В настоящей статье автор обратиться к творчеству В. Маяковского, уделяя внимание теме любовной лирики и проявлений автора в своих работах на примере некоторых произведений поэта.
Маяковский осветил собой всю эпоху поэзии, став самым известным поэтом-футуристом.
Стоит признать, что личность Владимира Маяковского трагичной судьбы. Его современники описывали его, как: «Непонятный, ни на чем не основанный, опровергаемы его молодостью, его удачливой смелостью, но все же явно ощутимый трагизм, пронизывал всего Маяковского, и, может быть, и это и выделяло его из всех» [1].
В данной статье автором будем проведен анализ творчества В. Маяковского, в частности выражение любви и ее представление в произведениях автора.
В ранней лирике Маяковского очевиден всплеск эмоций, невероятная энергия. Первой чертой раннего лирического героя автора, прототипом которого является сам Маяковский, перманентная мука и бесконечные поиски решения внутренних тягот.
Кричу кирпичу,
Слов исступленных вонзаю кинжал
В неба распухшего мякоть:
Солнце!
Отец мой!
Сжалься хоть ты и не мучай!
Это тобою пролитая кровь моя льется дорогую дольней.
Стихотворение «Несколько слов обо мне самом» датировано 1913 годом.
С ранней лирики Маяковского начинает формироваться единый лирический мотив его творчества. Один против всех, свободный и гордый, не стремиться быть понятым.
Тема любви была значительна и первостепенная в творчестве В. Маяковского. С конца 1921 по февраль 1922 года автор работал над поэмой «Люблю». Ёмкое и транслирующее название, вместе с тем поэма стала глубоко автобиографичной. Лирический герой поэмы не отделим от авторского «я», абсолютное соединение личностей автора и его персонажа.
В. Маяковский не нумерует главы поэмы, их одиннадцать, но дает каждой их них названия. Автор в названии «Люблю», глагол настоящего времени, демонстрирует нам свое отношение к времени настоящему, однако в первой главе Маяковский говорит о временном «вообще», «всегда».
Основная часть глав, посвященных автобиографии поэта, происходит в прошлом, сама событийная часть в настоящем и последняя глава — это будущее. Начало поэмы и ее первые главы посвящены детству, отрочеству и юности Маяковского. Автор совершенно конкретно обозначает периоды, описанные в главах, дав им характерные названия: «Мальчишкой», «Юношей», «Мой университет», «Взрослое» и т. д. Мы видим не только развитие и взросление человека, но и периоды созревания любовного чувства.
Концепция «Люблю» представляет собой два главных словообраза, предельно связанных друг с другом: сердце и любовь.
Для Маяковского, как автора, как человека, сердце — есть любовь, есть центр чувств. Автором в произведении определено чувство любовь, не только как признание чувств к избраннице, но для него это и любовь к жизни, ко всему окружающему миру в целом. В качестве антитезы этому «сердечку», как месту сосредоточения вселенской любви, есть ненависть к тем, кто был груб к Маяковскому с позиции своего положения. Маяковский в своей поэме показывая два понятия «сердечка» и «сердечный комок», показывает, как по мере развития и взросления лирического героя, крепла и его любовь, и сердце росло вместе с ним.
На протяжении всей поэмы мы можем наблюдать изменения образа сердца героя. В начала это сердце представлено вне времени, но уже в главе «Мальчишкой» мы видим «сердечко малое», оно еще детское, сам герой еще не в состоянии понять и осмыслить свое чувство любви ко всему окружающему его в этом мире. В главе «Взрослое» наш герой уже открывает свое сердце «и солнцу, и луже», он может слышать «столиц сердцебиение дикое», теперь он «сердцем править не властен», кругом «сплошное сердце» и вот уже в главе «Что вышло» лирический герой Маяковского сам представляет себя сердцем, говоря о себе «тащусь сердечным придатком». Он весь сердце, он сам любовь.
В сердце начинают существовать две половины, когда «комок сердечный разросся громадой»: любовь и ненависть. Два чувства к двум сторонам окружающего мира: любовь к женщине и к миру вокруг, но ненависть к людям, окружавшим его.
В поэме «Люблю» в главе «Ты» Маяковский представляет нам свое сердце и любовь у героини, как одно: «взяла, отобрала сердце и просто пошла играть — как девочка мячиком». Образ сердца Маяковского представлен только по отношению к герою, напротив сама любовь, как чувство у тех, кому он себя противопоставляет.
В рассуждения героя проскальзывает такое, что чувство любви не всегда светлое и искреннее: «Любить? Пожалуйста! Рубликов за сто» -возмущается он. Любовь он приравнивает в слова «любовница», тем самым давая ему отрицательную характеристику, приравнивает его к страсти: «Входите страстями! Любовями влазьте!». Для лирического героя его сердце, его «громада любовь», абсолютно не такая, какой она является в понимании общества. Глава «Невозможно» подчеркивает глубину и сокровенность чувства любви, представляет, насколько оно непоколебимо, незыблемо и недоступно, в плане личного, для окружающих. Герой «запрятал» чувство любовь в лирическую героиню, отдав безвозмездно ей то, самое ценное что было у него.
Маяковский отнюдь не отрицает любовь, совсем наоборот ярко подчеркивает ее необходимость и локомотивную силу в каждый момент жизни. Это легко заметить обращаясь к его любовной лирике обращенной Лили Юрьевне Брик, его возлюбленной: «Любовь — это жизнь, это главное. Он ее разворачиваются и стихи и дела и все пр. Любовь — это сердце всего. Если оно прекратит работу, все остальное отмирает, делается лишним, ненужным…» [2].
Даже если,
От крови качающийся, как Бахус,
Пьяный бой идет –
Слова любви и тогда не ветхи.
Милые немцы!
Я знаю,
На губах у вас
Гётевская Гретхен.
Строки из поэмы «Флейта — позвоночник» (1915).
Лирический герой Маяковского, не просто размышляющий романтик, он значительно деятельный персонаж, он стремится выразить все свое чувство и показать внешним проявлением, свое внутреннее состояние:
А там,
Где тундрой мир вылинял,
Где с северным ветром ведет река торги, -
На цепь нацарапаю имя Лилино
И цепь исцелую во мраке каторги.
Герой желает рассказать всему миру о своем чувстве:
Любовь мою,
Как апостол во время оно,
По тысяче тысяч разнесу дорог.
Любовь — это часть всей деятельности лирического героя, любовь — то чувство, которое нет необходимость хранить глубоко внутри себя.
Преклонение перед своей избранницей, характерно для героя Маяковского, но заметим, что это не молчаливое поклонение, а наоборот громкий акт, как сам «пожар сердца». Сам герой обращается к божественным силам с просьбой помочь:
Только –
Слышишь! –
Убери проклятую ту,
Которую сделал моей любимой!
Мы можем прочесть такие эпитеты любимой, как «проклятая» или «накрашенная, рыжая», но это все напускное, ведь и сам герой, и читатель понимает, что для него вся жизнь без нее невозможна.
В своем стихотворении «Лиличка» Вместо письма» в 1916 году Маяковский констатирует: «…Любовь моя — // тяжкая гиря ведь», «…Кроме любви твоей, // мне // нету солнца», «…мне // ни один не радостен звон, // кроме звона твоего любимого имени», «…Надо мною, // кроме твоего взгляда, // не властно лезвие ни одного ножа».
Дерзкий в своем призыве к окружающим: «А вы // ноктюрн сыграть // могли бы // на флейте водосточных труб?» — сейчас так беззащитен и просит свою любую:
Дай хоть
Последний нежностью выстелить
Твой уходящий шаг.
И в этой просьбе нет вызова окружающим людям, нет хулиганства и скандала, только просьба, с надеждой быть услышанным.
Любовь Маяковского, неотъемлемая часть его сущности.
Поэма «Про это», еще одна тема любви в творчестве Маяковского. На протяжении всего мотива поэмы автор сменяет одну тему другой: быт и любовь. «Но где, любимая, / где, моя милая, / где /- в песне! — / любви моей изменил я?» и потом, как противоход возвращение к обыденности, но эта тема окончательно сходит на нет, перекрытая более важной для Маяковского и вот он уже громко заявляет:
Воскреси
Хотя б за то, что я
Поэтом ждал тебя,
Откинул будничную чушь!
Воскреси меня хотя бы за это!
Воскреси –
Свое дожить хочу!
Чтоб не было любви — служанки
Замужеств, похоти, хлебов.
Постели прокляв,
Встав с лежанки,
Чтоб всей вселенной шла любовь
Лирический герой Маяковского — это своеобразный автопортрет самого автора, отражаюсь не только черты характера и манеру поведения, но и детали внешности и даже речь.
Романтический поэт был отличен тем, что не возвышался над людьми и знал свою полную причастность к людям больших городов.
Литература:
- Спасский С. Маяковский и его спутники: Воспоминания. Л.: Сов.писатель, 1940. 120 c.
- Янфельд Б. Любовь — это сердце всего: В. В. Маяковский и Л. Ю. Брик. Переписка 1915–1930. — М., 1991. 284 с.
- Маяковский В. В. Я сам / В. В. Маяковский // Автобиография. — 1928. — URL: http://www/vmayakovsky/ru/book/128/