История развития балетного искусства в Мариинском театре (Театре оперы и балета им. С. М. Кирова) в конце 60-х — начале 70-х гг. XX в. | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №3 (293) январь 2020 г.

Дата публикации: 13.01.2020

Статья просмотрена: 398 раз

Библиографическое описание:

Григорьева, М. А. История развития балетного искусства в Мариинском театре (Театре оперы и балета им. С. М. Кирова) в конце 60-х — начале 70-х гг. XX в. / М. А. Григорьева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 3 (293). — С. 256-258. — URL: https://moluch.ru/archive/293/66293/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье рассматривается балетное искусство театра оперы и балета им. С. М. Кирова. Автор приходит к выводу, что балет в Ленинграде в данном театре был на самом высоком уровне, что было подтверждается статьями в периодической печати и отзывах о гастрольной деятельности театра в разных городах СССР.

Ключевые слова: балет, хореография, Кировский театр, артисты, спектакль, «триумфаторы»

Целью данной статьи является анализ истории и развития балета в Ленинграде на примере театра оперы и балета им. С. М. Кирова в указанный период времени.

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что классический балет, принципам которого оставался верен данный театр в конце 60-х начале 70-х гг. ХХ века, имел мощный потенциал социокультурной востребованности.

Научная новизна исследуемого вопроса состоит в том, что до сего времени история и развитие балета, как особого вида театрального искусства, не были проанализированы отечественными учёными достаточно глубоко.

Кроме того, следует отметить тот факт, что на протяжении всей истории классический балет является предметом особо пристального внимания как широкой публики, так и представляет собой важную составляющую государственной культурной политики. В связи с этим отметим, что важнейшим фактором является также то, что советский балет был и остаётся предметом не только культурного, но и внешнеполитического престижа для балетной труппы театра, которая выезжала на гастроли в Западную Европу, а также в другие регионы мира.

Всем известно, что балет — это музыкальный хореографический спектакль, в котором все мысли и образы раскрываются и воплощаются при помощи музыки и пластики. Что же касается русского балета, он отмечен соцветием выдающихся имён, разнообразием направлений, тщательно отточенной пластикой и, самое важное, — высочайшим актерским искусством.

Стоит отметить, что история театра оперы и балета им. С. М. Кирова тесно связанна с историей европейского хореографического искусства, корни которого уходят в XVIII век.

Отметим, что в указанный период времени в театре велись активные поиски пластической образности балетмейстером, руководителем труппы «Хореографические миниатюры», заслуженным деятелем искусств РСФСР, лауреатом Сталинской премии II степени Леонидом Якобсоном, которые нашли своё отражение в спектаклях-миниатюрах, таких как: «Каменный цветок», «Легенда о любви», «Двенадцать», «Страна чудес», «Шурале» и многими другими. Эти спектакли отмечены непревзойденным мастерством и выразительность таких танцовщиков как, Аллы Шелест, Ирины Колпаковой, Габриэлы Комлевой, Натали Макаровой и др.

В 1967 году театр выпустил две балетные премьеры: одноактные «Испанские миниатюры» —поставил X. де Фонсеа, заслуженный учитель хореографии Белорусской ССР и спектакль «Страна чудес». Заметим также, что все премьерные спектакли очень пристально просматривались, а затем детально обсуждались членами Художественного совета театра. Например, в 1967 г. на балет «Страна чудес» в целом была дана положительная характеристика, однако были сделаны и критические замечания в адрес балетмейстера и композитора, что было весьма серьёзно воспринято режиссером театра Леонидом Якобсоном и повлекло существенные изменения в концепции постановки данного спектакля.

Руководство театра держало под контролем на протяжении всей истории существования Кировского театра отзывы прессы и зрителей как о том или ином балете в частности, так и о балетной труппе в целом. Балет в данном театре сравнивали с поэзией Пушкина.

Также следует сделать акцент на том, что артисты балета активно принимали участие во Всесоюзных конкурсах, где всегда занимали призовые места. Так в 1972 г. артисты балета приняли участие в одном из таких конкурсов. Места распределились следующим образом: 2-е место заняла Семенянова Л. И. и по итогам конкурса ей была присвоена вторая премия, а 3-е место получил Бланков Б. В., которому была присвоена третья премия. Подобные достижения явно демонстрировали высокий профессионализм и огромную популярность исполнителей балета театра им. С. М. Кирова.

Необходимо отметить тот факт, что балетные постановки в данном театре широко освещались в периодической печати. К примеру, в 1970 г. на сцене театра состоялся премьерный показ балета «Гамлет», поставленный К. Сергеевым на либретто Н. Волкова и А. Хандамировой на музыку Н. Червинского, где всеми доступными средствами балетного искусства было воплощено одно из величайших творений мировой литературы. Перед зрителями предстала хореографическая драма. Сам танец стал текстом сценического произведения. Многие эпизоды балета строились по принципу развернутого хореографического дуэта. К таким танцам можно отнести: танцы Клавдии и Гертруды.

Среди многообразия балетных постановок данного театра нельзя не отметить еще один знаковый балет — «Лебединое озеро», который занял свое законное место на театральных подмостках 8 марта 1950 года в новой редакции спектакля Петипа и Иванова, балетмейстера К. М. Сергеева. Это произведение стало символом русского балета. Немало поколений балетмейстером, режиссеров, артистов и зрителей сменились, но балет был и остается востребованным по сей день.

Немаловажным является факт, что театр оперы и балета им. С. М. Кирова, благодаря артистам балета получил прозвище «Триумфатор». Поразительно, что данное прозвище появилось после фестиваля в столице Франции, Париже, где артисты балета завоевали семь почетных званий.

Одним из важнейших качеств театра является постоянный поиск новых форм, обогащение классической основы танца новыми элементами, созданием интересных пластических образов, выразительными деталями. Все сказанное как нельзя лучше характеризует новую балетную постановку театра «Сотворение мира», премьера которой состоялась 23 марта 1971 г. Спектакль получил самые положительные отзывы уже после генерального прогона постановки: «Музыка талантливая, спектакль полезен для труппы и актеров, спектакль получился интересным». Новый спектакль — это большая творческая победа всего коллектива постановщиков и исполнителей.

Коллектив театра активно работал над восстановлением спектаклей, которые пользовались успехом у зрителей, но по тем или иным причинам исчезли с театральных подмостков. Примером таких спектаклей могут служить балет «Раймонда», впервые поставленный в 1948 году и балет «Шурале», поставленный в 1950 году. Восстановленные спектакли были восторженно встречены широкой массой публики.

Как уже было отмечено, балетная труппа театра активно гастролировала по стране. В период с 16 по 21 декабря 1970 г. коллектив выезжал в Тегеран вместе с оркестром. За время гастролей было показано два балета «Лебединое озеро» и «Жизель». Всего было показано четыре спектакля. Выступление артистов балета, оркестра прошли на самом высоком уровне и получили наивысшую оценку в иранской прессе. Также труппа выезжала на гастроли в Югославию, где в местной газете подчёркивалось, что ленинградский балет бережно хранит классическое наследие, одновременно ищет новые пути и в хореографическом плане стремится отразить темы, которые волнуют современников.

Таким обзором, исходя из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что история театра оперы и балета им. С. М. Кирова в указанный период времени является наглядным подтверждением того, что театр был и остается на высоком уровне своего развития, неизменно сохраняя принципы классического балета.

Благодаря хореографам и артистам отечественный балет был поднят до небывалых высот. Усложнение и усовершенствование балетной пластики, актёрского мастерства, достаточно продуманная и глубокая драматургия — это были этапы эволюции балетного искусства, отмечая исторические и культурные вехи на своем пути, поднимая русский классический балет на недостижимую высоту. Из развлекательного искусства он превратился в искусство высшей пробы, покорившее весь мир. Каждый из крупных балетмейстеров и артистов балета — это самобытный стиль, высочайшее актёрское мастерство, доведённая до совершенства техника. Русский балет — это феномен культуры, источник нравственного совершенства, который необходимо сохранять и подпитывать.

Литература:

  1. Вечерний Ленинград. Газета ленинградского городского комитета коммунистической партии советского союза и ленинградского совета депутата трудящихся. 1964–1975 гг.
  2. Центральный государственный архив литературы и искусства
Основные термины (генерируются автоматически): балет, Киров, артист балета, спектакль, русский балет, театр, указанный период времени, балетное искусство, Кировский театр, периодическая печать.


Ключевые слова

балет, спектакль, хореография, Кировский театр, артисты, «триумфаторы»

Похожие статьи

К истории высшего университетского образования СССР в период перестройки (80–90-е гг. ХХ века)

В данной статье рассматриваются некоторые аспекты высшего университетского образования в СССР в период «перестройки». Приводится статистика по количеству высших учебных заведений в СССР на период 80-х — 90-х г. г. ХХ века. Дается характеристика идеол...

Первые работы Дягилева во Франции — становление «Русских сезонов» в Европе

Автор статьи рассматривает особенности первых организованных творческих гастролей С. П. Дягилева во Франции. В статье охвачены труды Дягилева с 1906 по 1910 гг. от художественной выставки до первых балетных сезонов. В статье предпринята попытка раскр...

Зарождение и развитие жанра «мюзикл» в театральном искусстве Узбекистана сквозь призму творчества С. С. Каприелова

В данной статье рассматривается вопрос формирования жанра мюзикл в структуре развития театрального искусства Узбекистана на примере творчества Заслуженного работника культуры Узбекистана и театрального режиссера Сергея Сергеевича Каприелова. Дается о...

«История одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина в советской мультипликации

В статье рассмотрены экранизации по мотивам «Истории одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина: мультфильм Н. Ходатаева «Органчик» (1933) и мультфильм «История одного города. Органчик» (1991) В. Караваева. Выявлены особенности интерпретации сюжета и обр...

Формирование и ступени развития узбекского театра одного актёра

Это статья про явление и формирование театра одного актёра в Узбекистане. В статье описывается становление театрального искусства в Узбекистане, жанры и стили в традиционном узбекском театре. Кроме того, в статье рассказывается об узбекских актёрах и...

О вокальной музыке Г. В. Свиридова (на примере поэмы «Петербург» на стихи А. А. Блока)

В статье рассмотрено образно-тематическое содержание вокальной музыки Г. В. Свиридова на примере вокальной поэмы «Петербург» на стихи А. А. Блока. В статье названы традиции европейского и русского камерного пения, проявленные в творчестве композитора...

Рецепция «Фауста» И. В. Гёте в критике XXI века

В статье приведён краткий ознакомительный обзор восприятия трагедии И. В. Гёте «Фауст» некоторыми отечественными литературоведами в ХХI веке. Задачей статьи является обзор основных тенденций в рецепции и оценке «Фауста» отечественной критикой начала ...

Художественный перевод в России в советский период

В данной статье раскрываются особенности развития художественного перевода в Советский период. Под влиянием усиленного государственного контроля и цензуры, под запретом оказалось множество произведений зарубежной литературы. А те, что были разрешены,...

Русская романтическая поэзия первой половины XIX века

Статья посвящена описанию роли теме, «Тема поэта и поэзии в творчестве В. А. Жуковского, А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова». Эти три русских поэта принадлежат первой трети XIX века. Обзорные главы по ним располагаются в учебниках, энциклопедиях один з...

Символика пекинской оперы

В данной статье рассматривается проблема восприятия пекинской оперы. В основной части статьи рассказывается, что театральное искусство в Китае кардинально отличается от театрально искусства в западных странах. Без подготовки и знаний определенных сим...

Похожие статьи

К истории высшего университетского образования СССР в период перестройки (80–90-е гг. ХХ века)

В данной статье рассматриваются некоторые аспекты высшего университетского образования в СССР в период «перестройки». Приводится статистика по количеству высших учебных заведений в СССР на период 80-х — 90-х г. г. ХХ века. Дается характеристика идеол...

Первые работы Дягилева во Франции — становление «Русских сезонов» в Европе

Автор статьи рассматривает особенности первых организованных творческих гастролей С. П. Дягилева во Франции. В статье охвачены труды Дягилева с 1906 по 1910 гг. от художественной выставки до первых балетных сезонов. В статье предпринята попытка раскр...

Зарождение и развитие жанра «мюзикл» в театральном искусстве Узбекистана сквозь призму творчества С. С. Каприелова

В данной статье рассматривается вопрос формирования жанра мюзикл в структуре развития театрального искусства Узбекистана на примере творчества Заслуженного работника культуры Узбекистана и театрального режиссера Сергея Сергеевича Каприелова. Дается о...

«История одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина в советской мультипликации

В статье рассмотрены экранизации по мотивам «Истории одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина: мультфильм Н. Ходатаева «Органчик» (1933) и мультфильм «История одного города. Органчик» (1991) В. Караваева. Выявлены особенности интерпретации сюжета и обр...

Формирование и ступени развития узбекского театра одного актёра

Это статья про явление и формирование театра одного актёра в Узбекистане. В статье описывается становление театрального искусства в Узбекистане, жанры и стили в традиционном узбекском театре. Кроме того, в статье рассказывается об узбекских актёрах и...

О вокальной музыке Г. В. Свиридова (на примере поэмы «Петербург» на стихи А. А. Блока)

В статье рассмотрено образно-тематическое содержание вокальной музыки Г. В. Свиридова на примере вокальной поэмы «Петербург» на стихи А. А. Блока. В статье названы традиции европейского и русского камерного пения, проявленные в творчестве композитора...

Рецепция «Фауста» И. В. Гёте в критике XXI века

В статье приведён краткий ознакомительный обзор восприятия трагедии И. В. Гёте «Фауст» некоторыми отечественными литературоведами в ХХI веке. Задачей статьи является обзор основных тенденций в рецепции и оценке «Фауста» отечественной критикой начала ...

Художественный перевод в России в советский период

В данной статье раскрываются особенности развития художественного перевода в Советский период. Под влиянием усиленного государственного контроля и цензуры, под запретом оказалось множество произведений зарубежной литературы. А те, что были разрешены,...

Русская романтическая поэзия первой половины XIX века

Статья посвящена описанию роли теме, «Тема поэта и поэзии в творчестве В. А. Жуковского, А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова». Эти три русских поэта принадлежат первой трети XIX века. Обзорные главы по ним располагаются в учебниках, энциклопедиях один з...

Символика пекинской оперы

В данной статье рассматривается проблема восприятия пекинской оперы. В основной части статьи рассказывается, что театральное искусство в Китае кардинально отличается от театрально искусства в западных странах. Без подготовки и знаний определенных сим...

Задать вопрос