпускного сочинения или билетов по литературе, потому что без книги, без детской литературы невозможно становление настоящего читателя.

Что читают нынешние дети? И как читают? Сошлюсь на исследования Российской государственной детской библиотеки (РГДБ), сотрудники которой обобщили и проанализировали материалы, собранные столичными и региональными коллегами. Их основной вывод заключается в том, что «в начале XXI века дети, действительно, читают «не то» и «не так», как предыдущие поколения. Однако они, безусловно, читают...но иначе, чем раньше, а также далеко не те произведения, которые были любимы и популярны у их родителей, и особенно их дедушек и бабушек» [1].

Детское чтение меняется. Это очевидно для всех. Социологи утверждают, что идёт процесс смены моделей чтения.

Прежняя модель детского чтения ещё не совсем ушла, поэтому ей нельзя присвоить титул «ушедшей», а только «уходящей». Ей свойственна любовь к чтению, ориентированность круга чтения на «золотое ядро» детской литературы, общение со сверстниками по поводу прочитанного, наличие литературных героев.

А что представляет собой новая модель чтения? Можно ли безоговорочно сказать, что дети и подростки стали меньше читать? Ответить на эти вопросы помогут данные социологических исследований детского чтения. Специалисты утверждают: статус чтения отнюдь не стал менее высоким. Наоборот, с возрастанием престижа образования в обществе роль читательских навыков, умения работать с печатными источниками возрастает и среди школьников.

Отношение к чтению — важная характеристика, и она свидетельствует, что в целом позитивное отношение к чтению у школьников сохраняется.

Вот некоторые цифры и факты.

Одна пятая опрошенных учащихся 5–7 классов (исследование 2019 года в МБОУ СОШ № 73) тратила на чтение до получаса в день, треть — от получаса до часа, около 40 % — больше часа.

На вопрос об отношении к чтению лишь 4,7 % ответили: «Не люблю читать», 54 % выбрали ответ: «Нравится читать, много читаю», 15 %: «Люблю читать, но нет времени», и остальные учащиеся ответили: «Когда читаю, люблю почитать что-нибудь лёгкое, развлекательное».

Существует прямая зависимость между такими категориями, как «любовь к чтению» и «возраст ребёнка». Как правило, те, кто любит читать, — это дети младшего школьного возраста. Чем старше ребёнок, тем меньше времени занимает у него свободное чтение и тем меньше он любит читать.Кдесятому классу доля тех, кому нравится читать, кто много читает, сокращается более чем в два раза.

О том, что в старших классах происходит отторжение от чтения, учителя литературы знают не понаслышке. А теперь обратимся к тому, что об этой тревожной тенденции говорят социологи. Разделяя чтение на деловое и досуговое, они констатируют: обращение к классике в подавляющем большинстве случаев является деловым. (Выскажу мысль: дети в этом отношении не одиноки, «обращение к классике» является деловым и у большинства взрослых.) В 85 случаях из 100 причиной прихода учащихся в библиотеку становится учебное задание.

Сами дети в ответ на вопрос «Зачем вы приходите в библиотеку?» честно признаются: «Нужно по школьной программе», «Чтобы не получить «два» по литературе».

Итак, практический подход, утилитарное отношение к чтению проявляется сегодня гораздо откровеннее. Как одно из следствий этой тенденции можно рассматривать возрастающую популярность журналов среди юной аудитории. И популярны не «Вокруг света», не «Юный техник» или «Юный натуралист».

Что же тогда читают наши дети, если не стихи, не прозу, не классику и не лучших современных авторов? Что представляет собой «заветный» список?

На первом месте, конечно же, раздел «Русская классика»А. С. Пушкин (603), М. Ю. Лермонтов (94), Н. В. Гоголь (71), Л. Н.Толстой (58), С. А. Есенин (61). На втором месте — «Классика советской литературы»: Н. Н. Носов (94), К.Г Паустовский (21), В. А. Каверин (18), М. А. Булгаков (22), Б. Н. Полевой (11), В. П. Катаев (9), В. Ю. Драгунский (19), В. П. Астафьев (17), Р. И. Фраерман (34), А. Г. Алексин (8). Затем — «Зарубежная литература»: Марк Твен (34), Линдгрен (7), В. Шекспир (18), Жюль Верн (17), Д. Дефо (24). Завершает список раздел «Книги современных авторов» с Э.Успенским (76 упоминаний), К.Булычёвым (38 упоминаний) во главе и детскими детективами (48).

Судя по опросу, Пушкин по-прежнему читаем и любим.Свидетельствует ли это о том, что Пушкин — действительно любимый поэт и прозаик у наших детей, или просто ничего другого им в голову не приходило, сказать трудно. Настораживает, правда, тот факт, что все перечисленные произведения («Сказки», «Евгений Онегин», «Повести Белкина», «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», некоторые стихи) строго соответствуют школьной программе.

В целом можно констатировать, что круг чтения достаточнотрадиционен.Дети читают то, что мы им рекомендуем. Так что и этот опрос, несмотря на всю его масштабность, ещё не говорит о том, что названные авторы входят в круг реального чтения детей. Скорее, как считают эксперты, список свидетельствует о широкой литературной осведомлённости современных школьников. А сам выбор — это сочетание целого ряда факторов: книга недавно прочитана, учитель о ней говорил, на красивой выставке в библиотеке стояла и др., выбирают по принципу «что вижу и слышу, то и читаю».

И тогда был введён дополнительный вопрос: «Какую книгу ты читаешь сейчас?»именно он даёт нам картину реального чтения детей и подростков. Оказалось, что упомянутые авторы и произведения почти не повторяются.

«Нам бы хотелось, чтобы они читали то же, что и мы…»

Приведу мнение библиотекаря ЦГДБ г. Москвы Т. Рудишиной: «Известно, что каждое следующее поколение читает меньше, хуже. Моя коллега, чьё детство выпало на послевоенные годы, вспоминает, как она прочитала в 11–12 лет всего Льва Толстого из-за маминого плеча (спали вместе, кроватей не хватало, книг, кроме Льва Николаевича, не было). У каждого поколения свои взаимоотношения с чтением. И дети в нашей стране ничем не отличаются от иностранных, которые тоже стали меньше читать»2.

И всё же в какой-то части списка (31 %, по данным библиотекарей) читательские предпочтения родителей и детей оказываются общими.Радует, что и те и другие единодушны в отборе лучших произведений отечественной и мировой литературы. Но среди любимых детьми книг нет произведений Бажова, Короленко, Тургенева, Осеевой. Зато появляются книги Успенского, Булычёва, Толкиена, Роулинг и других популярных авторов.

Тот факт, что из массового чтения уходит классическая приключенческая объёмная литература, психологи, социологи, педагоги объясняют следующими причинами: современный ребёнок представляет собой носителя совершенно новой — визуальной, «мозаично-клиповой» — культуры, требующей постоянной смены движения, в которой нет времени для замедленного чтения, требуемого литературой классической, в том числе и детской. Для этой культуры важны не описания, а важна быстрая смена декораций, приближённая к мультфильмам и компьютерным играм. Отсюда — любовь к комиксам у младших школьников, тяга к развлекательной и остросюжетной литературе, бумажным «кинороманам» — у средних и старших подростков.

Иногда, впрочем, происходит слияние особенностей, присущих чтению разных поколений. Случаи, когда ребёнок читает то, что хотят его родители, или когда в доме есть старые книги, отражающие прежние реалии жизни и прежние модели поведения, не так уж и редки. Итак, большинство взрослых:родителей, педагогов, библиотекарей, книгоиздателей — ориентированы на прежнюю модель чтения. Но она постепенно изживает себя, большинство сегодняшних детей и подростков имеют совсем другие предпочтения и иное восприятие книжной культуры. Они относятся к книге не как к «учебнику жизни», а как к одному из средств информации.

Следовательно, необходима целенаправленная, комплексная совместная.

Деятельность педагогического коллектива школы, библиотекаря, учреждений дополнительного образования, родителей, общественности в популяризации чтения.

Целью Программы развития МБОУ СОШ № 73 является «создание воспитательно-образовательной среды, способствующей формированию у обучающихся гражданской ответственности, духовности, культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе».

В то же время, в последнее время как в обществе, так и в школе произошли изменения, которые должны повлиять и на изменение ориентиров развития школы:

  1. В связи с переходом на обучение по ФГОС ООО, работа над развитием УУД становится одним из приоритетов для педагогического коллектива школы. Особым направлением деятельности школы становится организация требуемого ФГОС внеурочного компонента. Новые стандарты обращают внимание педагогов на значимость организации образовательной деятельности школьников за рамками уроков, важность занятий по интересам, их соответствие образовательным потребностям и возможностям учащихся. В документах стандарта отмечается, что «в целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся в основной образовательной программе основного общего образования предусматриваются:

– учебные курсы, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе ориентированные на развитие интереса к чтению («Литературная Кубань»);

– внеурочная деятельность».

  1. В настоящее время в МБОУ СОШ № 73 действует школьное научное общество «КИТ: Культура, Интеллект, Творчество».
  2. Школа активно сотрудничает с учреждениями культуры и дополнительного образования города. Например, с МБОУ ДОД ЦДОД «Малая академия», библиотекой № 17 имени Н. А. Островского, Краснодарским историко-археологическим музеем-заповедником им. Фелицына.
  3. Большой интерес вызывают у учащихся МБОУ СОШ № 73 творческие конкурсы по литературе.
  4. В МБОУ СОШ № 73 создан и активно работает отряд волонтеров, действует школьное ученическое самоуправление.
  5. Материально-техническая база школьной библиотеки развивается ежегодно.

Итак, перед нами проблема проекта — создание эффективной модели деятельности всех участников образовательного процесса МБОУ СОШ № 73 по развитию читательской культуры школьников, модернизации системы библиотечно-информационного обслуживания.

Каким видится решение этой актуальной для школы проблемы? На основе имеющейся в МБОУ СОШ № 73 методической и материальной базы создать целостную систему урочной и внеурочной деятельности обучающихся, направленную на популяризацию чтения.

Литература:

  1. Борисенко Н. А. Что они читают без нас? // Литература. 2005. № 4.
Основные термины (генерируются автоматически): детское чтение, ребенок, чтение, Пушкин, автор, детская литература, педагогический коллектив школы, популяризация чтения, реальное чтение детей, школьная программа.


Задать вопрос