В данной статье обосновывается стратегическая необходимость использования цифровых технологий и интернет-ресурсов на уроках английского языка как средства реализации метапредметного подхода. Метапредметный подход предполагает, что обучающийся не только овладевает системой знаний по тому или иному предмету, но также осваивает универсальные способы действий, при помощи которых обучающихся сможет самостоятельно провести анализ и синтез полученной информации, применять на практике. Рассматриваются методические требования к применению информационных технологий и интернет-ресурсов при обучении иностранному языку с точки зрения метапредметного подхода.
Ключевые слова: метапредметность, метапредметные умения, универсальные учебные действия, компьютерные технологии, урок иностранного языка, цифровые технологии, Интернет-ресурсы в обучении иностранному языку.
Современный выпускник школы должен уметь работать с информацией в среде, которая постоянно находится в движении — есть олицетворение требования социума к содержанию и организации учебного процесса в целом. Тенденция всеобщей модернизации основного школьного образования следует по принципу развития и внедрения инновационных технологий и методов в процесс обучения, охватывая все ступени школьного образования. В связи с этим мы наблюдаем переход от устоявшейся педагогической парадигмы традиционного обучения к инновационным, новаторским методам обучения, предусматривающее соотношение знаний в области частно — предметных и развитие метапредметных навыков (ФГОС ООО) [1].
Образовательный процесс, претерпевая изменения, поборол такую проблему как разобщенность учебного процесса, абстрагированность и изолированность разных учебных дисциплин и учебных предметов, у современного учителя и ученика не должно быть информационного и практического ограничения лишь внутри одного учебного предмета.
Переорганизация предметного образования предусматривала построение такого процесса обучения, при котором передача необходимых знаний, информаций, не выглядело как механическое и бессознательное запоминание и воспроизведение, а как осознанное использование полученных знаний на практике и дальнейшее их развитие. В основу новой дидактики, которая должна была работать с инновационными проектами и знаниями, положено такая методика, которая выходила бы за рамки своего предмета.
Выстраивание образовательного процесса поверх всех учебных дисциплин, формируя универсальные учебные действия, направленные на практику и также получение качественно отличающихся от традиционного обучения — требования ФГОС к современному учебному процессу. Метапредметность — новый термин, который позволяет включать в свое понятие все перечисленные выше требования нового стандарта обучения. Он предполагает такую организацию обучения, при котором будет интеграция учебного материала и рефлексия, которая направленна на дальнейшее развитие и отработку на практике. При правильной организации учебного процесса школьники будут получать знания не в готовом виде, а сами формулировать правила, видеть какие теории и системы понятий стоят за той или иной наукой, видеть и понимать их взаимосвязь и взаимозависимость. Для учителя, который привык определять две цели: передача знаний затем научить, ими пользоваться, при новой технологии цель стоит одна [4].
Метапредметность обеспечивает и соединяет в себе идею предметности и надпредметности, а также рефлексию, как было сказано ученик работает над осмыслением и развивает определенное количество способностей.
Реализация метапредметного похода в преподавании иностранного языка в школе — это хорошая почва для работы. Однозначно, трудно найти такой учебный предмет, при обучении которому использование метапредметного подхода была же столь активной, продуктивной и деятельной как в обучении иностранному языку на ступени основного общего образования. Безусловно, на сегодняшний день существует огромное количество технологий для обучения иностранному языку. Сегодня наиболее важным критерием и стратегической целью обучения иностранным языкам на ступени основного общего образования является развитие вторичной языковой личности и осуществление положительной межкультурной коммуникации.
Создание индивидуальных условий, которые необходимы для практического овладения иностранным языком, подбор разумных методов и технологий обучения, побуждающие и активизирующие познавательные процессы учащихся, которые в свою очередь соответствуют идеям метапредметности, другими словами организовать процесс обучения таким образом, чтобы обучающиеся были мотивированы и активны на уроке — есть дилемма учителя иностранного языка.
Приоритетным направлением на сегодняшний день считается по праву использование компьютерных технологий в процессе обучения иностранному языку. Современный компьютер является универсальным инструментом и помогает учителю в решении педагогических задач. Грамотное сочетание традиционных методов обучения и цифровых технологий, в том числе и ресурсов сети Интернет способствуют эффективному решению педагогических задач [7].
Отметим, что последние годы теория и практика обучения иностранному языку существенно обогатилось за счет использования цифровых технологий, в том числе и за счет Интернет- ресурсов. Активная интеграция цифровых технологий в процесс обучения является показателем соответствия требованиям, которые предъявляются к процессу обучения ФГОС ООО [1].
Деятельное использование мультимедийных и компьютерных технологий в обучении служат не только хорошей базой интегрирования аудиовизуальной информации, но в тоже время служит рычагом для увеличения мотивации, познавательной деятельности и расширению кругозора у учащихся. Для учителя, как и для ученика, важными критериями при выборе интернет-ресурсов при обучении иностранного языка являются: аутентичность, коммуникативная направленность, интерактивность и межкультурная компетенция [5].
Активное применение любых форм информационных технологий при обучении иностранному языку позволяют реализовать интерактивный диалог пользователя с системой, многообразие форм индивидуальной деятельности способствуют к свободному ориентированию в иноязычной среде. Информационно — коммуникативные технологии могут использоваться не только как средства подачи, поиска и хранения большого объёма подачи, но в тоже время для мониторинга знаний [6].
Внушительное количество аутентичного материала, возможность практики языка в режиме реального времени на изучаемом языке, предоставляемый доступ к колоссальным учебным и методическим ресурсам доказывают первостепенность использования интернет-ресурсов в лингводидактике. Мы не можем утверждать об однозначной пользе интернет-ресурсов и использования мультимедийных технологий при обучении иностранному языку, не имея перед собой тщательно разработанной программы, отобранного материла для конкретных целей.
В данной статье мы понимаем под цифровыми технологиями широкий сектор инструментов и ресурсов, содержащих информацию в различных форматах.
В лингводидактике к цифровым и мультимедийным технологиям принято относить: аутентичные материалы на изучаемом языке; электронные словари, различного вида и формата; специальные учебные ресурсы для обучения иностранному языку (электронные учебники, программы-оболочки); прикладные программы; средства синхронной и асинхронной коммуникации (чаты, мессенджеры, видеоконференции, электронная почта, форумы, учебные группы и т. д.); учебные интернет ресурсы; компьютерные обучающие программы (на базе интернет);
Данные технологии используются для организации различного рода деятельностей: учебная, внеаудиторная работа, дистанционное обучение, смешанное или комбинированная форм.
Цифровые технологии, интернет-ресурсы должны соответствовать методическим принципам: принцип наглядности (данный принцип реализуется за счет использования различных форматов: как наглядные, так и вербальные и невербальные), принцип прочности (цифровые технологии дают доступ к многократному повторению — через использование ресурсов непосредственно на уроке, а также самостоятельно), принцип научности (создание ресурсов на основе методических правил), принцип системности (последовательность в прохождении учебной программы), принцип сознательности (реализация данного принципа возможна через создание индивидуальных стратегий и программ, заданий), принцип интерактивности (реализация данного принципа предусматривает переход от пассивного слушателя, в роль деятеля, путем регулирования своих действий).
Безусловно, использование цифровых технологий предусматривает ряд преимуществ: адаптивность, нелинейность предоставления информации, высокая степень вовлеченности учащихся в процесс обучения.
Интернет-ресурсы должны соответствовать неким критериям при решении педагогических задач: иметь предметное содержание, развитие способностей к определенным видам деятельности, выработка умений и навыков для решения типовых практических задач предметной области и многие другие критерии. Основным критерием считается соответствие содержания к предметной области и достоверности правильность предоставленной информации.
Перечисленные выше критерии создают ряд новых требований к педагогу. Современный педагог должен быть компетентным в области современных технологий. Методический правильно выбранный контент интернет-ресурсов при обучении позволит максимально углубить и расширить не только предметные знания, но и метапредметные умения обучающихся.
При внедрении и в правильном использовании компьютерных технологий и образовательных ресурсов из сети Интернет, могут быть активными помощниками при формировании иноязычной коммуникативной компетенции, построении урока основанного метапредметном подходе, так как обучении строится на работе с аутентичными аудио-, видео- и печатными материалами, соответствующие методическим принципам.
Литература:
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования от 17 декабря 2010 г. № 1897 (с изм. и доп. от 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г.) / М-во образования и науки Рос. Федерации. — М.: Просвещение. — 2010. — 42 с.
- Аксёнова, Н. И. Метапредметное содержание образовательных стандартов / Н. И. Аксенова // Педагогика: традиции и инновации: сб. науч. работ. –Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 104–107.
- Бовтенко М. А. Компьютерная лингводидактика: Учебное пособие. — М.: Флинта: Наука, 2005. — 216с
- Глазунова О. С. Метапредметный подход. Что это? // Учительская газета 2011. № 9 [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.ug.ru/article/64
- Полат Е. С. Интернет на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2001. № 2–3. С 44–47
- Сысоев П. В., Евстигнеев М. Н. Использование современных учебных Интернет-ресурсов в обучении иностранному языку и культуре // Язык и культура. 2008. № 2. С. 100–110.
- Васильева Н. А., Семенова Е. С. Использование интернет-ресурсов в развитии навыков устной и письменной коммуникации у школьников на уроках иностранного языка // Современные методы и технологии преподавания иностранных языков. — Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т., 2019. — С. 371–375.