Статья посвящена изучению вопроса влияния уровня образования родителей на психологическое развитие ребенка дошкольного возраста. В статье приведено описание основных результатов эмпирического исследования, посвященного изучению данного вопроса.
Ключевые слова: семья, семейная ситуация развития, формирование личности, основные психические функции, психологическая диагностика
Влияние семейной ситуации на формирование личности ребенка в настоящее время не вызывает сомнений. Изучением данной темы занимались многие зарубежные и отечественные, как педагоги, так и психологи, среди которых К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, А. С. Макаренко, А. С. Спиваковская, А. Я. Варга, Э. Г. Эйдемиллер, Л. С. Выготский, Ж. Пиаже, Л. И. Эльконин, В. В. Ткачева. В результате исследований к настоящему времени сложилось единодушное мнение ученых о главенствующей роли семьи в формировании личности.
В современных условиях, когда, по свидетельствам специалистов, институт семьи претерпевает серьезные изменения, которые позволяют говорить о кризисе института семьи, тема формирования личности в семье становится еще более актуальной. Однако, при явном интересе ученых к теме, многие вопросы остаются открытыми. Например, вопрос степени влияния таких формальных показателей семьи, как состав семьи, возраст и образование родителей на психологическое развитие ребенка остается открытым. В связи с этим было принято решение провести эмпирическое исследование влияния формальных показателей семьи на психологическое развитие дошкольника.
В исследовании принимали участие 65 детей подготовительной группы детского сада города Ярославля, а также их семьи. Для выявления семейной ситуации развития детей было проведено анкетирование. Для изучения уровня психологического развития детей была проведена диагностика, включающая исследование уровня развития мышления, памяти, внимания и самооценки. Наиболее высокий уровень взаимосвязи выявлен между уровнем образования родителей и индивидуально-психологическим развитием дошкольника.
Исследование выявило, что наилучшим образом происходит развитие детей, воспитывающихся в семьях, где один или оба родителя имеют высшее образование. 44 % детей, имеющих обоих родителей с высшим образованием и 50 % детей, у которых один из родителей с высшим образованием показали уровень развития психических функций «выше среднего». Среди детей, воспитывающихся у родителей со средне-специальным образованием таких детей 24 %. В семьях родителей со средним образованием не зафиксировано детей с уровнем развития «выше среднего», 40 % детей из таких семей имеют уровень развития «ниже среднего». Однако у родителей с высшим образованием таких детей только 4 %, а в семьях, где один из родителей с высшим образованием — 5 %.
Анализ уровня развития всех рассматриваемых психических функций в отдельности позволил сделать следующие выводы:
− уровень развития самооценки также выше у детей родителей с высшим образованием и имеющих одного родителя с высшим образованием (17 % и 15 % соответственно). Незрелая самооценка («ниже среднего») выявлена только у детей родителей со средним образованием, которых оказалось 20 %.
− уровень развития мышления соответствует «высокому» у 17 % детей, имеющих родителей с высшим образованием и 25 % детей, один из родителей которых имеет высшее образование. Среди детей родителей со средним специальным образованием не выявлено детей с «высоким» уровнем развития мышления, однако большинство таких детей (41 % и 35 %) имеют «средний» и «выше среднего» уровень развития мышления соответственно. Необходимо отметить недостаточный уровень развития мышления у детей, имеющих родителей со средним образованием (40 % детей имеют уровень развития «ниже среднего»).
− высокий уровень развития памяти также зафиксирован у 13 % детей родителей с высшим образованием, 15 % детей, один из родителей которых имеет высшее образование и 12 % детей родителей со средним специальным образованием. Уровень развития памяти «ниже среднего» зафиксирован у 40 % детей, имеющих родителей со средним образованием.
− внимание развито достаточно хорошо у детей из всех категорий семей. Однако и здесь необходимо отметить лучшее развитие у детей, имеющих родителей с высшим образованием. «Высокий» уровень развития внимания выявлен у 61 % детей родителей с высшим образованием, 60 % детей, один из родителей которых имеет высшее образование, 35 % детей родителей со средне-специальным образованием и только у 20 % детей родителей со средним образованием.
Таким образом, можно сделать вывод, что индивидуально-психологическое развитие ребенка непосредственным образом зависит от уровня образования родителей. Вследствие этого одним из приоритетных направлений политики государства в области образования в целом, и деятельности дошкольного образовательного учреждения в частности, должна стать просветительская деятельность, направленная на повышение психолого-педагогической компетентности родителей.
Литература:
Адлер, А. Воспитание и проблемные дети [Текст] / А.Адлер // Родители и дети: хрестоматия / под ред. Д. Я. Райгородского. — Самара: Изд. Дом «БАХРАМ — М«, 2003. — 106 с.
Алатовцева, Н. А. Влияние детско-родительских отношений на формирование личности ребенка [Текст] /Н. А. Алатовцева// Дошк. Педагогика. — 2009. — № 4. — 58–59 с.
Лисина, М. И. Общение и его влияние на развитие психики дошкольника [Текст] / М. И. Лисина. — М.: Просвещение, 1974. — 324 с.
Эйдемиллер, Э. Г. Психология и психотерапия семьи [Текст] /Э. Г. Эйдемиллер. -СПб.: Питер,2008.-468с
Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды [Текст] / Д. Б. Эльконин /Под ред. Давыдова В. В. и Зинченко В. П. — М., 1989.
Влияние семьи на становление личности. Родители и самооценка ребенка [Электронный ресурс] // Информ. — просветительский портал Ханты-Мансийского АО. — Ханты-Мансийск, 2003–2011. — Режим доступа: http://www.eduhmao.ru/info/1/3920/24887 — дата доступа: 20.02.2019.
Черемхова Г. П. Влияние родительских установок на развитие детей [Электронный ресурс] // Слово: [сайт]. — [Б. м.], 2011. — Режим доступа: http://www.portal-slovo.ru/pedagogy/38160. Php. — дата доступа: 20.02.2019.