В данной статье рассматривается роль налоговой политики в процессе оптимизации налоговых обязательств и уменьшения налогового бремени субъекта налогообложения. Особое внимание уделяется возникающим при реализации налоговой политике рискам.
Ключевые слова: налоговая политика, налоговое планирование, налоговый учет, налоговая оптимизация, налоговый контроль, налоговые риски.
Любой субъект будучи индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом осуществляет хозяйственную деятельность с целью получения максимально возможного дохода. Как правило, для соблюдения данного принципа субъекты экономических отношений стремятся уменьшить величину своих расходов путем сокращения суммы затрат денежных средств для одной или нескольких расходных статей. Например, это могут быть такие статьи расходов как расходы на оплату труда, на представительские расходы, на себестоимость и другие, в зависимости от специфики вида деятельности субъекта. Не исключение составляет и статья расходов, предназначенная для уплаты налоговых платежей в бюджет. Данная статья рассматривается в связи с тем, что расходы по ней всегда составляют весомую долю среди затрат.
Способы, способствующие снижению налогового бремени и носящие правомерный характер, будут являться налоговой оптимизацией. Соответствующие способы отражены в Постановлении Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 [3]. В данном постановлении уменьшение налоговой базы представляет собой налоговую выгоду. Согласно тому же постановлению получение налоговой выгоды может осуществляться посредством уменьшения налогооблагаемой базы через использование налогового вычета или льготы, применение более низкой ставки налога, а также получение права возместить налог из бюджета.
Однако, хочется отметить, что в отличие от понятия налоговой выгоды понятие налоговая оптимизация является более широким. Оно включает в себя не только сокращение величины налоговой обязанности, но и учитывает избранную налогоплательщиком внутреннею политику для целей бухгалтерского и налогового учета. Вследствие грамотно составленной налоговой политики хозяйствующий субъект имеет возможность уменьшить свои налоговые платежи, однако, не стоит забывать, что избранная налогоплательщиком политика должна соответствовать нормам как налогового права, так и гражданского, уголовного, трудового и прочим отраслям права.
Основная цель для которой служит налоговая политика заключается в разработке приемов и методов, которые будут способствовать оптимизации налоговых обязательств или, иными словами, в сокращении группы расходов, которые связаны непосредственно с отчислениями налоговых платежей в бюджет.
В соответствии с НК РФ [2] под налоговым учетом подразумевается система, предназначенная для обобщения информации с целью формирования налоговой базы по необходимому налогу основываясь на данных первичных документов. Таким образом налоговый учет — это способ учета хозяйственных операций субъекта налогообложения, возникновение которых приводит к образованию доходов или расходов, которые в свою очередь и формируют налоговую базу.
Важнейшей задачей как бухгалтерского, так и налогового учета является сбор полной и достоверной информации о сумме доходов и расходов хозяйствующего субъекта. По мимо этого можно также использовать различные показатели, которые помогут определить налоговую базу.
Формирование налоговой политики является частью налогового планирования, отсутствие которого может повлечь ухудшение финансового состояния компании и будет означать потерю внутреннего контроля.
Налоговое планирование как правило должно осуществляться еще на этапе создания бизнес-плана, когда выстраивается система бизнес-процессов, однако это не всегда так, что приводит к печальным последствиям. Компании, осуществляющие налоговое планирование еще в начале своего пути являются более успешными. Это связано с тем, что они еще до регистрации юридического или физического лица (индивидуального предпринимателя) осуществляют разработку основных положений налоговой политики, что также включает в себя и выбор организационно-правовой формы предпринимательства, которая непосредственно оказывает влияние на налоговую систему.
В процессе налогового планирования важно следить за постоянными изменениями в налоговом законодательстве и не только своевременно учитывать произошедшие изменения, но и осуществлять их прогнозирование.
Налоговое планирование может быть текущим и стратегическим. Текущее налоговое планирование осуществляется в течение налогового периода, как правило года, и по большей части заключается в своевременном принятии мер в случае существенных изменений нормативно-правовых актов. Стратегическое налоговое планирование призвано рассматривать вопросы, направленные на долгосрочную перспективу, к таким вопросам можно отнести, например, реорганизацию юридического лица, продажа юридического лица, смена собственников бизнеса, изменение организационно-правовой формы, избрание нового вида деятельности и т. п.
Предпринимателям, для достижения своей цели — снижение налогового бремени, необходимо, в рамках налоговой политики, выполнить следующие действия:
– проанализировать нормативно-правовые акты, еще не утвержденные, но находящиеся на стадии проектирования;
– рассмотреть дела судебной практики;
– проанализировать эффективность применяемых методов налоговой оптимизации в текущем периоде и возможности их применения в будущем;
– оценить риски, используемых методов оптимизации налоговых платежей.
Выбирая среди многочисленных методов и способов оптимизации налоговых обязательств, налогоплательщику следует учитывать, то обстоятельство, что некоторые из них являются противоправными и их использование будет являться правонарушением. Не нарушающими закон способами будут являться, например, специальные налоговые режимы, применение налоговых льгот или более низкой ставки налога. Стоит заметить, что все эти методы и условия их применения прописаны в законодательных актах и предоставляются государством.
Вследствие выше указанных обстоятельств налоговая оптимизация неотъемлемо связана с налоговыми рисками, представляющие собой такие события как: финансовые потери, привлечение к уголовной ответственности, взыскание штрафных санкций (штрафы, пени, недоимки), осуществление контролирующими налоговыми органами камеральной или выездной проверки. Каждый из этих рисков может возникнуть как самостоятельно, так и как следствие одно из другого в силу их взаимосвязи и взаимозависимости.
Под налоговым контролем понимается деятельность налоговых органов в пределах своих полномочий и компетенций по контролю за соблюдением субъектами налоговых отношений законодательства о налогах и сборах.
Налоговые органы могу осуществлять мероприятия налогового контроля, например, назначить камеральную или выездную налоговую проверку. В ходе той или иной проверки может быть выявлен факт уклонения от уплаты налогов или сокрытия сделки, и как следствие занижение налогооблагаемой базы будет свидетельствовать о не в полном объёме перечисленных налоговых обязательствах. В обоих случаях возникнет риск увеличения налогового бремени, что прямо противоположно цели налоговой политики и налогового планирования, а также риск привлечения к налоговой или даже уголовной ответственности.
Именно для предотвращения возникновения большого количества налоговых рисков хозяйствующему субъекту очень важно тщательно прорабатывать каждое положение налоговой политики и грамотно их использовать. Наилучшим вариантом налогового планирования будет являться тот, который был разработан еще на начальном этапе создания юридического или индивидуального предпринимателя.
Наиболее выгодных результатов сможет добиться та организация, которая сумеет с экономией для себя использовать разработанную компанией налоговую политику и устранять налоговые риски еще на ранних этапах их зарождения.
Литература:
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146 — ФЗ (ред. от 29.09.2019). — Доступ из системы «Консультант Плюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117 — ФЗ (ред. от 29.09.2019). — Доступ из системы «Консультант Плюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/
- Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» — Доступ из системы «Консультант Плюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/
- Раздерищенко И. Н., Кривошеина Ю. В. Налоговая оптимизация как инструмент налоговой политики // В сборнике: Лучшая научная статья 2018 сборник статей XV Международного научно-исследовательского конкурса. — 2018. — С. 103–107.