Взаимосвязь между бизнес-моделями и управлением стейкхолдерами | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №3 (293) январь 2020 г.

Дата публикации: 15.01.2020

Статья просмотрена: 100 раз

Библиографическое описание:

Галимзянов, М. Д. Взаимосвязь между бизнес-моделями и управлением стейкхолдерами / М. Д. Галимзянов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 3 (293). — С. 333-335. — URL: https://moluch.ru/archive/293/66324/ (дата обращения: 18.12.2024).



Ключевые слова: КСУП, управление стейкхолдерами, бизнес-модель, заинтересованные стороны, проектное управление, модель Остервальда.

Не секрет, что прежде, чем выйти на рынок, предприятие должно определиться, какой бизнес модели они будут придерживаться на протяжении какого-то отрезка существования или же на протяжении всего жизненного цикла.

Бизнес моделью считается тот метод ведения бизнеса, с помощью которого предприятие обеспечивает себе получение прибыли, т. е. это структура всех бизнес-процессов предприятия и их взаимосвязей, используемых для контроля, планирования и коррекции всей деятельности фирмы.

При выборе бизнес-модели учитываются такие факторы, как:

– Специфика фирмы, чем она занимается;

– Философия фирмы;

– Цели и задачи, которые предприятие собирается достичь в ходе своего существования;

– Рынок, на который предприятие выходит;

– Основное направление и ЦА;

– Специфика отрасли и др.

Бизнес-модель, которую выбирает предприятие вне зависимости от этапа существования, во многом определяет курс дальнейших действий, стратегию ведения бизнеса, возможные риски, и ряд прочих факторов, которые жизненно важны для работы и получения прибыли. Вне зависимости от того, какая модель была выбрана, предприятие обязано придерживаться ряда условий для того, чтобы тот или иной аспект, отдел, фактор или событие работал именно на него, а не шел во вред [1].

По сути, бизнес-модель является и основополагающим, и промежуточным для предприятия фактором. При выходе фирмы на рынок и создания бизнеса формируется модель. В ходе жизненного цикла модель дорабатывается, претерпевает изменения, вносятся корректировки, разрабатываются дополнения или модель перерабатывается полностью, после чего модель заново внедряется на предприятие уже на всех уровнях существования и процесс начинается сначала. Иными словами, бизнес-модель является универсальным языком, которого придерживаются все участники стратегического процесса [2].

Одним из наиболее популярных и востребованных на сегодняшний день инструментов для бизнес-моделирования является существующий шаблон бизнес-модели, который был разработан Ивом Пинье и Александром Остервальдером. В данный момент он используется многими компаниями, начиная от старпапов и небольших компаний до межконтинентальных, транснациональных компаний. Данная модель предназначена для описания, анализа, представления бизнес-модели. Она состоит из девяти блоков, которые просто и весьма наглядно представляют всю деятельность предприятия на одном небольшом листе (рис. 1).

Рис. 1. 9 структурных блоков модели Остервальда.

– Потребительские сегменты (customer segments). Здесь описываются один или несколько клиентских сегментов, с которыми предприятие работает;

– Ценностные предложения (value propositions). Основные причины, по которым покупатели/потребители выбирают товары или услуги именно этой фирмы;

– Каналы сбыта (channels). Процесс взаимодействия предприятия со своими потребительскими сегментами (customer segments) до покупки, во время и после;

– Отношения с клиентами (customer relationships). Типы отношений, которые предприятие выстраивает с потребителями;

– Потоки доходов (revenue streams). Все источники прибыли предприятия;

– Основные ресурсы (key resources). Наиболее важные активы, необходимые, чтобы бизнес-модель была жизнеспособной и масштабируемой.

– Основные виды деятельности (key activities). Все действия предприятия, которые направлены на создание его ценности.

– Основные партнёры (key partners). Все партнёры и поставщики, благодаря которым бизнес-модель будет функционировать.

– Структура издержек (cost structure). Наиболее значимые статьи расходов, необходимые для работы в рамках бизнес-модели.

Что касается вопроса стейкхолдеров, то модель управления ими будет напрямую формироваться, исходя из той бизнес-модели, которой придерживается предприятие. Ярким примером является стейкхолдерская модель управления бизнесом, которая следует принципу системной деятельности по взаимодействию с заинтересованными сторонами, помимо управления проектными и социальными рисками, во всех структурах и уровнях компании, т. е. каждый бизнес-процесс модели направлен на соблюдение интересов стейкхолдеров. Считается, что правильная реализация подобной модели может позволить получить самый лучший результат в любом действии [3].

Наложить модель Остервальда можно на саму проблему определения стейкхолдеров для проектного управления организации. По большей части, при формировании бизнес-модели в шаблоне Остервальда уже формируется база стейкхолдеров проектной части процесса ведения бизнеса, далее можно действовать в двух направлениях: либо наложить данную базу на имеющуюся модель (например, модель управления Менделоу) для определения границ стейкхолдеров и уровня вовлеченности, либо, изменив структуру шаблона, объединить её с матрицей модели управления, что позволит на этапе формирования бизнес-модели получить общую базу всех заинтересованных сторон предприятия, и тогда выбрать курс управления, которого предприятие будет придерживаться на всём жизненном цикле.

Литература:

  1. Taleb N. N. The Black Swan: The Impact of Highly Improbable. — NY: Random House, 2007.
  2. Остервальдер А., Пинье И. Построение бизнес-моделей. –М.: Альпина Паб-лишер, 2012. –288 с.
  3. Сборник бизнес-планов с комментариями и рекомендациями / Под ред. В. М. Попова. — М.: Финансы и статистика, 2012. — 488 с.
Основные термины (генерируются автоматически): предприятие, жизненный цикл, модель, модель управления, получение прибыли.


Похожие статьи

Методики анализа стейкхолдеров проекта

Стратегическое управление строительной организацией в современных условиях

Модель организации управленческого учета в торговле

В статье рассмотрена сущность управленческого учета и модель его организации. Рассмотренная модель была применена к торговле банковскими продуктами в условиях современного рынка России.

Управление инвестиционно-строительными проектами

В статье раскрыта сущность понятия инвестиционно-строительный проект, дана характеристика методов управления, типов моделей, используемых при реализации инвестиционно-строительных проектов.

Изменение подхода к использованию ESG-концепций российскими хозяйствующими субъектами в рамках своих PR-стратегий

Взаимосвязь антикризисного управления и управления рисками в деятельности коммерческого предприятия

Сравнительная характеристика моделей корпоративного управления

В статье рассматривается содержательная сторона корпоративного управления, место и значение данного института в системе управления и влияния на результаты деятельности компании. Представляется сравнительная характеристика моделей корпоративного управ...

Разумная бизнес-стратегия: оптимизация роли управленческого учета

Применение бизнес-моделирования для анализа деятельности производственных предприятий

Для лучшего понимания деятельности организации используется моделирование. Рассмотрена методика и типовой бизнес-процесс производственного предприятия.

Определение эффективности бизнес-процессов компании

Похожие статьи

Методики анализа стейкхолдеров проекта

Стратегическое управление строительной организацией в современных условиях

Модель организации управленческого учета в торговле

В статье рассмотрена сущность управленческого учета и модель его организации. Рассмотренная модель была применена к торговле банковскими продуктами в условиях современного рынка России.

Управление инвестиционно-строительными проектами

В статье раскрыта сущность понятия инвестиционно-строительный проект, дана характеристика методов управления, типов моделей, используемых при реализации инвестиционно-строительных проектов.

Изменение подхода к использованию ESG-концепций российскими хозяйствующими субъектами в рамках своих PR-стратегий

Взаимосвязь антикризисного управления и управления рисками в деятельности коммерческого предприятия

Сравнительная характеристика моделей корпоративного управления

В статье рассматривается содержательная сторона корпоративного управления, место и значение данного института в системе управления и влияния на результаты деятельности компании. Представляется сравнительная характеристика моделей корпоративного управ...

Разумная бизнес-стратегия: оптимизация роли управленческого учета

Применение бизнес-моделирования для анализа деятельности производственных предприятий

Для лучшего понимания деятельности организации используется моделирование. Рассмотрена методика и типовой бизнес-процесс производственного предприятия.

Определение эффективности бизнес-процессов компании

Задать вопрос