Любовные мотивы поэзии В. Маяковского | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №3 (293) январь 2020 г.

Дата публикации: 20.01.2020

Статья просмотрена: 4219 раз

Библиографическое описание:

Марзаганова, Л. М. Любовные мотивы поэзии В. Маяковского / Л. М. Марзаганова, А. М. Булгучева, Х. М. Касиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 3 (293). — С. 132-134. — URL: https://moluch.ru/archive/293/66331/ (дата обращения: 16.11.2024).



В настоящей статье автор обратиться к творчеству В. Маяковского, уделяя внимание теме любовной лирики и проявлений автора в своих работах на примере некоторых произведений поэта.

Маяковский осветил собой всю эпоху поэзии, став самым известным поэтом-футуристом.

Стоит признать, что личность Владимира Маяковского трагичной судьбы. Его современники описывали его, как: «Непонятный, ни на чем не основанный, опровергаемы его молодостью, его удачливой смелостью, но все же явно ощутимый трагизм, пронизывал всего Маяковского, и, может быть, и это и выделяло его из всех» [1].

В данной статье автором будем проведен анализ творчества В. Маяковского, в частности выражение любви и ее представление в произведениях автора.

В ранней лирике Маяковского очевиден всплеск эмоций, невероятная энергия. Первой чертой раннего лирического героя автора, прототипом которого является сам Маяковский, перманентная мука и бесконечные поиски решения внутренних тягот.

Кричу кирпичу,

Слов исступленных вонзаю кинжал

В неба распухшего мякоть:

Солнце!

Отец мой!

Сжалься хоть ты и не мучай!

Это тобою пролитая кровь моя льется дорогую дольней.

Стихотворение «Несколько слов обо мне самом» датировано 1913 годом.

С ранней лирики Маяковского начинает формироваться единый лирический мотив его творчества. Один против всех, свободный и гордый, не стремиться быть понятым.

Тема любви была значительна и первостепенная в творчестве В. Маяковского. С конца 1921 по февраль 1922 года автор работал над поэмой «Люблю». Ёмкое и транслирующее название, вместе с тем поэма стала глубоко автобиографичной. Лирический герой поэмы не отделим от авторского «я», абсолютное соединение личностей автора и его персонажа.

В. Маяковский не нумерует главы поэмы, их одиннадцать, но дает каждой их них названия. Автор в названии «Люблю», глагол настоящего времени, демонстрирует нам свое отношение к времени настоящему, однако в первой главе Маяковский говорит о временном «вообще», «всегда».

Основная часть глав, посвященных автобиографии поэта, происходит в прошлом, сама событийная часть в настоящем и последняя глава — это будущее. Начало поэмы и ее первые главы посвящены детству, отрочеству и юности Маяковского. Автор совершенно конкретно обозначает периоды, описанные в главах, дав им характерные названия: «Мальчишкой», «Юношей», «Мой университет», «Взрослое» и т. д. Мы видим не только развитие и взросление человека, но и периоды созревания любовного чувства.

Концепция «Люблю» представляет собой два главных словообраза, предельно связанных друг с другом: сердце и любовь.

Для Маяковского, как автора, как человека, сердце — есть любовь, есть центр чувств. Автором в произведении определено чувство любовь, не только как признание чувств к избраннице, но для него это и любовь к жизни, ко всему окружающему миру в целом. В качестве антитезы этому «сердечку», как месту сосредоточения вселенской любви, есть ненависть к тем, кто был груб к Маяковскому с позиции своего положения. Маяковский в своей поэме показывая два понятия «сердечка» и «сердечный комок», показывает, как по мере развития и взросления лирического героя, крепла и его любовь, и сердце росло вместе с ним.

На протяжении всей поэмы мы можем наблюдать изменения образа сердца героя. В начала это сердце представлено вне времени, но уже в главе «Мальчишкой» мы видим «сердечко малое», оно еще детское, сам герой еще не в состоянии понять и осмыслить свое чувство любви ко всему окружающему его в этом мире. В главе «Взрослое» наш герой уже открывает свое сердце «и солнцу, и луже», он может слышать «столиц сердцебиение дикое», теперь он «сердцем править не властен», кругом «сплошное сердце» и вот уже в главе «Что вышло» лирический герой Маяковского сам представляет себя сердцем, говоря о себе «тащусь сердечным придатком». Он весь сердце, он сам любовь.

В сердце начинают существовать две половины, когда «комок сердечный разросся громадой»: любовь и ненависть. Два чувства к двум сторонам окружающего мира: любовь к женщине и к миру вокруг, но ненависть к людям, окружавшим его.

В поэме «Люблю» в главе «Ты» Маяковский представляет нам свое сердце и любовь у героини, как одно: «взяла, отобрала сердце и просто пошла играть — как девочка мячиком». Образ сердца Маяковского представлен только по отношению к герою, напротив сама любовь, как чувство у тех, кому он себя противопоставляет.

В рассуждения героя проскальзывает такое, что чувство любви не всегда светлое и искреннее: «Любить? Пожалуйста! Рубликов за сто» -возмущается он. Любовь он приравнивает в слова «любовница», тем самым давая ему отрицательную характеристику, приравнивает его к страсти: «Входите страстями! Любовями влазьте!». Для лирического героя его сердце, его «громада любовь», абсолютно не такая, какой она является в понимании общества. Глава «Невозможно» подчеркивает глубину и сокровенность чувства любви, представляет, насколько оно непоколебимо, незыблемо и недоступно, в плане личного, для окружающих. Герой «запрятал» чувство любовь в лирическую героиню, отдав безвозмездно ей то, самое ценное что было у него.

Маяковский отнюдь не отрицает любовь, совсем наоборот ярко подчеркивает ее необходимость и локомотивную силу в каждый момент жизни. Это легко заметить обращаясь к его любовной лирике обращенной Лили Юрьевне Брик, его возлюбленной: «Любовь — это жизнь, это главное. Он ее разворачиваются и стихи и дела и все пр. Любовь — это сердце всего. Если оно прекратит работу, все остальное отмирает, делается лишним, ненужным…» [2].

Даже если,

От крови качающийся, как Бахус,

Пьяный бой идет –

Слова любви и тогда не ветхи.

Милые немцы!

Я знаю,

На губах у вас

Гётевская Гретхен.

Строки из поэмы «Флейта — позвоночник» (1915).

Лирический герой Маяковского, не просто размышляющий романтик, он значительно деятельный персонаж, он стремится выразить все свое чувство и показать внешним проявлением, свое внутреннее состояние:

А там,

Где тундрой мир вылинял,

Где с северным ветром ведет река торги, -

На цепь нацарапаю имя Лилино

И цепь исцелую во мраке каторги.

Герой желает рассказать всему миру о своем чувстве:

Любовь мою,

Как апостол во время оно,

По тысяче тысяч разнесу дорог.

Любовь — это часть всей деятельности лирического героя, любовь — то чувство, которое нет необходимость хранить глубоко внутри себя.

Преклонение перед своей избранницей, характерно для героя Маяковского, но заметим, что это не молчаливое поклонение, а наоборот громкий акт, как сам «пожар сердца». Сам герой обращается к божественным силам с просьбой помочь:

Только –

Слышишь! –

Убери проклятую ту,

Которую сделал моей любимой!

Мы можем прочесть такие эпитеты любимой, как «проклятая» или «накрашенная, рыжая», но это все напускное, ведь и сам герой, и читатель понимает, что для него вся жизнь без нее невозможна.

В своем стихотворении «Лиличка» Вместо письма» в 1916 году Маяковский констатирует: «…Любовь моя — // тяжкая гиря ведь», «…Кроме любви твоей, // мне // нету солнца», «…мне // ни один не радостен звон, // кроме звона твоего любимого имени», «…Надо мною, // кроме твоего взгляда, // не властно лезвие ни одного ножа».

Дерзкий в своем призыве к окружающим: «А вы // ноктюрн сыграть // могли бы // на флейте водосточных труб?» — сейчас так беззащитен и просит свою любую:

Дай хоть

Последний нежностью выстелить

Твой уходящий шаг.

И в этой просьбе нет вызова окружающим людям, нет хулиганства и скандала, только просьба, с надеждой быть услышанным.

Любовь Маяковского, неотъемлемая часть его сущности.

Поэма «Про это», еще одна тема любви в творчестве Маяковского. На протяжении всего мотива поэмы автор сменяет одну тему другой: быт и любовь. «Но где, любимая, / где, моя милая, / где /- в песне! — / любви моей изменил я?» и потом, как противоход возвращение к обыденности, но эта тема окончательно сходит на нет, перекрытая более важной для Маяковского и вот он уже громко заявляет:

Воскреси

Хотя б за то, что я

Поэтом ждал тебя,

Откинул будничную чушь!

Воскреси меня хотя бы за это!

Воскреси –

Свое дожить хочу!

Чтоб не было любви — служанки

Замужеств, похоти, хлебов.

Постели прокляв,

Встав с лежанки,

Чтоб всей вселенной шла любовь

Лирический герой Маяковского — это своеобразный автопортрет самого автора, отражаюсь не только черты характера и манеру поведения, но и детали внешности и даже речь.

Романтический поэт был отличен тем, что не возвышался над людьми и знал свою полную причастность к людям больших городов.

Литература:

  1. Спасский С. Маяковский и его спутники: Воспоминания. Л.: Сов.писатель, 1940. 120 c.
  2. Янфельд Б. Любовь — это сердце всего: В. В. Маяковский и Л. Ю. Брик. Переписка 1915–1930. — М., 1991. 284 с.
  3. Маяковский В. В. Я сам / В. В. Маяковский // Автобиография. — 1928. — URL: http://www/vmayakovsky/ru/book/128/
Основные термины (генерируются автоматически): любовь, Маяковский, сердце, автор, лирический герой, лирический герой Маяковского, поэма, сам герой, любовная лирика, ранняя лирика Маяковского.


Похожие статьи

Синтаксический способ выражения сравнения в рассказах К. Г. Паустовского

В статье рассматриваются особенности сравнений в рассказах К. Г. Паустовского. Основное внимание направлено на то, как К. Г. Паустовский использует синтаксический способ выражения сравнения на примере трех рассказов.

Немецкий мотив в лирике Марины Цветаевой

Данная статья посвящена анализу немецкого мотива в творчестве Цветаевой. Германия приняла значительное участие в формировании культуры России, в том числе стихотворений и целью этой статьи является показать, как немецкая культура повлияла на лирику М...

Журнал Ф. М. Достоевского «Дневник писателя» и его тематическое своеобразие

В данной статье дается характеристика главным особенностям журнала Ф. М. Достоевского «Дневник писателя», а также рассматривается тематическое своеобразие и роль журнала в творческой деятельности писателя.

Мифологические образы и мотивы в поэзии В.С.Высоцкого (традиции и новаторство)

Происхождение фразеологизмов французского языка

Темой данной статьи является происхождение фразеологических единиц французского языка. В силу постоянного и непрерывного развития французского языка данная тема является актуальной, поскольку понимание смысла и возможности использования той или иной ...

Категория вида в поэзии

Статья посвящена анализу содержания общелитературной категории вида на примере поэзии. Задача статьи: определить содержание литературной категории вида. Рассматриваются концепции литературных ученых, касательно этой проблемы. Категорию вида предлагае...

Своеобразие письменных вариантов художественных текстов Хорезмских дастанов

В статье исследуются локальные особенности в тексте дастанов Хорезма, получивших распространение в письменной форме. Основное внимание уделяется вопросу воздействия письменной литературы на тексты дастанов.

Феномен творческого вдохновения

В данной работе рассмотрена тема творческого вдохновения. Любое произведение искусства рождается благодаря способности человека испытывать вдохновение. При этом для одних творцов вдохновение является спонтанным состоянием, а для других такое особое с...

Вопросы подготовки студентов к художественно-творческой деятельности

В этой статье авторы рассматривают актуальные вопросы подготовки студентов к художественно-творческой деятельности.

К вопросу о созидательном потенциале национальной эстетической культуры в гражданском обществе

В статье рассматриваются вопросы, связанные с созидательным потенциалом национальной эстетической культуры в гражданском обществе.

Похожие статьи

Синтаксический способ выражения сравнения в рассказах К. Г. Паустовского

В статье рассматриваются особенности сравнений в рассказах К. Г. Паустовского. Основное внимание направлено на то, как К. Г. Паустовский использует синтаксический способ выражения сравнения на примере трех рассказов.

Немецкий мотив в лирике Марины Цветаевой

Данная статья посвящена анализу немецкого мотива в творчестве Цветаевой. Германия приняла значительное участие в формировании культуры России, в том числе стихотворений и целью этой статьи является показать, как немецкая культура повлияла на лирику М...

Журнал Ф. М. Достоевского «Дневник писателя» и его тематическое своеобразие

В данной статье дается характеристика главным особенностям журнала Ф. М. Достоевского «Дневник писателя», а также рассматривается тематическое своеобразие и роль журнала в творческой деятельности писателя.

Мифологические образы и мотивы в поэзии В.С.Высоцкого (традиции и новаторство)

Происхождение фразеологизмов французского языка

Темой данной статьи является происхождение фразеологических единиц французского языка. В силу постоянного и непрерывного развития французского языка данная тема является актуальной, поскольку понимание смысла и возможности использования той или иной ...

Категория вида в поэзии

Статья посвящена анализу содержания общелитературной категории вида на примере поэзии. Задача статьи: определить содержание литературной категории вида. Рассматриваются концепции литературных ученых, касательно этой проблемы. Категорию вида предлагае...

Своеобразие письменных вариантов художественных текстов Хорезмских дастанов

В статье исследуются локальные особенности в тексте дастанов Хорезма, получивших распространение в письменной форме. Основное внимание уделяется вопросу воздействия письменной литературы на тексты дастанов.

Феномен творческого вдохновения

В данной работе рассмотрена тема творческого вдохновения. Любое произведение искусства рождается благодаря способности человека испытывать вдохновение. При этом для одних творцов вдохновение является спонтанным состоянием, а для других такое особое с...

Вопросы подготовки студентов к художественно-творческой деятельности

В этой статье авторы рассматривают актуальные вопросы подготовки студентов к художественно-творческой деятельности.

К вопросу о созидательном потенциале национальной эстетической культуры в гражданском обществе

В статье рассматриваются вопросы, связанные с созидательным потенциалом национальной эстетической культуры в гражданском обществе.

Задать вопрос