Ключевые слова: КСУП, управление стейкхолдерами, бизнес-модель, заинтересованные стороны, проектное управление, модель Остервальда.
Не секрет, что прежде, чем выйти на рынок, предприятие должно определиться, какой бизнес модели они будут придерживаться на протяжении какого-то отрезка существования или же на протяжении всего жизненного цикла.
Бизнес моделью считается тот метод ведения бизнеса, с помощью которого предприятие обеспечивает себе получение прибыли, т. е. это структура всех бизнес-процессов предприятия и их взаимосвязей, используемых для контроля, планирования и коррекции всей деятельности фирмы.
При выборе бизнес-модели учитываются такие факторы, как:
– Специфика фирмы, чем она занимается;
– Философия фирмы;
– Цели и задачи, которые предприятие собирается достичь в ходе своего существования;
– Рынок, на который предприятие выходит;
– Основное направление и ЦА;
– Специфика отрасли и др.
Бизнес-модель, которую выбирает предприятие вне зависимости от этапа существования, во многом определяет курс дальнейших действий, стратегию ведения бизнеса, возможные риски, и ряд прочих факторов, которые жизненно важны для работы и получения прибыли. Вне зависимости от того, какая модель была выбрана, предприятие обязано придерживаться ряда условий для того, чтобы тот или иной аспект, отдел, фактор или событие работал именно на него, а не шел во вред [1].
По сути, бизнес-модель является и основополагающим, и промежуточным для предприятия фактором. При выходе фирмы на рынок и создания бизнеса формируется модель. В ходе жизненного цикла модель дорабатывается, претерпевает изменения, вносятся корректировки, разрабатываются дополнения или модель перерабатывается полностью, после чего модель заново внедряется на предприятие уже на всех уровнях существования и процесс начинается сначала. Иными словами, бизнес-модель является универсальным языком, которого придерживаются все участники стратегического процесса [2].
Одним из наиболее популярных и востребованных на сегодняшний день инструментов для бизнес-моделирования является существующий шаблон бизнес-модели, который был разработан Ивом Пинье и Александром Остервальдером. В данный момент он используется многими компаниями, начиная от старпапов и небольших компаний до межконтинентальных, транснациональных компаний. Данная модель предназначена для описания, анализа, представления бизнес-модели. Она состоит из девяти блоков, которые просто и весьма наглядно представляют всю деятельность предприятия на одном небольшом листе (рис. 1).
Рис. 1. 9 структурных блоков модели Остервальда.
– Потребительские сегменты (customer segments). Здесь описываются один или несколько клиентских сегментов, с которыми предприятие работает;
– Ценностные предложения (value propositions). Основные причины, по которым покупатели/потребители выбирают товары или услуги именно этой фирмы;
– Каналы сбыта (channels). Процесс взаимодействия предприятия со своими потребительскими сегментами (customer segments) до покупки, во время и после;
– Отношения с клиентами (customer relationships). Типы отношений, которые предприятие выстраивает с потребителями;
– Потоки доходов (revenue streams). Все источники прибыли предприятия;
– Основные ресурсы (key resources). Наиболее важные активы, необходимые, чтобы бизнес-модель была жизнеспособной и масштабируемой.
– Основные виды деятельности (key activities). Все действия предприятия, которые направлены на создание его ценности.
– Основные партнёры (key partners). Все партнёры и поставщики, благодаря которым бизнес-модель будет функционировать.
– Структура издержек (cost structure). Наиболее значимые статьи расходов, необходимые для работы в рамках бизнес-модели.
Что касается вопроса стейкхолдеров, то модель управления ими будет напрямую формироваться, исходя из той бизнес-модели, которой придерживается предприятие. Ярким примером является стейкхолдерская модель управления бизнесом, которая следует принципу системной деятельности по взаимодействию с заинтересованными сторонами, помимо управления проектными и социальными рисками, во всех структурах и уровнях компании, т. е. каждый бизнес-процесс модели направлен на соблюдение интересов стейкхолдеров. Считается, что правильная реализация подобной модели может позволить получить самый лучший результат в любом действии [3].
Наложить модель Остервальда можно на саму проблему определения стейкхолдеров для проектного управления организации. По большей части, при формировании бизнес-модели в шаблоне Остервальда уже формируется база стейкхолдеров проектной части процесса ведения бизнеса, далее можно действовать в двух направлениях: либо наложить данную базу на имеющуюся модель (например, модель управления Менделоу) для определения границ стейкхолдеров и уровня вовлеченности, либо, изменив структуру шаблона, объединить её с матрицей модели управления, что позволит на этапе формирования бизнес-модели получить общую базу всех заинтересованных сторон предприятия, и тогда выбрать курс управления, которого предприятие будет придерживаться на всём жизненном цикле.
Литература:
- Taleb N. N. The Black Swan: The Impact of Highly Improbable. — NY: Random House, 2007.
- Остервальдер А., Пинье И. Построение бизнес-моделей. –М.: Альпина Паб-лишер, 2012. –288 с.
- Сборник бизнес-планов с комментариями и рекомендациями / Под ред. В. М. Попова. — М.: Финансы и статистика, 2012. — 488 с.