Подростковый возраст — особенно трудный период. Именно в этом возрасте возникают конфликты с родителями, учителями и даже друзьями, часто накатывают волны скуки и разочарования. Приходится делать трудный выбор. В результате подросток склонен пробовать все, что может доставить удовольствие, развеять скуку, улучшить настроение, увести от проблем. У подростков в этом возрасте свойственно аддиктивное поведение. В возникновении аддиктивного поведения имеют значение личностные особенности подростка и характер воздействия среды на него. Установкой подростка-аддикта становится стремление к немедленному получению удовольствия ценой, вне зависимости от последствий, которые могут быть неблагоприятными и даже опасными. Образ жизни взрослого аддикта рассматривается как прямая противоположность тому, что принято называть «здоровым образом жизни» [1]
Суть аддиктивного поведения — это уход от реальности за счет изменения состояния психики. Окружающий мир оказывает воздействие на внутреннее психическое состояние аддикта и вызывает у него желание избавиться от дискомфорта.
Выделяют следующие виды аддиктивного поведения:
- Химическая зависимость (наркомания, токсикомания, курение, алкоголизм.)
- Нарушение пищевого поведения(анорексия, голодание, булимия)
- Нехимические типы зависимостей (игровая, компьютерная, сексуальная, навязчивые покупки, пристрастие к громкой музыке, и т. д.)
- Крайние степени увлечения каким-либо видом деятельности, приводящим к игнорированию имеющихся жизненных проблем и их усугубление(религиозный фанатизм, сектантство, и т. д.) [4]
В своей статье я хочу рассказать о профилактике химической зависимости у подростков.
В последние годы употребление несовершеннолетним и молодежью алкоголя, наркотических и других психоактивных веществ, превратилось для России в проблему, представляющую серьезную угрозы здоровью населения, экономике страну, социальной сфере и правопорядку.
Важным фактором наркотизации является снижение у большинства подростков превентивной психологической защиты и низкий ценностный барьер.
Каковы причины приобщения подростков к наркотическим средствам?
«За компания», берут на «слабо», конфликтные отношения в семье, «я никому не нужен», внутренний дискомфорт, «все нужно попробовать», «ради кайфа» и т. д. (из анкет учащихся), то есть большую негативную роль в формировании наркозависимости у подростков играют психологические факторы риска — неадекватная самооценка, неспособность идентифицировать или выразить чувства, низкая стрессоустойчивость, высокая подверженность влиянию групповых норм, повышенная тревожность, импульсивность и т. д.
В связи со сложной ситуацией в стране, когда подросток подвержен различным негативным влиянием не только с внешней стороны, но порой даже и в семье, обществу нужны коренные перемены в области профилактической работы. В учебном заведении профилактическая работа должна опираться на лучшие качества учащихся, на их достижения, пусть и небольшие.
Теоретические основы педагогической профилактики.
Согласно Концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде, активные первичные профилактические мероприятия должны опираться, прежде всего, на методологию формирования у детей и молодёжи представлений об общечеловеческих ценностях, ЗДОРОВОМ образе жизни, препятствующих вовлечению в наркогенную ситуацию, и формирование у детей и молодежи умений и навыков активной и психологической защиты он вовлечения в наркотизацию и антисоциальную деятельность.
Как гласит русская народная мудрость: «Учись доброму, так худое и на ум не пойдёт».
Целями первичной профилактической деятельности в учебном заведении являются:
− пропаганда здорового образа жизни;
− изменение ценностного отношения детей и молодежи к наркотикам и формирование личной ответственности за своё поведение.
Стратегическим приоритетом первичной профилактики следует рассматривать не запугивание обучающихся «страшилками» о наркозависимости. Необходимо создание системы позитивной профилактики, которая ориентируется не на патологию, не на проблему и ее последствия, а на защищающий от возникновения проблем потенциал здоровья — освоение и раскрытие ресурсов психики и личности, поддержку молодого человека и помощь ему в самореализации собственного жизненного предназначения, то есть на пропаганду здорового образа жизни.
Основные принципы профилактической деятельности в образовательном учреждении.
Комплексность |
Согласованное взаимодействие органов и учреждений, отвечающих за различные аспекты системы профилактики, специалистов различных профессий, имеющих отношение к работе с детьми (педагогов, психологов, врачей, наркологов, социальных работников, инспекторов ПДН, работников комиссия по делам несовершеннолетних) |
Дифференцированность |
Дифференцированность целей, задач, методов, форм работы с учетом возраста детей. |
Аксиологичность (ценностная ориентация) |
Формирование у молодёжи мировоззренческих представлений об общечеловеческий ценностях, здоровом образе жизни, законопослушности, уважения к человеку, государству, окружающей среде и др., которые являются ориентирами и регуляторами их поведения. Формирование у подростков представления о здоровье как о важнейшей общечеловеческой ценности, ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих через воспитательные мероприятия, акции, кружки, секции, спортивные мероприятия. |
Многоаспектность |
Сочетание различных направлений целевой профилактической деятельности. Ведущими аспектами профилактической деятельности в образовательной среде являются: Социальный аспект: формирование моральных и нравственных ценностей, определяющих выбор здорового образа жизни, отрицательного отношения к употреблению ПАВ). Психологический аспект: формирование адекватной самооценки, освоение навыков «быть успешным», самостоятельно принимать решения и нести ответственность, прежде всего перед самим собой. Образовательный аспект: формирование системы представления о негативных последствиях употребления наркотических веществ. |
Легитимность |
Профилактическая работа осуществляется в рамках правовой базы. К правовой базе указанной деятельности относятся все нормативные акты о правах и обязанностях лиц, которые пределах своей компетенции и статуса обязаны заниматься профилактикой. К правовой базе относятся также права и обязанности детей и молодежи, которые затрагиваются в различной степени, когда по отношению к ним осуществляются активные профилактические мероприятия. |
Преемственность |
Согласованность профилактических мероприятиях. Анализ, обобщения, использование уже существующих технологий профилактики наркомании. |
Непрерывность |
Профилактическая работа не должна ограничиваться временем прибивания в школе, привлечение к работе системы дополнительного образования, учреждений культуры. |
Систематичность |
Работа ведется систематически, принимаемые меры согласуются, не противоречат друг другу, вытекают одна из другой. |
Формы, методы, приемы воспитательной работы
Приоритет отдаётся диалоговым формам общения, методу проблемных ситуаций, побуждению к самовоспитанию, созданию условий для развития и воспитания личности:
− Дискуссии, диспуты, дебаты;
− Ролевые, деловые игры;
− Экскурсии, походы;
− Круглые столы;
− Соревнования;
− Викторины;
− Встречи со специалистами;
− Тренинги;
− Объяснительно-информационный рассказ;
− Акции;
− Презентации;
− Конкурсы, праздники.
«Болезнь легче предупредить, чем лечить» — это золотое правило медицины приобретает особое значение, когда речь заходит о злоупотреблении психоактивными веществами (ПАВ) среди подростков.
Основная задача педагогической профилактики заключается не столько в предотвращении реального знакомства с психоактивными веществами, сколько в том, чтобы помочь учащимся овладеть определенными навыками поведения, которые помогут следовать ЗОЖ (здоровому образу жизни).
Молодые люди должны успешно строить отношения с окружающим миром — решать проблемы, реализовывать возникшие потребности за счёт собственных знаний и умений. И тут задачи профилактики полностью совпадают с задачами собственно воспитания: помогать юному человеку осознавать ответственность за выбор здорового образа жизни, приобретать умение решать личные и социальные проблемы.
Проведение мероприятий, в которых поощряется любое творческое самовыражение детей, подростков, педагогов и родителей:
− Тренинги, практические семинары;
− Родительские собрания и конференции;
− Диспуты и дискуссии;
− Игровые занятия, деловые и ролевые игры;
− Спортивные соревнования, праздники здоровья;
− Выпуск информационных листков и газет о здоровом образе жизни, плакатов, памяток, буклетов, роликов, презентаций;
− Проведение конференций и круглых столов, посвященных проблеме здорового образа жизни, создание научно-исследовательских и социальных проектов;
− проведение КВН, праздников, конкурсов;
− индивидуальные консультации среди подростков, педагогов и родителей и т. д.
Основные виды деятельности:
- Интеллектуальная— уроки, интеллектуальные игры, олимпиады, конференции, творческие работы, создание презентаций, лекторская группа «подросток — подростку», конкурсы, викторины, интернет уроки и т. т.
- Спортивно-оздоровительная — спорт, физический труд, туризм, подвижные игры, праздники, акции, соревнования, дни здоровья, физкультминутки, день игры, акции, рекламные ролики, выставки рисунков, плакатов, фотогазет и т. т.
- Общественная — организаторская — социальное проектирование, организационно-деятельные игры, акции.
- Творческая — конкурсы, турниры, уроки, творческие объединения, кружки и т. д.
- Коммуникативная— свободное общение, неформальные объединения, кружки по интересам, организации, тренинги и т. д.
Литература:
- Акопов, А. Ю. Безумие здоровых в больном обществе. А. Ю. Акопов/Невский врачебный вестник.- 2000.№ 5.-с 12–14
- Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы. Уч. Пособие/ Е. П. Ильин.-Спс.: Питер,2002.-512с. Библиграф.:с.487–496–1500 экз. ISBN 5–272–00028–5
- Махаткова, С. В. От здоровой школы — к здоровой семье в здоровом социуме. С. В. Махаткова, сборник антинаркотических программ- Калуга.:2012.-236с. -200экз.
- Короленко, Ц. П. Психосоциальная аддиктология / Н. В. Дмитриева Ц. П. Короленко. –Новосибирск.: Олсиб, 2001.-251с.- Библиграф.: с.107–113.- 3000 экз. ISBN 5–305–00089–0