Сегодня мы поговорим о формировании вокально-артикуляционных навыков у дошкольников.
Каждый человек, родившись, получает от матушки-природы драгоценный и великий дар — особого качества музыкальный инструмент — голос. Исполнение песни, воздействуя на слушателя слиянием музыки и слова, позволяет не только выразить свои чувства, но и вызвать у других эмоциональный отклик, сочувствие понимание.
Одним из важнейших средств художественной выразительности в раскрытии музыкального образа, средством донесения текстового содержания произведения является Дикция. Однако человек не рождается с умением говорить, тем более делать это правильно и четко.
Речь современных детей развивается, в основном, под влиянием семьи и СМИ. В результате, работая в детском саду, мы замечаем, что многие дети дошкольного возраста имеют проблемы с произношением звуков.
Артикуляционный аппарат ребенка несовершенен и нуждается в развитии. Здесь важно все:
– умение открывать рот при пении;
– правильное положение губ;
– освобождение от зажатости, от напряжения нижней челюсти;
– свободное расположение языка во рту.
Все это влияет на качество исполнения.
Мы уверены, что многие педагоги используют гимнастики дыхания, дикции, мы же на занятиях развитию артикуляции и дикции уделяем особое место
Одной из основных причин недостаточного развития дикции считается малоподвижность нижней челюсти и неспособность достаточно широко открывать рот во время пения (влияет на гласные звуки), + ослабленный вялый язык, работа которого отвечает за произношение и понятность большинства согласных звуков.
Музыкальному руководителю очень важно ненавязчиво, игровыми методами научить детей владеть своим речевым аппаратом правильно, а также следует помнить, что в дошкольном детстве он должен руководствоваться принципом «Не навреди!»
В первую очередь, детям напоминают и постоянно контролируют выполнение правил певческой установки, ведь от того, насколько свободно и, в то же время, активно чувствует себя поющий, зависит соответствующее физическое состояние, верное дыхание, необходимый характер звука, эмоциональность.
Певческая установка — это правильное положение корпуса при пении. При обучении детей пению надо следить за тем, как дети сидят, стоят, держат голову, корпус, как открывают рот.
Певческая установка (правила пения):
– сидеть (стоять) ровно;
– не сутулиться;
– корпус и шею не напрягать
– голову держать прямо, не запрокидывая её и не опуская, но без напряжения;
– дыхание брать свободно (не брать в середине слова);
– петь естественным голосом, избегая резкого, форсированного звучания;
– рот открывать вертикально, а не растягивать в ширину во избежание крикливого, «белого» звука;
– нижняя челюсть должна быть свободна, губы подвижны, упруги.
Понятия дикция и артикуляция тесно связаны между собой. Постановке правильной дикции предшествует артикуляционная гимнастика, активизирующая каждую из частей речевого аппарата — органов произношения, производящих звуки, которые бывают активными (язык и губы) и пассивными (зубы, десны, мягкое и твердое небо).
Для того, чтобы добиться хорошей дикции, сначала необходимо разогреть и подготовить речевой аппарат. Этому способствуют вокально-артикуляционные упражнения.
Вокально-артикуляционные упражнения представляют собой специально организованные упражнения, направленные на то, чтобы натренировать мышцы речевого аппарата, добиться их свободной подвижности, а также развить и овладеть навыками певческой дикции и артикуляции.
Цель таких упражнений конкретизируется в частных задачах:
– освобождение артикуляционных мышц от напряжения и скованности;
– развитие подвижности, моторики артикуляционного аппарата;
– преодоление дефектов произношения, мешающих не только красоте звучания певческого голоса, но и речи;
– развитие способности тянуть гласный звук, петь связно, при этом чётко произнося согласные звуки.
Поскольку специалисты утверждают, что речь находится на кончиках пальцев, используйте Музыкальные пальчиковые игры, которые сочетают пение с активной артикуляцией и движения мелкой моторики. Произнесение любого текста можно сопровождать мелкими движениями пальцев рук.
Пальчиковая игра «Мышки»:
«Вот как наши ребятишки Дети «скребут» пальчиками по коленям.
Расшалились словно мышки. Ловко пальчиками трут,
Словно лапками скребут. Ш-ш-ш.. Добавляется произнесение «ш-ш-ш»
Очень полезно использовать логопедические распевки которые основаны на пропевании чистоговорок и попевок, направленных на овладение различными звуками.
Например, чистоговорка «Шипящие звуки». Интонируется на любую мелодию
«Шу-шу-шу, ша-ша-ша — мама моет малыша.
Жу-жу-жу, жа-жа-жа — мы увидели ежа.
Чу-чу-чу, ча-ча-ча — очень печка горяча.
Щу-щу-щу, ща-ща-ща-ловим щуку и леща».
В работе над дикцией проговариваем текст одними губами, в разных темпах, начиная с очень медленного. Это позволяет детям следить за правильным положением губ и точнее запоминать и воспроизводить мелодию песни. Детям нравится отгадывать слова или фразы, которые педагог проговаривает одними губами. Этот прием мобилизует внимание детей и побуждает их к более четкому произношению слов. Говорим детям: «Делайте как я» или «Делайте, как Оля, она делает правильно».
Итак, приступим картикуляционной гимнастике.
Главные правила организации работы при проведении вокально-артикуляционной гимнастики.
– Постановка конкретной задачи перед детьми
– Показ способа выполнения
– Неоднократное повторение упражнения
– Контроль выполнения
Обратите внимание на то, чтобы во время выполнения артикуляционной гимнастики нагрузка должна быть направлена только на необходимые для работы мышцы. Особенно следите за свободой мышц шейно-плечевого отдела.
Для достижения максимальной эффективности темп артикуляционных упражнений должен быть замедленный.
Все упражнения очень просты. Вот некоторые их.
Разработка мягкого неба:
– «Пасть льва» — зевок с закрытым ртом
– «Маляр» — расслабленным языком в виде лопатки проводим по небу в направлении спереди назад (от зубов к горлу). Ребенку можно рассказать, что язык — малярная кисточка, которой раскрашивается небо.
– Произносить гласные звуки с позевыванием
– Имитировать полоскание горла (звук)
Разработка нижней челюсти:
– «Противостояние» — нижняя челюсть давит вниз, кулачки давят снизу на челюсть, рот слегка приоткрыт.
– Движения челюсти вперед — назад, вниз до максимальной точки, круговые.
Разработка щёк:
– Надувание и втягивание обеих щек попеременно
– «Полоскание» — перегонка воздуха из одной щеки в другую, затем под верхнюю губу и под нижнюю
– «Шарик» — напрягаем губы и щёки, пытаемся пальцами рук преодолеть их сопротивление и вытолкнуть шарик — воздух из полости рта наружу (после упражнения в губах должно быть легкое покалывание)
– «Рыбка» — втянуть щёки в ротовую полость, нижняя челюсть опущена, губы собраны в рыбий рот, поработать — смыкать и размыкать.
Разработка губ:
– «Хоботок» — вверх, вниз, в стороны, круговые, зубы всегда сомкнуты
– «Улыбка — хоботок» — зубы сомкнуты, улыбнуться с напряжением, обнажив зубы, затем с напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. Удерживать на счет 10
– «Скольжение» — пожевали верхнюю и нижнюю губу. Рот приоткрыли, губы натягиваются на зубы, затем растягиваются в улыбке.
– «Кролик» — верхняя губа подтягивается кверху, обнажая верхние зубы, затем нижняя — вниз, обнажая нижние зубы. Представьте, что губу тянут за невидимые ниточки.
– «Бублик» — хоботок, затем округлить губы (зубы сомкнуты), чтобы были видны зубы. Удерживать до 10 секунд.
Разработка языка:
– «Лопатка». Расслабленный язык нужно положить на нижнюю губу (не высовывая).
– «Иголка». Узкий язычок высовывается как можно дальше.
– «Часики». Приоткрыть рот и кончиком языка поочередно касаться левого и правого угла рта.
– «Чашечка». С широко открытым ртом нужно удерживать язычок вверху.
– «Вкусное варенье». Широким языком облизывается верхняя губа (можно слизывать настоящее варенье).
– «Чистим зубки». Кончиком языка нужно провести по верхним, а затем по нижним зубам от одного до другого края.
– «Кружок». Рот закрыт. Язык движется с внутренней стороны, плавно очерчивая кончиком языка круг.
– «Парус». Конец языка опирается о верхние зубы и удерживается в этом положении.
– «Месим тесто». Язык ложится на нижнюю губу (как при «лопатке»), а рот при этом открывается и закрывается, губы шлепают по языку.
– «Где конфета?». Нужно плотно закрыть ротик, кончиком языка надавливая то на одну, то на другую щеку изнутри.
– «Качели» — Рот открывается, а язык поочередно дотягивается кончиком до носа и до подбородка.
– «Спираль» — поворачивать язык то на один бок, то на другой.
– «Горка» — кончик языка у основания нижних зубов, середина поднята к небу и выгибается дугой, прикасаясь к верхним зубам. Рот приоткрыт, челюсть неподвижна.
– «Лошадка» — пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот приоткрыт, кончик языка не вытянут и не заострен. Следить, чтобы он не подворачивался внутрь, нижняя челюсть неподвижна.
– «Прилипала» — присосать широкий язык к небу, не отрывая языка, открывать и закрывать рот. Закончить щелканьем языка.
Работая над дикцией детей, можно придумывать различные истории. Например, игра «Язычок». Игра заключается в том, что язычок «путешествует» по рту ребенка и тем самым разогревает все необходимые мышцы. Во время игры детям рассказывается стишок и они должны повторять за ведущим все движения
«Влево (протыкаем языком щеку слева), вправо (теперь щеку справа), Раз (опять слева), два (опять справа). Вверх (протыкаем языком верхнюю губу), вниз (нижнюю), Вверх — вниз (еще по разу верхнюю и нижнюю губу). Язычок, не ленись! Губы, просыпайтесь! (вибрируем губами) Ротик, открывайся (очень широко открываем рот)! Язычок, покажись, (кусаем кончик своего языка), изубов не страшись (высовываем язык вперед и убираем его назад, при этом покусывая всю поверхность языка)! А зубы-то, а зубы кусают даже губы (кусаем нижнюю губу). Кусаются, кусаются и не унимаются (кусаем верхнюю губу). А губы то хохочут, (в улыбке открываем верхние зубы), то сильно обижаются (выворачиваем нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение). Зубам надоело кусать — стали язык жевать (жуем язык боковыми зубами). Язычок — не лист капустный, он совсем, совсем не вкусный! Зубки, зубки, успокойтесь, хорошенечко умойтесь! (проводим языком между верхней губой и зубами). Не сердитесь, не кусайтесь, (проводим языком между нижней губой и зубами), авместе с нами улыбайтесь! (улыбаемся)»
В современном образовательном процессе существует множество приемов обучения, методик и систем, формирующих вокально-артикуляционные навыки у дошкольников. Мы миксуем все известные приемы, варьируем их, подгоняем под свои требования. Главное — добиться результатов.
Желаем успехов и Вам!