В настоящей статье изучаются виды экологических правонарушений и проблемы борьбы с ними. Рассматривается практика надзорной деятельности Управления Россельхознадзора по Саратовской области.
Ключевые слова:экологическое правонарушение, земли сельскохозяйственного назначения, сельскохозяйственное производство, Россельхознадзором.
Сфера сельскохозяйственного производства представляет собой стратегически важное направление внутренней государственной политики, так как именно данное направление обеспечивает продовольственную безопасность Российской Федерации. Помимо потребления сельскохозяйственной продукции на внутреннем рынке, активно развиваются экспортные отношения.
Так, следует отметить, что Россия является крупным экспортѐром сельскохозяйственной продукции. В частности, по экспорту пшеницы Россия занимает 1-е место среди стран мира. Общий объем экспорта продовольствия и сельскохозяйственного сырья из России достиг наивысшего значения в 2019 году — 20,7 млрд. долларов. Доля продовольствия и сельскохозяйственного сырья в российском экспорте товаров в настоящее время составляет свыше 5 % [1].
Благоприятная экологическая обстановка на используемых в сельскохозяйственном производстве объектах (например, землях сельскохозяйственного назначения) сказывается на объемах производства, качестве продукции. Следовательно, ключевым фактором в обеспечении высоких показателей производства в рассматриваемой сфере является наличие благоприятной экологической обстановки, что гарантирует выпуск качественной и безопасной продукции как для потребления на внутреннем рынке, так и для экспорта.
В этой связи, важное значение приобретает деятельность органов государственной власти, направленная на пресечение и предотвращение экологических правонарушений в сельскохозяйственной сфере. В частности, полномочия по контролю и надзору за землями сельскохозяйственного назначения осуществляются Россельхознадзором, который играет главную роль в обеспечении экологических прав граждан в сельскохозяйственной сфере.
Основным нормативно-правовым актом, закрепляющим ключевые положения в экологической сфере, является Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» [2]. Данный нормативный акт определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, направленные на сохранение благоприятной окружающей среды, укрепление правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.
Следует отметить, что государственный земельный надзор является составным элементом государственного экологического надзора [2]. Земельный кодекс закрепляет, что «под государственным земельным надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений … требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, посредством организации и проведения проверок…, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений…” [3]. Законодательно определены основные полномочия Россельхознадзора в области государственного земельного надзора. Так, Россельхознадзор осуществляет надзор за соблюдением: а) требований о запрете самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления; б) требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель; г) обязанностей по рекультивации земель при осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей…» [4].
Так в Саратовской области активно осуществляются контрольно-надзорные мероприятия в сфере государственного земельного надзора на землях сельскохозяйственного назначения. Так, за 2017 год Управлением Россельхознадзора по Саратовской области было осуществлено 636 контрольно надзорных мероприятия. Из них: 9 плановых проверок юридических лиц, 75 плановых проверок органов местного самоуправления, 81 плановая проверка граждан, 140 внеплановых проверок. По официальным данным, ходе мероприятий было выявлено 59 засоренных земельных участков на площади 46,3 тыс. га, 26 свалок площадью 31,3 га. В ходе таких мероприятий, как административные обследования и плановые рейдовые осмотры, было выявлено 286 признаков нарушений земельного законодательства (151 засоренных земельных участков, 39 свалок и т. д.)
Следовательно, среди нарушений на землях сельскохозяйственного назначения, экологические нарушения занимают лидирующие позиции. Данные нарушения проявляются в засорении земельных участков, что может вести к значительному снижению качества плодородного слоя почвы, а также в захламлении земель, формировании несанкционированных свалок.
Таким образом, деятельность государственных органов власти по выявлению и пресечению данных нарушений является важнейшим направлением реализации конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и является гарантом сохранения стабильной социально-экономической обстановки в обществе, так как развитое сельское хозяйство — гарант продовольственной безопасности государства.
Литература:
- Товарная структура экспорта Российской Федерации со всеми странами январь — декабрь 2019 г.:
- Об охране окружающей среды: Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. 27 декабря 2019 г);
- «Земельный кодекс Российской Федерации» от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 27.12.2019);
- Постановление Правительства РФ от 02.01.2015 N 1 (ред. от 03.08.2019) «Об утверждении Положения о государственном земельном надзоре».