Профилактика химической зависимости у подростков | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №3 (293) январь 2020 г.

Дата публикации: 16.01.2020

Статья просмотрена: 1347 раз

Библиографическое описание:

Филимонова, О. Н. Профилактика химической зависимости у подростков / О. Н. Филимонова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 3 (293). — С. 463-465. — URL: https://moluch.ru/archive/293/66174/ (дата обращения: 18.12.2024).



Подростковый возраст — особенно трудный период. Именно в этом возрасте возникают конфликты с родителями, учителями и даже друзьями, часто накатывают волны скуки и разочарования. Приходится делать трудный выбор. В результате подросток склонен пробовать все, что может доставить удовольствие, развеять скуку, улучшить настроение, увести от проблем. У подростков в этом возрасте свойственно аддиктивное поведение. В возникновении аддиктивного поведения имеют значение личностные особенности подростка и характер воздействия среды на него. Установкой подростка-аддикта становится стремление к немедленному получению удовольствия ценой, вне зависимости от последствий, которые могут быть неблагоприятными и даже опасными. Образ жизни взрослого аддикта рассматривается как прямая противоположность тому, что принято называть «здоровым образом жизни» [1]

Суть аддиктивного поведения — это уход от реальности за счет изменения состояния психики. Окружающий мир оказывает воздействие на внутреннее психическое состояние аддикта и вызывает у него желание избавиться от дискомфорта.

Выделяют следующие виды аддиктивного поведения:

  1. Химическая зависимость (наркомания, токсикомания, курение, алкоголизм.)
  2. Нарушение пищевого поведения(анорексия, голодание, булимия)
  3. Нехимические типы зависимостей (игровая, компьютерная, сексуальная, навязчивые покупки, пристрастие к громкой музыке, и т. д.)
  4. Крайние степени увлечения каким-либо видом деятельности, приводящим к игнорированию имеющихся жизненных проблем и их усугубление(религиозный фанатизм, сектантство, и т. д.) [4]

В своей статье я хочу рассказать о профилактике химической зависимости у подростков.

В последние годы употребление несовершеннолетним и молодежью алкоголя, наркотических и других психоактивных веществ, превратилось для России в проблему, представляющую серьезную угрозы здоровью населения, экономике страну, социальной сфере и правопорядку.

Важным фактором наркотизации является снижение у большинства подростков превентивной психологической защиты и низкий ценностный барьер.

Каковы причины приобщения подростков к наркотическим средствам?

«За компания», берут на «слабо», конфликтные отношения в семье, «я никому не нужен», внутренний дискомфорт, «все нужно попробовать», «ради кайфа» и т. д. (из анкет учащихся), то есть большую негативную роль в формировании наркозависимости у подростков играют психологические факторы риска — неадекватная самооценка, неспособность идентифицировать или выразить чувства, низкая стрессоустойчивость, высокая подверженность влиянию групповых норм, повышенная тревожность, импульсивность и т. д.

В связи со сложной ситуацией в стране, когда подросток подвержен различным негативным влиянием не только с внешней стороны, но порой даже и в семье, обществу нужны коренные перемены в области профилактической работы. В учебном заведении профилактическая работа должна опираться на лучшие качества учащихся, на их достижения, пусть и небольшие.

Теоретические основы педагогической профилактики.

Согласно Концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде, активные первичные профилактические мероприятия должны опираться, прежде всего, на методологию формирования у детей и молодёжи представлений об общечеловеческих ценностях, ЗДОРОВОМ образе жизни, препятствующих вовлечению в наркогенную ситуацию, и формирование у детей и молодежи умений и навыков активной и психологической защиты он вовлечения в наркотизацию и антисоциальную деятельность.

Как гласит русская народная мудрость: «Учись доброму, так худое и на ум не пойдёт».

Целями первичной профилактической деятельности в учебном заведении являются:

− пропаганда здорового образа жизни;

− изменение ценностного отношения детей и молодежи к наркотикам и формирование личной ответственности за своё поведение.

Стратегическим приоритетом первичной профилактики следует рассматривать не запугивание обучающихся «страшилками» о наркозависимости. Необходимо создание системы позитивной профилактики, которая ориентируется не на патологию, не на проблему и ее последствия, а на защищающий от возникновения проблем потенциал здоровья — освоение и раскрытие ресурсов психики и личности, поддержку молодого человека и помощь ему в самореализации собственного жизненного предназначения, то есть на пропаганду здорового образа жизни.

Основные принципы профилактической деятельности в образовательном учреждении.

Комплексность

Согласованное взаимодействие органов и учреждений, отвечающих за различные аспекты системы профилактики, специалистов различных профессий, имеющих отношение к работе с детьми (педагогов, психологов, врачей, наркологов, социальных работников, инспекторов ПДН, работников комиссия по делам несовершеннолетних)

Дифференцированность

Дифференцированность целей, задач, методов, форм работы с учетом возраста детей.

Аксиологичность (ценностная ориентация)

Формирование у молодёжи мировоззренческих представлений об общечеловеческий ценностях, здоровом образе жизни, законопослушности, уважения к человеку, государству, окружающей среде и др., которые являются ориентирами и регуляторами их поведения. Формирование у подростков представления о здоровье как о важнейшей общечеловеческой ценности, ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих через воспитательные мероприятия, акции, кружки, секции, спортивные мероприятия.

Многоаспектность

Сочетание различных направлений целевой профилактической деятельности. Ведущими аспектами профилактической деятельности в образовательной среде являются:

Социальный аспект: формирование моральных и нравственных ценностей, определяющих выбор здорового образа жизни, отрицательного отношения к употреблению ПАВ).

Психологический аспект: формирование адекватной самооценки, освоение навыков «быть успешным», самостоятельно принимать решения и нести ответственность, прежде всего перед самим собой.

Образовательный аспект: формирование системы представления о негативных последствиях употребления наркотических веществ.

Легитимность

Профилактическая работа осуществляется в рамках правовой базы. К правовой базе указанной деятельности относятся все нормативные акты о правах и обязанностях лиц, которые пределах своей компетенции и статуса обязаны заниматься профилактикой. К правовой базе относятся также права и обязанности детей и молодежи, которые затрагиваются в различной степени, когда по отношению к ним осуществляются активные профилактические мероприятия.

Преемственность

Согласованность профилактических мероприятиях. Анализ, обобщения, использование уже существующих технологий профилактики наркомании.

Непрерывность

Профилактическая работа не должна ограничиваться временем прибивания в школе, привлечение к работе системы дополнительного образования, учреждений культуры.

Систематичность

Работа ведется систематически, принимаемые меры согласуются, не противоречат друг другу, вытекают одна из другой.

Формы, методы, приемы воспитательной работы

Приоритет отдаётся диалоговым формам общения, методу проблемных ситуаций, побуждению к самовоспитанию, созданию условий для развития и воспитания личности:

− Дискуссии, диспуты, дебаты;

− Ролевые, деловые игры;

− Экскурсии, походы;

− Круглые столы;

− Соревнования;

− Викторины;

− Встречи со специалистами;

− Тренинги;

− Объяснительно-информационный рассказ;

− Акции;

− Презентации;

− Конкурсы, праздники.

«Болезнь легче предупредить, чем лечить» — это золотое правило медицины приобретает особое значение, когда речь заходит о злоупотреблении психоактивными веществами (ПАВ) среди подростков.

Основная задача педагогической профилактики заключается не столько в предотвращении реального знакомства с психоактивными веществами, сколько в том, чтобы помочь учащимся овладеть определенными навыками поведения, которые помогут следовать ЗОЖ (здоровому образу жизни).

Молодые люди должны успешно строить отношения с окружающим миром — решать проблемы, реализовывать возникшие потребности за счёт собственных знаний и умений. И тут задачи профилактики полностью совпадают с задачами собственно воспитания: помогать юному человеку осознавать ответственность за выбор здорового образа жизни, приобретать умение решать личные и социальные проблемы.

Проведение мероприятий, в которых поощряется любое творческое самовыражение детей, подростков, педагогов и родителей:

− Тренинги, практические семинары;

− Родительские собрания и конференции;

− Диспуты и дискуссии;

− Игровые занятия, деловые и ролевые игры;

− Спортивные соревнования, праздники здоровья;

− Выпуск информационных листков и газет о здоровом образе жизни, плакатов, памяток, буклетов, роликов, презентаций;

− Проведение конференций и круглых столов, посвященных проблеме здорового образа жизни, создание научно-исследовательских и социальных проектов;

− проведение КВН, праздников, конкурсов;

− индивидуальные консультации среди подростков, педагогов и родителей и т. д.

Основные виды деятельности:

  1. Интеллектуальнаяуроки, интеллектуальные игры, олимпиады, конференции, творческие работы, создание презентаций, лекторская группа «подросток — подростку», конкурсы, викторины, интернет уроки и т. т.
  2. Спортивно-оздоровительная — спорт, физический труд, туризм, подвижные игры, праздники, акции, соревнования, дни здоровья, физкультминутки, день игры, акции, рекламные ролики, выставки рисунков, плакатов, фотогазет и т. т.
  3. Общественная организаторская — социальное проектирование, организационно-деятельные игры, акции.
  4. Творческая — конкурсы, турниры, уроки, творческие объединения, кружки и т. д.
  5. Коммуникативнаясвободное общение, неформальные объединения, кружки по интересам, организации, тренинги и т. д.

Литература:

  1. Акопов, А. Ю. Безумие здоровых в больном обществе. А. Ю. Акопов/Невский врачебный вестник.- 2000.№ 5.-с 12–14
  2. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы. Уч. Пособие/ Е. П. Ильин.-Спс.: Питер,2002.-512с. Библиграф.:с.487–496–1500 экз. ISBN 5–272–00028–5
  3. Махаткова, С. В. От здоровой школы — к здоровой семье в здоровом социуме. С. В. Махаткова, сборник антинаркотических программ- Калуга.:2012.-236с. -200экз.
  4. Короленко, Ц. П. Психосоциальная аддиктология / Н. В. Дмитриева Ц. П. Короленко. –Новосибирск.: Олсиб, 2001.-251с.- Библиграф.: с.107–113.- 3000 экз. ISBN 5–305–00089–0
Основные термины (генерируются автоматически): здоровый образ жизни, подросток, профилактическая работа, правовая база, образовательная среда, окружающий мир, педагогическая профилактика, профилактическая деятельность, учебное заведение, химическая зависимость.


Задать вопрос