Символизм как яркое течение Серебряного века | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №3 (293) январь 2020 г.

Дата публикации: 20.01.2020

Статья просмотрена: 1779 раз

Библиографическое описание:

Марзаганова, Л. М. Символизм как яркое течение Серебряного века / Л. М. Марзаганова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 3 (293). — С. 138-140. — URL: https://moluch.ru/archive/293/66330/ (дата обращения: 15.11.2024).



Современные исследовательские работы в области истории культуры Серебряного века явились доказательством того, что «литературное движение, именовавшее себя русским символизмом, не было имитацией символизма французского», несмотря на то, что оба являются представителями общеевропейского течения. Автор предпринимает попытку проанализировать суть самого яркого и богатого литературного движения Серебряного века.

Ключевые слова: Серебряный век, символизм, литература, художественное направление, культура, словесность, символист, миропонимание.

Modern research in the field of cultural history of the Silver Age was evidence that the «literary movement, which called itself Russian symbolism, was not an imitation of French symbolism», despite the fact that both are representatives of the pan-European movement. The author makes an attempt to analyze the essence of the brightest and richest literary movement of the Silver Age.

Keywords: Silver Age, symbolism, literature, artistic direction, culture, literature, symbolist, worldview.

Символизм как художественное направление возник в Европе в 60–70х гг. и быстро охватил все сферы творчества от музыки до философии и архитектуры, став универсальным языком культуры конца XIX начала ХХ веков. Как направление художественной литературы, она за короткие сроки охватила всю Европу. Россия и Америка тоже не остались в стороне. Как только символизм внедрился в русскую литературу, она начала свое развитие в общеевропейском стиле. Символизм в России, «югендстиль» в Германии, движение «Ар Нуво» во Франции, европейский и русский модерн — это разные определения одного и того же процесса в разных странах. Движение к новому языку культуры было общеевропейским, и русская литература в нем поднялась на лидирующие позиции [4. C. 123].

В культуре русской литературы ведущую позицию занимает словесность. Она участвует в становлении самосознания народа. Философско-ментальные ориентации Серебряного века широко проявились в поэзии символизма. Символизм занял ведущее место и стал стержнем творчества четырех поэтических «волн»: от К. Д. Бальмонта до «гумилевского» поколения и молодых поэтов эмиграции.

А. А. Блок и А. Белый стали самыми первыми представителями поэтов Серебряного века, которых назвали поэтами-символистами «второго» поколения [3. C. 204].

В 1894 году Д. С. Мережковский выпускает небольшую брошюру, в которой напечатал доклад на тему «О причинах упадка русской литературы» [4. C. 169]. Как раз в этот период и начинает активно распространяться символизм в русской литературе. Выражаясь словом «упадок», писатель говорит о направлении в литературе, которое было вытеснено «новой» культурой. Д. С. Мережковский назвал течение «художественным идеализмом». По его мнению, новое направление в литературе предвещало большие успехи и широкий размах.

Название «символизм» имеет французские корни, и назвал его так В. Я. Брюсов. Брошюру Д. С. Мережковского выпускали небольшим тиражом и по этой причине только незначительное количество читателей смогло с ним ознакомиться. Вскоре после брошюры В. Я. Брюсов и А. А. Миропольский печатают и выпускают в свет сборник под названием «Русские символисты». Данный сборник тоже был выпущен в количестве только 200 штук. Этого количества хватило, чтобы о писателях заговорили критики [4. C. 196].

Валерий Брюсов по праву является верховным представителем истоков символизма Серебряного века. Он печатает в 1894 году сборник, который был назван им «Chefs d'oevre» («Шедевр»). Особую популярность получила строка этого сборника «О, закрой свои бледные ноги», которая выступала в качестве полноценного стихотворения [4. C. 501].

По сути, критиками были обозначены две крайние позиции одного явления. Одна сторона критиков сошлась на мнении, что символизм — ответная реакция на уже приевшуюся «некрасовщину». Тем самым символизм неправильно воспринимался в качестве реакции русских писателей на «эстетику общественной пользы» и вообще на надоевшую «некрасовщину». Вторая сторона критиков выступала за то, что русский символизм представляет собой импортный продукт французского производства и в России никакой самостоятельности не имеет.

Влияние Европы на символизм было неоспоримо. Русские поэты показали себя хорошими «учениками». Русские поэты и писатели были с европейскими коллегами на равных, и их связи легко соотносились как диалоги единомышленников. В некоторых вопросах русские писатели и поэты даже превосходили европейских новаторов. Проза Н. В. Гоголя и Ф. М. Достоевского, поэзия А. А. Фета и Ф. И. Тютчева, философская эстетика В. С. Соловьева добавляли к космополитическим корням русского символизма собственные истоки. Вячеслав Иванов, описывая творчество русских писателей, выражается такими словами, что «истинный символизм не отрывается от земли; он хочет сочетать корни и звезды и вырастает звездным цветком из близких, родимых корней» [4. C. 202].

С этих пор символизм как литературное течение начинает активно развиваться и принимает широкий оборот. Фактически за два десятка лет в России появляются такие прекрасные имена писателей и поэтов, как Бальмонт, Блок, Брюсов, Белый, Гиппиус, Мережковский, Андреев, Сологуб, Волошин, Мандельштам, Ахматова, Кузмин, Гумилев. Они украсили Серебряный век своим великолепным, неповторимым творчеством, интересным своим богатством выражения и разнообразием цветов.

Символисты Серебряного века хорошо знали задачи, которые стоят перед новым литературным течением. Лучше всего символизм раскрыт и изучен Андреем Белым и Вячеславом Ивановым. Андрей Белый в своих трудах «Символизм как миропонимание» описал корни, начальную точку, с которой начал развиваться символизм.

В первую очередь, искусство оценивалось как комплекс из веры, чувства и знаний, который был необходим для понимания окружающего мира. Знакомство с окружающим миром посредством искусства осуществлялось через свои каналы, для этого у символизма было с излишком самостоятельности и самодостаточности. А во — вторых, искусство — это орудие для творчества красоты [3. C. 96].

Изначально новое литературное течение рассматривается как диалог между философией жизни и литературой [4. C. 112]. Всякого рода искусство является символизмом, поэтому стилем он самостоятельным не является. Любое изображение предмета, каким бы оно натуральным не было, является символом. Это его название. Изображения первобытных людей на скалах и в пещерах тоже являются символическими. И в иконе средневековья так же прослеживается символизм.

Однако, русский символизм конца XIX — начала ХХ вв. был иным течением. Здесь происходило личностное восприятие предмета, когда символы нужно было угадывать. Именно здесь пригодится союз веры, чувства и знания. Авторы произведений и читатели являются действующими соучастниками данного процесса, которых связывает «тройственный» союз, названный выше [4. C. 365]. В начале ХХ в. читатель начинает осознавать, что разум и чувство расходятся и между ними образуется пустое пространство, которое заполнить материалистическим взглядом на мир практически нереально. Символисты считали, что искусство и творчество играют познавательную роль. Оно объединяет бесконечное и определенное, святое и обыденное в простой жизни людей.

Искусство позволяло человеку ощутить мир в новом свете, изучить его посредством определенных символов. При этом отображения мысленных процессов отходили в сторону.

Этот процесс освоения мира можно было сравнить с тем, как человек через изучение и познание религии Бога познает окружающий мир, учится его понимать. Человеком рассматривается не оболочка предметов, оценивается не само явление, а его сущность и смысл бытия.

В своем неприятии формального знания А. Белый не жалел метафор: «... Мысль, нагроможденная зарядом доказательств и высказанная до конца, напоминает толстую жабу» [4. C. 397]. Это литературное течение выступало в качестве инструмента прозрения. Вячеслав Иванов использовал более утонченное название для данного процесса: «посвятительное знание», знание как «приобщение» к божественным смыслам вещей, узнавание во временном — вечного. Это ещё раз доказывает то, что символизм становится не просто искусством. Символизм выводит новое понятие, которое соответствует истине: мир волшебен и человек свободен. А сам символизм считается жрецом этой истины.

Долгое время поэзия напоминает судьбу Золушки, которая только и занята тем, что всё время чистит грязные стороны жизни и поглощена серой повседневностью. Во времени Н. А. Некрасова поэзия носит такой же характер. Символизм открывает новые двери для творчества, раскрывая ей смысл истинного значения поэзии. Поэзия перестала ютиться в рамках строгой идеологии и начала творить душу. «О, вещая душа моя!» — восклицал предтеча символистов Ф. И. Тютчев. Новая поэзия, по словам А. Белого, -«сомнамбула, шествующая по миру сущностей». Поэзия символизма стала похожа на язык жрецов. Общение волхвов и жрецов напоминал способ выражения смыслов в поэзии Серебряного века [5. C. 264].

Символизм выступает на стыке двух миров. Первый мир — это мир повседневности, а второй — это реальность, созданная творческим взглядом. Попытки понять и выразить этот второй мир реальности осуществляются через символ. Это значит, что поэтическое творчество Серебряного века были направлено не на описание повседневной реальности, а на выражение скрытого мировоззрения.

Само творчество выступает в качестве средства выражения мира, и в связи с этим имеет свою ценность. Текст-миф, текст-смысл, и мир высшей реальности рассматриваются как соподчиненная цепочка текстов.

Творчество символистов было богато намеками, цитатами, реминисценциями, ретроспективизмами. Поэты обращались к читателю как участнику творчества, раскрывая таким образом мир фантазий, домыслов, догадок читателя. Он сам идёт к раскрытию потаённого смысла, ищет смысл, воображает, творит и доходит до замысла поэта.

Рациональное знание и знание высших смыслов никоим образом не соотносятся друг с другом. Это знание «посвятительное», которое объединяло единомышленников вместе. В поэзии символизма нет места логике. Её здесь пытаться найти не имеет смысла. Понимать поэзию символики не надо, её надо чувствовать.

Итак, язык художественного выражения находился в творческом поиске и изменил взгляды на мировоззрение на рубеже XIX — ХХ веков. Эстетика символизма ощутила этим перемены больше всего. В результате таких перемен произошли изменения во всех отраслях культуры. Символизм стал стержнем, основой русской литературы и культуры ХХ в. Все остальные эстетические школы Серебряного века, по существу, либо отражали элементы символизма, или же конкурировали с ним.

Литература:

  1. АлленовМ.М., Евангулова О. С., Лифшиц Л. И. Русское искусство Х — начала ХХ вв. М., 1988.
  2. Воспоминания о Серебряном веке. М., 1993.
  3. История русской литературы: ХХ век: Серебряный век/Под ред. Ж. Нива и др. М., 1995.
  4. Пайман А. История русского символизма. М., 1998.
  5. Рапацкая Л. А. Искусство «серебряного века». М., 1996.
Основные термины (генерируются автоматически): Серебряный век, символизм, русская литература, литературное течение, Россия, окружающий мир, поэзия символизма, Европа, русский символизм, художественное направление.


Ключевые слова

культура, литература, символизм, словесность, миропонимание, Серебряный век, художественное направление, символист

Похожие статьи

Теория и практика нового романа

Изучение романов П.Модиано как одной из форм художественного синтезирования, характерного для литературы XX века. Его произведения мало исследованы в отечественном литературоведении и вызывают разночтения во французской литературной науке. В романах ...

Николай Степанович Гумилев как представитель Серебряного века русской поэзии

В статье исследуется творчество Николая Степановича Гумилева как представителя Серебряного века русской поэзии. Предпринимается опыт реконструкции мировоззренческого ядра; выявляются основные принципы и категории, на которых базируется его художестве...

Проблемы русской рецепции стилистических особенностей романа Флобера «Воспитание чувств» в середине XIX — начале XX в.

В статье рассматривается русская рецепция экспериментального романа Г. Флобера «Воспитание чувств» за период с 1870 г. по 1930 г. Нашей целью являлось выявить национальные особенности рецепции романа, а также ее эволюцию в рамках модернистского течен...

Джойс как явление русского модернизма

В данной работе прослеживается связь русской и европейской культуры и литературы, проявляющаяся в общей тенденции их развития на рубеже XIX-ХХ вв. с единым стремлением к обновлению мировосприятия на рубеже веков. Роман Дж. Джойса «Улисс» в первых рус...

Михаил Лермонтов: общее и универсальное

В русской литературе советского периода Лермонтов занимает почётное второе место после Пушкина. Это становится вполне понятно по причине значимости художественных исканий М. Ю. Лермонтова для русской классической традиции, в какой-то — из-за биографи...

Концепция любви Бенедикта Лившица в сборнике «Флейта Марсия»

В статье предпринимается попытка анализа концепции любви в дебютном сборнике Бенедикта Лившица. Таким образом, любовь для поэта — это не возвышенные и светлые чувства, а сражение, битва и тяжелое испытание. Б. К. Лившиц раскрывает свою концепцию чере...

Особенности поэтического дискурса в сонетах Петрарки, Спенсера и Шекспира

В работе выделены основные аспекты, характеризующие сонет как жанр. В рамках поэтического дискурса рассматривается главный объект исследования: особенности поэзии проторенессансного и ренессансного периода, представленный работами Шекспира, Спенсера ...

Основные направления стилей и течений в искусстве России во второй половине ХХ века и их влияние на изобразительное искусство алтайских художников. Часть 2

В данной статье раскрываются основные этапы становления и развития изобразительного искусства на Алтае в исследуемый период времени; выявляется основной творческий метод в жанрах алтайского изобразительного искусства- реализм, несмотря на влияние раз...

Влияние эпохи на образ главного героя в романе Альфреда де Мюссе «Исповедь сына века»

В статье рассматриваются факторы, оказавшие влияние на возникновение «болезни века» среди молодого поколения начала XIX в. Данная работа позволяет выявить типологию образа героя в литературе первой половины XIX века. Исследование строится на сочетани...

Символические значения красного и черного в романе Стендаля «Красное и чёрное»

В данной работе на основе глубокого понимания замысла автора анализируется символическое значение «красного» и «черного» с разных ракурсов. В статье утверждается, что влияние его письма универсально и связано с человеком, в то время как изучение осмы...

Похожие статьи

Теория и практика нового романа

Изучение романов П.Модиано как одной из форм художественного синтезирования, характерного для литературы XX века. Его произведения мало исследованы в отечественном литературоведении и вызывают разночтения во французской литературной науке. В романах ...

Николай Степанович Гумилев как представитель Серебряного века русской поэзии

В статье исследуется творчество Николая Степановича Гумилева как представителя Серебряного века русской поэзии. Предпринимается опыт реконструкции мировоззренческого ядра; выявляются основные принципы и категории, на которых базируется его художестве...

Проблемы русской рецепции стилистических особенностей романа Флобера «Воспитание чувств» в середине XIX — начале XX в.

В статье рассматривается русская рецепция экспериментального романа Г. Флобера «Воспитание чувств» за период с 1870 г. по 1930 г. Нашей целью являлось выявить национальные особенности рецепции романа, а также ее эволюцию в рамках модернистского течен...

Джойс как явление русского модернизма

В данной работе прослеживается связь русской и европейской культуры и литературы, проявляющаяся в общей тенденции их развития на рубеже XIX-ХХ вв. с единым стремлением к обновлению мировосприятия на рубеже веков. Роман Дж. Джойса «Улисс» в первых рус...

Михаил Лермонтов: общее и универсальное

В русской литературе советского периода Лермонтов занимает почётное второе место после Пушкина. Это становится вполне понятно по причине значимости художественных исканий М. Ю. Лермонтова для русской классической традиции, в какой-то — из-за биографи...

Концепция любви Бенедикта Лившица в сборнике «Флейта Марсия»

В статье предпринимается попытка анализа концепции любви в дебютном сборнике Бенедикта Лившица. Таким образом, любовь для поэта — это не возвышенные и светлые чувства, а сражение, битва и тяжелое испытание. Б. К. Лившиц раскрывает свою концепцию чере...

Особенности поэтического дискурса в сонетах Петрарки, Спенсера и Шекспира

В работе выделены основные аспекты, характеризующие сонет как жанр. В рамках поэтического дискурса рассматривается главный объект исследования: особенности поэзии проторенессансного и ренессансного периода, представленный работами Шекспира, Спенсера ...

Основные направления стилей и течений в искусстве России во второй половине ХХ века и их влияние на изобразительное искусство алтайских художников. Часть 2

В данной статье раскрываются основные этапы становления и развития изобразительного искусства на Алтае в исследуемый период времени; выявляется основной творческий метод в жанрах алтайского изобразительного искусства- реализм, несмотря на влияние раз...

Влияние эпохи на образ главного героя в романе Альфреда де Мюссе «Исповедь сына века»

В статье рассматриваются факторы, оказавшие влияние на возникновение «болезни века» среди молодого поколения начала XIX в. Данная работа позволяет выявить типологию образа героя в литературе первой половины XIX века. Исследование строится на сочетани...

Символические значения красного и черного в романе Стендаля «Красное и чёрное»

В данной работе на основе глубокого понимания замысла автора анализируется символическое значение «красного» и «черного» с разных ракурсов. В статье утверждается, что влияние его письма универсально и связано с человеком, в то время как изучение осмы...

Задать вопрос