Вокально-артикуляционная гимнастика для развития вокальных навыков у дошкольников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №3 (293) январь 2020 г.

Дата публикации: 17.01.2020

Статья просмотрена: 867 раз

Библиографическое описание:

Гудкова, Я. В. Вокально-артикуляционная гимнастика для развития вокальных навыков у дошкольников / Я. В. Гудкова, Ю. С. Бахарева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 3 (293). — С. 415-417. — URL: https://moluch.ru/archive/293/66345/ (дата обращения: 16.11.2024).



Сегодня мы поговорим о формировании вокально-артикуляционных навыков у дошкольников.

Каждый человек, родившись, получает от матушки-природы драгоценный и великий дар — особого качества музыкальный инструмент — голос. Исполнение песни, воздействуя на слушателя слиянием музыки и слова, позволяет не только выразить свои чувства, но и вызвать у других эмоциональный отклик, сочувствие понимание.

Одним из важнейших средств художественной выразительности в раскрытии музыкального образа, средством донесения текстового содержания произведения является Дикция. Однако человек не рождается с умением говорить, тем более делать это правильно и четко.

Речь современных детей развивается, в основном, под влиянием семьи и СМИ. В результате, работая в детском саду, мы замечаем, что многие дети дошкольного возраста имеют проблемы с произношением звуков.

Артикуляционный аппарат ребенка несовершенен и нуждается в развитии. Здесь важно все:

– умение открывать рот при пении;

– правильное положение губ;

– освобождение от зажатости, от напряжения нижней челюсти;

– свободное расположение языка во рту.

Все это влияет на качество исполнения.

Мы уверены, что многие педагоги используют гимнастики дыхания, дикции, мы же на занятиях развитию артикуляции и дикции уделяем особое место

Одной из основных причин недостаточного развития дикции считается малоподвижность нижней челюсти и неспособность достаточно широко открывать рот во время пения (влияет на гласные звуки), + ослабленный вялый язык, работа которого отвечает за произношение и понятность большинства согласных звуков.

Музыкальному руководителю очень важно ненавязчиво, игровыми методами научить детей владеть своим речевым аппаратом правильно, а также следует помнить, что в дошкольном детстве он должен руководствоваться принципом «Не навреди!»

В первую очередь, детям напоминают и постоянно контролируют выполнение правил певческой установки, ведь от того, насколько свободно и, в то же время, активно чувствует себя поющий, зависит соответствующее физическое состояние, верное дыхание, необходимый характер звука, эмоциональность.

Певческая установка — это правильное положение корпуса при пении. При обучении детей пению надо следить за тем, как дети сидят, стоят, держат голову, корпус, как открывают рот.

Певческая установка (правила пения):

– сидеть (стоять) ровно;

– не сутулиться;

– корпус и шею не напрягать

– голову держать прямо, не запрокидывая её и не опуская, но без напряжения;

– дыхание брать свободно (не брать в середине слова);

– петь естественным голосом, избегая резкого, форсированного звучания;

– рот открывать вертикально, а не растягивать в ширину во избежание крикливого, «белого» звука;

– нижняя челюсть должна быть свободна, губы подвижны, упруги.

Понятия дикция и артикуляция тесно связаны между собой. Постановке правильной дикции предшествует артикуляционная гимнастика, активизирующая каждую из частей речевого аппарата — органов произношения, производящих звуки, которые бывают активными (язык и губы) и пассивными (зубы, десны, мягкое и твердое небо).

Для того, чтобы добиться хорошей дикции, сначала необходимо разогреть и подготовить речевой аппарат. Этому способствуют вокально-артикуляционные упражнения.

Вокально-артикуляционные упражнения представляют собой специально организованные упражнения, направленные на то, чтобы натренировать мышцы речевого аппарата, добиться их свободной подвижности, а также развить и овладеть навыками певческой дикции и артикуляции.

Цель таких упражнений конкретизируется в частных задачах:

– освобождение артикуляционных мышц от напряжения и скованности;

– развитие подвижности, моторики артикуляционного аппарата;

– преодоление дефектов произношения, мешающих не только красоте звучания певческого голоса, но и речи;

– развитие способности тянуть гласный звук, петь связно, при этом чётко произнося согласные звуки.

Поскольку специалисты утверждают, что речь находится на кончиках пальцев, используйте Музыкальные пальчиковые игры, которые сочетают пение с активной артикуляцией и движения мелкой моторики. Произнесение любого текста можно сопровождать мелкими движениями пальцев рук.

Пальчиковая игра «Мышки»:

«Вот как наши ребятишки Дети «скребут» пальчиками по коленям.

Расшалились словно мышки. Ловко пальчиками трут,

Словно лапками скребут. Ш-ш-ш.. Добавляется произнесение «ш-ш-ш»

Очень полезно использовать логопедические распевки которые основаны на пропевании чистоговорок и попевок, направленных на овладение различными звуками.

Например, чистоговорка «Шипящие звуки». Интонируется на любую мелодию

«Шу-шу-шу, ша-ша-ша — мама моет малыша.

Жу-жу-жу, жа-жа-жа — мы увидели ежа.

Чу-чу-чу, ча-ча-ча — очень печка горяча.

Щу-щу-щу, ща-ща-ща-ловим щуку и леща».

В работе над дикцией проговариваем текст одними губами, в разных темпах, начиная с очень медленного. Это позволяет детям следить за правильным положением губ и точнее запоминать и воспроизводить мелодию песни. Детям нравится отгадывать слова или фразы, которые педагог проговаривает одними губами. Этот прием мобилизует внимание детей и побуждает их к более четкому произношению слов. Говорим детям: «Делайте как я» или «Делайте, как Оля, она делает правильно».

Итак, приступим картикуляционной гимнастике.

Главные правила организации работы при проведении вокально-артикуляционной гимнастики.

Постановка конкретной задачи перед детьми

Показ способа выполнения

Неоднократное повторение упражнения

Контроль выполнения

Обратите внимание на то, чтобы во время выполнения артикуляционной гимнастики нагрузка должна быть направлена только на необходимые для работы мышцы. Особенно следите за свободой мышц шейно-плечевого отдела.

Для достижения максимальной эффективности темп артикуляционных упражнений должен быть замедленный.

Все упражнения очень просты. Вот некоторые их.

Разработка мягкого неба:

– «Пасть льва» — зевок с закрытым ртом

– «Маляр» — расслабленным языком в виде лопатки проводим по небу в направлении спереди назад (от зубов к горлу). Ребенку можно рассказать, что язык — малярная кисточка, которой раскрашивается небо.

– Произносить гласные звуки с позевыванием

– Имитировать полоскание горла (звук)

Разработка нижней челюсти:

– «Противостояние» — нижняя челюсть давит вниз, кулачки давят снизу на челюсть, рот слегка приоткрыт.

– Движения челюсти вперед — назад, вниз до максимальной точки, круговые.

Разработка щёк:

– Надувание и втягивание обеих щек попеременно

– «Полоскание» — перегонка воздуха из одной щеки в другую, затем под верхнюю губу и под нижнюю

– «Шарик» — напрягаем губы и щёки, пытаемся пальцами рук преодолеть их сопротивление и вытолкнуть шарик — воздух из полости рта наружу (после упражнения в губах должно быть легкое покалывание)

– «Рыбка» — втянуть щёки в ротовую полость, нижняя челюсть опущена, губы собраны в рыбий рот, поработать — смыкать и размыкать.

Разработка губ:

– «Хоботок» — вверх, вниз, в стороны, круговые, зубы всегда сомкнуты

– «Улыбка — хоботок» — зубы сомкнуты, улыбнуться с напряжением, обнажив зубы, затем с напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. Удерживать на счет 10

– «Скольжение» — пожевали верхнюю и нижнюю губу. Рот приоткрыли, губы натягиваются на зубы, затем растягиваются в улыбке.

– «Кролик» — верхняя губа подтягивается кверху, обнажая верхние зубы, затем нижняя — вниз, обнажая нижние зубы. Представьте, что губу тянут за невидимые ниточки.

– «Бублик» — хоботок, затем округлить губы (зубы сомкнуты), чтобы были видны зубы. Удерживать до 10 секунд.

Разработка языка:

– «Лопатка». Расслабленный язык нужно положить на нижнюю губу (не высовывая).

– «Иголка». Узкий язычок высовывается как можно дальше.

– «Часики». Приоткрыть рот и кончиком языка поочередно касаться левого и правого угла рта.

– «Чашечка». С широко открытым ртом нужно удерживать язычок вверху.

– «Вкусное варенье». Широким языком облизывается верхняя губа (можно слизывать настоящее варенье).

– «Чистим зубки». Кончиком языка нужно провести по верхним, а затем по нижним зубам от одного до другого края.

– «Кружок». Рот закрыт. Язык движется с внутренней стороны, плавно очерчивая кончиком языка круг.

– «Парус». Конец языка опирается о верхние зубы и удерживается в этом положении.

– «Месим тесто». Язык ложится на нижнюю губу (как при «лопатке»), а рот при этом открывается и закрывается, губы шлепают по языку.

– «Где конфета?». Нужно плотно закрыть ротик, кончиком языка надавливая то на одну, то на другую щеку изнутри.

– «Качели» — Рот открывается, а язык поочередно дотягивается кончиком до носа и до подбородка.

– «Спираль» — поворачивать язык то на один бок, то на другой.

– «Горка» — кончик языка у основания нижних зубов, середина поднята к небу и выгибается дугой, прикасаясь к верхним зубам. Рот приоткрыт, челюсть неподвижна.

– «Лошадка» — пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот приоткрыт, кончик языка не вытянут и не заострен. Следить, чтобы он не подворачивался внутрь, нижняя челюсть неподвижна.

– «Прилипала» — присосать широкий язык к небу, не отрывая языка, открывать и закрывать рот. Закончить щелканьем языка.

Работая над дикцией детей, можно придумывать различные истории. Например, игра «Язычок». Игра заключается в том, что язычок «путешествует» по рту ребенка и тем самым разогревает все необходимые мышцы. Во время игры детям рассказывается стишок и они должны повторять за ведущим все движения

«Влево (протыкаем языком щеку слева), вправо (теперь щеку справа), Раз (опять слева), два (опять справа). Вверх (протыкаем языком верхнюю губу), вниз (нижнюю), Вверх — вниз (еще по разу верхнюю и нижнюю губу). Язычок, не ленись! Губы, просыпайтесь! (вибрируем губами) Ротик, открывайся (очень широко открываем рот)! Язычок, покажись, (кусаем кончик своего языка), изубов не страшись (высовываем язык вперед и убираем его назад, при этом покусывая всю поверхность языка)! А зубы-то, а зубы кусают даже губы (кусаем нижнюю губу). Кусаются, кусаются и не унимаются (кусаем верхнюю губу). А губы то хохочут, (в улыбке открываем верхние зубы), то сильно обижаются (выворачиваем нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение). Зубам надоело кусать — стали язык жевать (жуем язык боковыми зубами). Язычок — не лист капустный, он совсем, совсем не вкусный! Зубки, зубки, успокойтесь, хорошенечко умойтесь! (проводим языком между верхней губой и зубами). Не сердитесь, не кусайтесь, (проводим языком между нижней губой и зубами), авместе с нами улыбайтесь! (улыбаемся)»

В современном образовательном процессе существует множество приемов обучения, методик и систем, формирующих вокально-артикуляционные навыки у дошкольников. Мы миксуем все известные приемы, варьируем их, подгоняем под свои требования. Главное — добиться результатов.

Желаем успехов и Вам!

Основные термины (генерируются автоматически): зуб, кончик языка, нижняя губа, нижняя челюсть, верхняя губа, губа, рот, язык, ребенок, речевой аппарат.


Похожие статьи

Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста

Музыкально-дидактическая игра в развитии музыкальных способностей дошкольника

Развитие зрительных функций у детей дошкольного возраста с помощью специальных игр и упражнений

Дидактические игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у детей

Дыхательная гимнастика для детей дошкольного возраста

Экспериментальная программа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста

Игровые приемы проведения артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного возраста

Дыхательная гимнастика на музыкальных занятиях как средство сохранения и укрепления здоровья дошкольников

Визуальная поддержка для развития культурно-гигиенических навыков у детей со сложной структурой дефекта

Речедвигательная гимнастика как средство коррекции речи у детей дошкольного возраста

Похожие статьи

Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста

Музыкально-дидактическая игра в развитии музыкальных способностей дошкольника

Развитие зрительных функций у детей дошкольного возраста с помощью специальных игр и упражнений

Дидактические игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у детей

Дыхательная гимнастика для детей дошкольного возраста

Экспериментальная программа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста

Игровые приемы проведения артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного возраста

Дыхательная гимнастика на музыкальных занятиях как средство сохранения и укрепления здоровья дошкольников

Визуальная поддержка для развития культурно-гигиенических навыков у детей со сложной структурой дефекта

Речедвигательная гимнастика как средство коррекции речи у детей дошкольного возраста

Задать вопрос