В представленной статье автор делает попытку проанализировать практику применения проектного подхода в сфере культуры муниципального образования, и выявить недостатки применения данного подхода и пути решения, возникающих в связи этим проблем.
Ключевые слова: проектный подход, проект, сфера культуры, муниципальное образование.
В настоящее время проектное управление является одним из ключевых инструментов эффективного управления в органах местного самоуправления по всем направлениям деятельности, в том числе в сфере культуры.
Управление сферой культуры может осуществляться на основе применения различных подходов: системного, синергетического, проектного, программно-целевого [1, с. 43]. Участие государства в развитии сферы культуры выражается в прямых и косвенных методах регулирования, производстве культурных услуг учреждениями государственного сектора, различных льготах и дотациях.
В настоящее время, особое значение Министерство культуры Российской Федерации придает развитию культуры в муниципальных образованиях, формированию, реализации муниципальной культурной политики, направляя ее на сохранение и оптимизацию сети учреждений культуры, улучшения взаимодействия с местными органами культуры, сохранение традиционной культуры и развитие любительского искусства, развитие культурного потенциала различных регионов России [2].
Приоритетными задачами муниципальной политики в сфере культуры являются:
− государственная поддержка развития культуры муниципалитетов России, реализация муниципальных стратегий культурного развития;
− сохранение и оптимизация базовой сети учреждений культуры; улучшение взаимодействия с муниципальными органами культуры;
− поддержка развития любительского искусства и традиционной культуры;
− содействие сохранению и развитию культурной инфраструктуры в сельской местности и малых городах [3].
Более подробно рассмотрим организацию деятельности сферы культуры в одном из муниципальных образований Белгородской области, в частности в Старооскольском городском округе.
Субъектом управления сферой культуры в округе является управление культуры администрации Старооскольского городского округа, которое реализует исполнительно-распорядительные функции.
В муниципальном образовании реализуется ряд программ отрасли культуры:
− Государственная программа Российской Федерации «Развитие культуры и туризма на 2013–2020 годы», утвержденная постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 317;
− Государственная программа Белгородской области «Развитие культуры и искусства Белгородской области на 2014–2020 годы», утвержденная постановлением Правительства Белгородской области от 16.12.2013 № 526-пп;
− Муниципальная программа «Развитие культуры и искусства Старооскольского городского округа на 2015–2020 годы», утвержденная постановлением главы администрации от 30.10.2014 № 3676.
Анализ проектной деятельности управления культуры администрации Старооскольского городского округа показал, что в 2016 г. в округе реализовывалось 13 проектов, при этом 8 из них были муниципальными, а 5 проектов являлись региональными. В 2017 г. округ реализовывал 11 муниципальных проектов, а работа с региональными проектами к тому времени была уже завершена. В 2018 г. в Старооскольском городском округе было реализовано 19 муниципальных проектов [4]. Стоит отметить, что на начало года в портфеле проектов было указано 13 реализуемых и готовых к реализации проектов, и 6 проектов запланированных, а к началу 2019 г. мы видим, что все проекты получили поддержку и успешно реализуются.
Благодаря реализованным проектам в 2018 году количество культурно-досуговых мероприятий в округе увеличилось на 5,5 % относительно 2017 г. и на 14 % относительно 2016 г. (общее количество мероприятий в 2018 г. — 13433, в 2017 г. — 12727, в 2016 г. — 11726) [4].
Активная проектная деятельность в сфере культуры позволила увеличить количество посетителей культурных мероприятий округа всего за один год почти в два раза. Все проводимые мероприятия получили освещение в средствах массовой информации, а также для их проведения специалистами была оказана методическая помощь.
Большое значение в функционировании социокультурного кластера имеет социальное партнерство всех субъектов, расположенных на территории муниципального образования. От того, насколько многофункционально их объединение, эффективно развиваются между ними различного рода взаимодействия, зависит формирование у населения бережного отношения к истории и культуре родного края, его традициям, приобщение детей и молодежи к истокам народной культуры, сохранение преемственности поколений. Участники социально-культурного кластера ежегодно заключают многосторонние соглашения о совместной деятельности и разрабатывают планы мероприятий.
Анализ показал, что основная масса проектов направлена на развитие сферы культуры в г. Старый Оскол и в меньшей степени на сельские территории. А также отсутствуют модельные проекты, разработанные управлением культуры Старооскольского городского округа для развития сферы культуры на территории сельских поселений.
В культурной политике муниципального образования сохранилась направленность на достижение многообразия и повышения качества оказания культурных услуг населению, повышение их социальной значимости, сохранение и развитие единого культурного пространства на всей территории округа. Для достижения основных показателей в данной сфере необходимо соответствующее финансовое обеспечение.
В настоящее время, финансовое обеспечение осуществляется по нескольким направлениям, но тем не менее существует нехватка средств для устранения следующих проблем: высокий уровень физического износа зданий учреждений культуры, требует капитального ремонта, а также требуются новые помещения для хранения музейного фонда и размещения новых экспозиций; недостаточное комплектование фондов библиотек округа требует приобретения дополнительных комплектов литературы; высокий износ музыкальной аппаратуры требует обновления музыкального оборудования. Следовательно, при формировании бюджета муниципального образования необходимо заложить средства для устранения вышеназванных проблем. Самый оптимальный способ устранения вышеуказанных проблем является разработка проекта, финансовая поддержка которого позволит устранить выявленные проблемы.
Многие работники сферы культуры считают, что проекты требуют больших затрат сил и средств, а также являются модным увлечением, которое носит в большей степени имитационный характер. Возможно такое мнение складывается из-за отсутствия четкого механизма применения проектного подхода, и «удаленность» проектов от реально существующих проблем в сфере культуры муниципального образования.
Таким образом, анализ практики применения проектного подхода в сфере культуры показал, что проектная деятельность в муниципальном образовании представлена достаточно разнообразно и проекты затрагивают практически все направления данной сферы. Но тем не менее требуется совершенствование механизма применения проектного подхода в сфере культуры и разработка соответствующих нормативных и методических документов.
Литература:
1. Кудрина Е. Л., Юдина А. И., Мухамедиева С. А. Социально-культурные технологии туристской деятельности: проектный подход // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. — 2015. –№ 31. — С. 43.
2. Положение о Минкультуры России: постановление Правительства РФ от 20.07.2011 № 590 (в ред. от 30.11.2018). — Режим доступа: https://www.mkrf.ru/about/authority/ (дата обращения: 12.11.2019).
3. Наточий В. В. Реализация культурной политики на муниципальном уровне: проблемы и перспективы // АНИ: экономика и управление. — 2017. — № 3 (20). — С. 400–403.
4. Отчет о деятельности управления культуры администрации Старооскольского городского округа за 2018 г. — Режим доступа: http://oskol-kultura31.ru/otchety-o-deyatelnosti/ (дата обращения: 15.12.2019).