В статье представлено краткий обзор изучения психолого-педагогической готовности учителя в условиях инклюзивного образования.
Ключевые слова: готовность, психолого-педагогическая готовность, инклюзия, инклюзивное образование.
В настоящее время всё чаще встречаются дети с различными отклонениями в развитии и поведении из-за влияния многочисленных факторов, таких как биогенные, социогенные и психогенные. Этот факт также констатируют современные психологические и педагогические исследования. Дети с особенностями развития получают образование в специальных (коррекционных) учебных заведениях, на дому или в специальных школах-интернатах в традиционной российской системе образования. Пoэтому внедрение инклюзивного подхода в обучении детей в учреждениях общего образования вносит существенные изменения в организацию учебно-воспитательного процесса, а также ориентирует учителей на поиск специальных методов в обучении всех детей с учётом особенностей их психофизического развития и индивидуальных образовательных потребностей и, безусловно, является актуальным.
Зарубежная практика инклюзии в образовании имеет богатый опыт. В западных странах система инклюзивного образования на гораздо более высоком уровне и теоретически лучше разработана.
Проанализировав определения психологической готовности, самое актуальное, на мой взгляд, следующее: психологическая готовность педагога к инклюзивной практике в образовательной среде — это уровень его знаний и профессионализма, позволяющий принимать оптимальные решения в конкретной педагогической ситуации, и представлена 3 группами специальных компетенций: организационно-управленческих, образовательных и методических [1].
Психологическая готовность педагога к профессиональной деятельности проявляется:
– в форме установок (как проекции прошлого опыта на ситуацию «здесь и сейчас»), предшествующих любым психическим явлениям и проявлениям;
– в виде мотивационной готовности к «приведению в порядок» своего образа мира (такая готовность дает человеку возможность осознать смысл и ценность того, что он делает);
– в виде профессионально-личностной готовности к самореализации через процесс персонализации [4].
Готовность учителя является одним из главных вопросов, требующих разработки программ повышения квалификации и психологического сопровождения участников инклюзивного процесса.
Важнейшим этапом подготовки системы образования к реализации процесса инклюзии является изменение психологических и ценностных установок и уровня профессиональных компетентностей её специалистов. Уже на первых этапах развития инклюзивного образования остро встает проблема неготовности учителей к работе с детьми с особыми образовательными потребностями, обнаруживается недостаток профессиональных компетенций к работе в инклюзивной среде, наличие психологических барьеров и профессиональных стереотипов учителей [2].
И всё же основным психологическим «барьером» является страх перед неизвестным, страх вреда инклюзии для остальных участников процесса, негативные установки и предубеждения.
Это ставит серьёзные задачи не только перед психологическим сообществом образования, но и перед методическими службами, а главное, перед руководителями образовательных учреждений, реализующих инклюзивные принципы [6]. Необходимо способствовать профессиональному самообразованию учителей, развитию их способностей определять и анализировать проблемы инклюзивной практики. Кроме того, одним из важнейших условий является создание условий для развития у учителей способности к эмпатии, к корректному и адекватному восприятию детей с ОВЗ. Руководителям образовательных учреждений предстоит важнейшая задача в содействии развитию у учителей умений адекватно отбирать и применять в процессе организации совместного обучения детей с нормальным и нарушенным развитием современные технологии и методы обучения, учитывая особые образовательные потребности детей с ОВЗ;
Путём анкетирования удалось получить информацию у студентов 3го и 4го курса (будущих учителей), специалистов со стажем работы до 3х и более 3х лет о психолого-педагогической готовности к работе в системе инклюзивного образования.
Данный метод помог получить картину, отражающую характеристики изучаемого объекта, в данном случае готовность учителей к обучению детей с ОВЗ. В сумме было опрошено 74 человека: 17 студентов, 20 специалистов со стажем работы не более 3х лет и 37 специалиста со стажем работы более 3х лет.
Метод обработки экспериментальных данных был необходим для того, чтобы обобщить собранную информацию по данной проблеме. Изучив полученные данные, был сделан вывод, что хорошо понимают особенности инклюзивного образования 31 человек, имеют ограниченное представление о нём 40 человек и 3 человека не имеют представления и не понимает сути такого образования.
Также был задан вопрос о готовности учителя к работе с детьми, обнаруживающими ОВЗ, в условиях класса комбинированной направленности, исходя из этого, имеют ограниченные навыки работы с детьми, обнаруживающими ОВЗ, а также не имеют навыков работы и не знают, как помочь таким детям 58 человек.
Кроме того, на вопрос, какую форму повышения квалификации Вы считаете эффективной, звучал однозначный ответ, что для эффективного повышения квалификации необходим обмен опытом. С этим согласилось 52 человека.
Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что учителя частично или не готовы к работе с детьми в системе инклюзивного образования.
Литература:
- Алехина, С. В. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании. — М.: Центр «Школьная книга», 2011.
- Алехина С. В. Современный этап развития инклюзивного образования в Москве. — М.: Центр «Школьная книга», 2010.
- Алехина, С. В. Педагог инклюзивной школы: новый тип профессионализма. — М.: ACT: Астрель, 2011.
- Голиков, Н. А. Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с особыми образовательными нуждами в условиях массовой школы: дети-инвалиды в общеобразовательной школе. — М.: Форум, 2006.
- Мокий, М.С., Никифоров А. Л., Мокий В. С. Методология научных исследований. — М.: Юрайт, 2016.
- Щербакова, Ю. В. Специальная психология: учеб. пособие / Ю. В. Щербакова. — М.: РИОР, 2006.