Интерес к изучению предпринимательства в нашей стране сегодня действительно вырос значительно. И это отчасти обуславливается развитием рыночных отношений, построением гражданского общества и соответствующими изменениями в системе социальных отношений. Общее образование, гарантированное гражданам страны Конституцией Российской Федерации, как один из важнейших социальных институтов должно помогать учащимся адаптироваться к современным экономическим условиям и облегчать выпускникам школы вхождение во взрослую жизнь за счет создания предпосылок для личностного роста и повышения уровня компетентности.
На настоящий момент наблюдается недостаточная подготовка выпускников к реальной практической экономической деятельности, присутствует дисбаланс между теоретическими знаниями и практическими навыками, готовностью выпускника к активной социальной роли. Поэтому актуальной проблемой является поиск новых возможностей образовательной системы в области практического освоения теории, развития социальных навыков выпускника. Особое значение приобретает проблема формирования у учащихся профессиональных образовательных организаций системного мышления и навыков принятия и реализации решений, реализации практико-ориентированного, деятельностного подхода в образовании, развития социально-экономической компетентности молодежи.
Целью написания статьи является разработка рекомендаций к проведению самостоятельной работы учащихся в рамках профессионального образовательного учреждения по дисциплине «Основы предпринимательской деятельности».
Ключевые слова: предпринимательство, предпринимательская деятельность, самостоятельная работа, предпринимательская деятельность в ССУЗ.
Interest in the study of entrepreneurship in our country has really grown significantly today. And this is partly due to the development of market relations, the construction of civil society and the corresponding changes in the system of social relations. General education, guaranteed to citizens of the country by the Constitution of the Russian Federation, as one of the most important social institutions should help students to adapt to modern economic conditions and facilitate the entry of school graduates into adulthood by creating prerequisites for personal growth and increasing the level of competence.
At the moment, there is insufficient preparation of graduates for real practical economic activity, there is an imbalance between theoretical knowledge and practical skills, the readiness of the graduate to an active social role. Therefore, an urgent problem is the search for new opportunities of the educational system in the field of practical development of the theory, development of social skills of the graduate. Of particular importance is the problem of formation of students of professional educational organizations system thinking and skills of decision-making and implementation, implementation of practice-oriented, activity-based approach in education, development of socio-economic competence of young people.
The purpose of this article is to develop recommendations for independent work of students in the framework of a professional educational institution on the subject «Fundamentals of business».
Key words: entrepreneurship, entrepreneurial activity, independent work, entrepreneurial activity in ssuz.
На современном этапе развития общества возрастает потребность в формировании молодых предпринимателей, которые смогут играть активную роль в бизнесе, экономике и обществе в целом. Однако следует признать, что в настоящее время у выпускников средних профессиональных учебных заведений практически не сформированы способы эффективного поведения на рынке труда, направленные на самостоятельный поиск работы или формы трудоустройства.
Как отмечает Грудицина Л. Ю., «эффективное поведение на рынке труда-это умение быстро решать актуальные социальные и профессиональные задачи: поиск работы (или иной формы трудоустройства), трудоустройство (создание собственного бизнеса), обоснование своих возможностей во время собеседования с работодателем, адаптация на рабочем месте и др». [1, с.52].
Следует отметить, что в учреждениях среднего профессионального образования проводится работа со студентами по овладению технологиями поиска работы, овладению приемами правильного поведения во время собеседования, обучаются студенты приемам написания резюме и самопрезентации. Однако предпринимательские навыки выпускников недостаточно развиты, и их формирование не акцентируется в процессе профессиональной подготовки.
Статистика показывает, что: «сегодня 25 % предпринимателей — миллиардеров не имеют высшего образования-не окончили университет или колледж, свидетельствуют исследования британского маркетингового агентства Verve Search. 50 % этих бизнесменов все еще имеют степень бакалавра или ее эквивалент, но только 20 % имеют степень магистра и только 5 % — докторскую степень» [об этом сообщает газета «Ведомости» со ссылкой на Financial Times].
В России нет целостной, понятной, логически оформленной системы предпринимательского образования. Университеты и колледжи не участвуют в предпринимательском образовании в должной степени, а существующая практика предпринимательского образования не отвечает современным требованиям. Форма и содержание обучения предпринимательству отстают от требований рынка.
По итогам 2019 года количество малых и средних предприятий в России составило 6184200, что на 137 % больше значения этого показателя в 2017 году. средняя численность работников малых и средних предприятий в 2019 году составила 15744400 человек, что на 113 % больше значения этого показателя в 2017 году.
Также наблюдается рост оборота малых и средних предприятий. В 2019 году значение этого показателя составляет 134197,1 млрд рублей, что на 384 % больше значения этого показателя в 2017 году. Такое увеличение показателей является позитивной тенденцией для развития малого и среднего бизнеса.
Доля малых и средних предприятий в ВВП страны снизилась в 2019 году по сравнению с 2017 годом на 0,2 % и составила 21 %. Снижение значения этого показателя на общем фоне увеличения значения вышеперечисленных показателей не является отрицательным, оно может быть обусловлено только увеличением доли других резидентов в ВВП.
В 2019 году торговля составила 57 % от общего оборота сектора малого и среднего бизнеса, обрабатывающая промышленность — 10,6 %. Четверть некоммерческой части сектора малого и среднего бизнеса — это строительная отрасль, еще четверть-обрабатывающая промышленность. Довольно значительную долю неторгового оборота-от 5 % до 10 % — занимают отрасли операций с недвижимостью (9,8 %), транспорта и хранения (8,9 %), профессиональной, научно-технической деятельности (8,0 %), сельского хозяйства и рыболовства (5,3 %). Наименьший удельный вес в обороте сектора малого и среднего предпринимательства (менее 2 % в общей доле) занимают предприятия, основными видами деятельности которых являются здравоохранение и социальное обслуживание (1,6 %), горнодобывающая промышленность (1,3 %), культура, спорт и досуг (0,5 %), образование (0,1 %).
Таким образом, требуется изменение концептуального подхода к обучению предпринимательству на основе передачи знаний. Это связано с тем, что совокупность знаний уступает по эффективности владению компетенциями, которые могут появиться только в процессе самостоятельной деятельности студентов.
По словам Зайцевой Т. В., «на современном этапе развития общества, экономики и образования подготовка к предпринимательской деятельности становится необходимым компонентом подготовки квалифицированного специалиста. Развитие предпринимательских способностей позволяет студентам еще больше расширить свои трудовые возможности, повысить свою конкурентоспособность на современном рынке труда и будет способствовать развитию их потенциала и индивидуальных способностей» [4, с.96].
Литература:
- Грудицина, Л.Ю., Климовский, Р. В. Справочник индивидуального предпринимателя — М.: «Феникс», 2017. — 286с.
- Калина, А., Минкина Н.. Предпринимательство — М.: ЗАО «ЛМ Проспект», 2017. — 160с.
- Предпринимательство: учебник/; под ред. М. Г. Лапусты. — 4-е изд., испр. и доп. — М.:ИНФРА-М, 2016. — 667с.
- Зайцева Т. В., Зуб А. Т. Управление персоналом: учебник.– М.: ИД ФОРУМ: ИНФРА-М, 2019.-336 с.