В данной статье рассмотрены вопросы по уплате налогов банками, механизма урегулирования работы банков, а также изучаются отношения банков с налоговыми организациями.
Ключевые слова: система налогообложения, коммерческий банк, экономика, налоги.
На современном этапе экономика приобрела сильно выраженную рыночную направленность, и именно банковская система является основным элементом структуры отношений экономического характера. Коммерческие банки в налоговой системе Российской Федерации являются одними из самых крупных инвесторов в экономическую систему нашей страны. На данный момент, в условиях экономического спада проявляется упадок финансовой активности, стабильности и прибыльности банков — данный факт говорит об усилении внимания, а именно мониторинге экономических отношений, которые связаны не только лишь с коммерческими банками, но и самим государством. Именно поэтому, вопрос о проведении оптимизации уплаты налогов коммерческими банками на сегодняшний день является актуальным.
Как известно, банк может иметь три направленности в своей деятельности:
– выступать в качестве самостоятельного налогоплательщика;
– выступать в качестве налогового агента;
– выступать в качестве связующего звена между налогоплательщиком и государством.
Исходя из того, что банк является налогоплательщиком, следует то, что он в обязательном порядке ведет налоговый учет расходов и доходов, занося все виды операций и сделок в журнал аналитического учета, согласно правилам ведения налогового учета. Данный вид учета отражает каждую сделку и операцию, который осуществил банк. К ним относят: продажу и покупку драгоценных металлов и камней, сделки хозяйственной направленности, долговые обещания и другие банковские операции и сделки. Также следует отметить, что при аналитическом учете прописывается дата, количество, стоимость, качество и иные данные, которые необходимы при данном учете. [5].
Для проведения параллели, то есть сравнительного анализа коммерческой деятельности банков России, стоит взять для примера коммерческую деятельность банков Соединенных Штатов Америки. Налогообложение и налоги в Америке сильно отличаются от налоговой системы в РФ. В качестве примера, можно привести ставку для банка и корпораций — она одинакова. В американской системе налогообложения добавленная стоимость, производственные налоги и потребительские налоги отходят на задний план, основным элементом учета является доход [2].
Для того, чтобы рассмотреть особенности, которые присущи системе налогообложения коммерческого и национального банка, нужно рассмотреть схему налогов, которыми уплачивают корпорации.
Схема системы уплаты налогов корпорацией:
- Определяем уровень доходов;
- Находим разницу между суммой общего дохода корпорации и дохода, который не подвергается налогообложению;
- Проводим налоговые расчеты с целью определения налога на чистый доход по определенной ставке налога.
Перечислим основные налоги, которые уплачивают коммерческие банки:
1) Налог на доходы физических лиц;
2) Налог на прибыль организации;
3) Налог на имущество организации;
4) Налог на добавленную стоимость;
5) Другие виды налогов.
Важным является тот факт, что банк может уклониться от одной из своих обязанностей, а именно ведение раздельного учета НДС, которые уплачивается поставщиками, при приобретении товаров, услуг или работ, используя пункт 5 статьи 170 Налогового Кодекса РФ. В этом случае банк включает затраты, при исчислении налога на прибыль организации принимаемые к вычету НДС, которые уплачены поставщиками по приобретенным товарам, услугам или работам. Как итог, полученная ими сумма НДС по совершенным операциям, облагается налогом и поделит уплате в бюджет [1].
Порядок исчисления и сроков уплаты налогов:
– Квартал — налоговый период;
– Сумма налога, которая подлежит уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода (квартала);
– Просчитывается как общая сумма налога, которая уменьшается на сумму налоговых вычетов.
Приобретая на территории России товары, услуги или работы у иностранных представителей, не являющихся налогоплательщиками и не состоящих на учете в налоговых органах, то коммерческий банк является налоговым агентом, который обязан удержать, исчислить НДС у иностранной организации.
Коммерческий банк, может выступать налоговым агентом, еще в одном случае — арендуя у органов государственной власти и органов местного самоуправления федеральные активы и городской актив. Как итог, сумма НДС просчитывается банком, как сумма арендной платы с учетом уплаты налога. Банк обязан вычесть, исчислить из прибыли, уплачиваемой арендодателю, и перевести необходимую сумму НДС в бюджет.
Налоги и сборы рассчитываются как сумма выплат и вознаграждений, которые начисляются налогоплательщиком за налоговый период в пользу физических лиц. Налогообложение исследуемого банка рассчитывается по сумме, ожидаемых возмещений к уплате в бюджет или из бюджета, в отношении налогооблагаемых прибыли и убытков, в текущий и предшествующий периоды.
Налоговая система Российской Федерации не совершенна из-за собственного налогового законодательства. «Дырами» в налоговом законодательстве пользуется большинство организаций и предприятий, и банки не исключение. Важно провести тщательную работу по устранению «пробелов» как в налоговом законодательстве, так и во всех нормативно-правовых актах и законах. Ведь здоровая банковская сфера — это важная составляющая финансового благополучия нашей страны.
Для того, чтобы достигнуть финансового благополучия и вывести экономику страны на новый уровень нужно принимать срочные меры. Во-первых, нужно установить дифференцированный расклад к налогообложению коммерческих банков. Во-вторых, целенаправленно ввести меньшую ставку налога на выгоду, если банк постоянно ориентирует прибыль не на выплату дивидендов, а на увеличение, то есть наращивание денежных средств. В-третьих, вести активную банковскую деятельность за рубежом.
Проводя оптимизацию налогообложения коммерческих банков, надо не только инициировать их на финансирование организаций реального раздела экономики, но и ограничивать их способности по уклонению от уплаты налогов и сборов. Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что роль налогового регулирования увеличивается из-за того, что необходимо принимать меры по налоговому стимулированию и сделать банковские сделки и операции труднореализуемыми или же неэффективными [4].
Малая собираемость налогов нуждается в преобразованиях в налоговом законодательстве. Улучшение налогообложения коммерческих банков станет толчком к увеличению налоговой прибыли страны, а это в свою очередь, наладит процесс совершенствования экономики страны.
Таким образом, можно сделать вывод об особенной роли банков, как субъектов налогообложения, налогов, которые они платят, так и их второстепенной роли, регламентированной законодательством. Отметим, что тема данного исследования актуальная, особенно в силу меняющего законодательства в области налогообложения, что в свою очередь требует последовательного и внимательного изучения при ведении любой деятельности.
Литература:
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 29.09.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.11.2019).
- Александров И. М. Налоговые системы России и зарубежных стран /И. М. Александров. — М.: Бератор-Пресс, 2018.
- Балашова И. А. Налог на прибыль организаций и перспективы его развития в России // Современные проблемы финансового регулирования и учета в агропромышленном комплексе. — 2018 — № 1. — С. 128–133.
- Пансков В. Г. Налоги и налогообложение. — М.: Издательство Юрайт, 2019.
- Чипуренко Е. В. Налоговая нагрузка предприятия: анализ, расчет, управление / Е. В. Чипуренко. — М.: Налоговый вестник, 2017.