Дидактическая игра как средство развития речевой деятельности у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Мясникова, Е. К. Дидактическая игра как средство развития речевой деятельности у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Е. К. Мясникова, А. В. Вавилова, О. К. Бушуева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 3 (293). — С. 444-446. — URL: https://moluch.ru/archive/293/66294/ (дата обращения: 23.11.2024).



Коррекционная работа с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, требует использования игровых приемов в еще большей степени, чем в работе педагога с детьми, у которых речь сформирована в норме. Проблема преодоления общего недоразвития речи у дошкольников является наиболее актуальной для современной педагогики. Число детей с нарушениями речи ежегодно растет. Такие дети нуждаются в особом подходе со стороны педагога. Основным видом деятельности детей дошкольного возраста является игра и поэтому использование дидактических игр на занятиях, считается необходимой составляющей в работе дошкольного педагога.

Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом — это специфическое проявление речевых нарушений, при которых нарушены или отстают от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики. Отмечаются отклонения в смысловой и произносительной сторонах речи.

Особенности детей с ОНР проявляются на занятиях, в игровой и бытовой деятельности. Такие дети быстро утомляются, с трудом воспринимают инструкцию педагога. В общении между собой, у некоторых детей отмечается повышенная возбудимость, они становятся излишне подвижными. Другие, наоборот, вялы, апатичны, не проявляют интереса к занятиям.

У дидактической игры две цели: одна их них — обучающая, которую преследует взрослый, а другая — игровая, побуждающая к развитию интереса к обучению. Необходимо, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.

Предлагаем вашему вниманию дидактическое пособие «Цветик-разноцветик», которое можно использовать как на групповых занятиях, так и в индивидуальной работе, а также в самостоятельной деятельности детей.

Пособие предназначено для детей с трёх до восьми лет. Дети мыслят конкретно, поэтому зрительные образы хорошо запоминаются и надолго сохраняются в памяти. Одним из принципов дидактики является принцип наглядности.

К. Д. Ушинский писал: «Детская природа требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов, и ребёнок усвоит их на лету». Поэтому в пособии наглядный материал имеет реалистичность изображения, яркость цветов.

Задания, игры, упражнения, представленные в пособии, обеспечивают разностороннее развитие ребенка и предполагают совокупность задач образовательных областей:

  1. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»- развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности и целенаправленности;
  2. Образовательная область «Познавательное развитие»- формирование познавательных действий, развитие мыслительных способностей, внимания, пространственного восприятия, памяти, логического мышления, наблюдательности, предпосылок к учебной деятельности.
  3. Образовательная область «Речевое развитие»- развитие связной речи, а также навыков словообразования и словоизменения, накопление словарного запаса, умение отгадывать загадки, развивать интонационную выразительность при рассказывании стихов.
  4. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»- развитие умения выкладывать схематичное изображение фигур животных, предметы из спичек, пуговиц, пробок; развитие навыков штриховки при использовании раскрасок, трафаретов.
  5. Образовательная область «Физическое воспитание»- развитие общей и мелкой моторики на физкультминутках, во время пальчиковой гимнастики.

Многофункциональность данного дидактического пособия предполагает возможность использовать его практически в любой деятельности.

Пособие может быть использовано педагогами, специалистами, родителями в работе с детьми.

Цель- создать условия для развития мыслительных и речевых процессов, с целью улучшения готовности детей к последующему школьному обучению.

Задачи:

  1. развивать интерес к окружающему миру и познавательную активность детей;
  2. поддерживать речевую активность детей, расширять словарный запас, развивать связную речь;
  3. развивать восприятие, внимание, память, воображение, мыслительные операции (анализ и синтез, сравнение и обобщение, классификация);
  4. учить и закреплять обобщающие понятия у детей;
  5. овладевать предпосылками учебной деятельности.

Описание дидактического пособия «Цветик-разноцветик».

Дидактическое пособие представляет собой поле в форме цветка с восьмью лепестками разного цвета и набором:

– тематических картинок;

– схематических изображений, раскрасок;

– наборы пуговиц, пробок, спичек для выкладывания фигур;

– подбор дидактических игр и упражнений, которые можно проводить с помощью предметных картинок;

– картотека физкультминуток и пальчиковых игр;

– логические загадки;

– логоритмические упражнения;

В центре цветка и на каждом лепестке есть прозрачные карманы, в которые располагаются картинки, также на лепестках есть цифры для счёта.

C:\Users\Андрей\Desktop\20191127_105519.jpg

Правила применения.

Для проведения игры, педагог читает загадки, дети их угадывают, обобщают и находят изображение-схему. В центральный карман вставляется картинка с обобщающим понятием. Далее детям предлагается расположить в карманах-лепестках картинки, подходящие к данной теме («Животные Севера», «Дикие животные», «Насекомые», «Овощи», «Фрукты» и другие лексические темы). Затем педагог выбирает из каталога любую игру или упражнение.

Составляя схематичное изображение предмета, дети могут самостоятельно выбрать из чего выкладывать: из спичек, пуговиц или пробок.

Также педагогом предлагаются мини-раскраски по лексической теме.

Данные игры можно проводить, как часть занятия или в свободной деятельности детей.

С детьми проводятся пальчиковые игры, физминутки, логоритмические упражнения.

Предполагаемый результат.

Использование данного дидактического пособия способствует развитию интереса к окружающему миру, повышает познавательную и речевую активность детей, расширяет словарный запас, связную речь, внимание, память, мышление и воображение, а также умение работать по определенным правилам, образцу, понимать учебную задачу

Вывод.

Таким образом, мы видим, что данная дидактическая игра помогает вызвать интерес к познавательной деятельности детей, сделать занятия более интересными и незабываемыми. Ребенок с радостью будет ждать следующего занятия!

Приложение.

  1. Картотека дидактических игр и упражнений:

– «Животные и их детёныши»

– «Кто как разговаривает?»

– «Подскажи словечко»

– «Чей домик? Кто где живет?»

– «Скажи ласково»

– «Кто как передвигается?»

– «Какие действия совершают животные?»

– «Кто может совершать эти действия?»

– «Кто лишний?»

– «Чья голова?»

– «Один-много»

– «Веселый счёт»

– «Кто кем (чем) был?»

– «Кто кем (чем) будет?»

– «Семья»

– «У кого что?»

– «Придумываем загадки»

– «Что изменилось?»

– «Чья тень?»

– «Назови одним словом»

– «Живое-похлопай, неживое-потопай!»

  1. Набор раскрасок (для закрепления понятий, развитие мелкой моторики).
  2. Набор счётных палочек, спичек для выкладывания схематических изображений, развития мелкой моторики.
  3. Набор карточек с изображением предметов по лексическим темам.
  4. Набор карточек для дидактической игры «Кто (что) лишний, почему?»
  5. Набор карточек для дидактической игры «Чья тень?»
  6. Карточки для закрепления порядкового счета.
  7. Игра «Танграм» и карточки с образцами.
  8. Загадки по лексическим темам.
  9. Набор разрезных картинок по лексическим темам.
  10. Набор карточек схематичных изображений по лексическим темам.
  11. Картотека пальчиковых игр и физкультминуток.

C:\Users\Андрей\Desktop\Новая папка\20191107_164022.jpg

Литература:

  1. Волкова Н. С., Шаховская С. Н. Логопедия. М.: Владос, 2002.
  2. Карпова С. И., Мамаева В. В. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников. С-Пб., 2012.
  3. Нищева Н. В. Комплексная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) с 3 до 7 лет. С-Пб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,2016.
Основные термины (генерируются автоматически): дидактическое пособие, образовательная область, ребенок, дидактическая игра, игра, набор карточек, мелкая моторика, общее недоразвитие речи, связная речь, учебная деятельность.


Похожие статьи

Игровая деятельность как средство повышения речевой активности у детей с общим недоразвитием речи

Театрализованная деятельность как средство развития речи и коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с нарушением речи

Методы и приемы ТРИЗ как средство активизации речевой и мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями

Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста

Развитие связной диалогической речи у детей с общим недоразвитием речи посредством словесно-логических игр

Игры с песком как средство развития речи и мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Формирование навыков выразительного чтения у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня речевого развития на уроках литературного чтения

Дидактический синквейн как средство коррекционного обучения дошкольников с общим недоразвитием речи

Театрализованная деятельность как средство развития эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста с ЗПР

Дидактическая игра как средство развития познавательной активности учащихся

Похожие статьи

Игровая деятельность как средство повышения речевой активности у детей с общим недоразвитием речи

Театрализованная деятельность как средство развития речи и коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с нарушением речи

Методы и приемы ТРИЗ как средство активизации речевой и мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями

Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста

Развитие связной диалогической речи у детей с общим недоразвитием речи посредством словесно-логических игр

Игры с песком как средство развития речи и мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Формирование навыков выразительного чтения у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня речевого развития на уроках литературного чтения

Дидактический синквейн как средство коррекционного обучения дошкольников с общим недоразвитием речи

Театрализованная деятельность как средство развития эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста с ЗПР

Дидактическая игра как средство развития познавательной активности учащихся

Задать вопрос