Современные подходы к управлению деятельностью предприятия | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №3 (293) январь 2020 г.

Дата публикации: 17.01.2020

Статья просмотрена: 4222 раза

Библиографическое описание:

Шеремет, М. Н. Современные подходы к управлению деятельностью предприятия / М. Н. Шеремет. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 3 (293). — С. 380-382. — URL: https://moluch.ru/archive/293/66349/ (дата обращения: 15.11.2024).



Любая предпринимательская деятельность требует того, чтобы в организации был налаженный управленческий учет, в частности необходимо учитывать современные тенденции в рыночной экономике и в развитии бизнеса.

Современные управленческие процессы включают в следующие основные подходы:

1)Процессный подход. Цель — организация горизонтальных взаимосвязей внутри предприятия. Главным функционалом подхода выступает процесс, а, чтобы он полноценно применялся, участников разделяют на 2 группы: с административными функциями и конкретными специальными.

Для повышения эффективности работы необходимо следовать принципам:

− востребованность процесса — до начала работы нужно четко понимать кто и где будет являться потребителем предлагаемого продукта;

− взаимосвязь процессов — все процессы тесно связаны и представляют звенья одной итоговой цепочки;

− документирование процессов — при помочи документирования можно ввести стандарты выполнения процессов и получить аналитические данные для дальнейшего использования;

− контроль процессов — группа с административными функциями должна определять показатели, по которым будут сверяться итоговые показатели;

− ответственность за процесс — представители разных отделов могут взаимодействовать между собой.

Основные плюсы данного подхода — сокращение вертикальных движений и ориентация на повышение предсказуемого результата.

2)Системный подход. Данный подход заключается в рассмотрении всех объектов анализа как единое целое. Происходит четкая постановка целей, сокращение затрат при условии повышения результата, а также определение и выстраивание иерархии.

Учитывая тот факт, что в реальной деятельности любого предприятия все системы взаимодействуют с неограниченным количеством внешних факторов, то стоит выделять наиболее существенные для каждой конкретной ситуации факторы и, с их учетом, выполнять решение поставленных задач. Исходя из всех внешних факторов, формируются входные данные. Однако, при этом главное учитывать обратную связь и анализировать полученные результаты.

Основной особенностью данного подхода в управлении является динамичность и изменяемость всей системы учета, следовательно, ее результатов в зависимости от изменения любого из входных данных.

3)Ситуационный подход. Данный подход заключается в том, что любые производственные процессы зависят от внутренних и внешних факторов, поэтому следует определять лучший управленческий способ в каждой конкретной ситуации. Таким образом, текущая ситуация на предприятии находится в центре внимания руководителя и заставляет его принимать практические решения. Этот подход считается самым действенным, так как предыдущие подходы включают в себя комплексы теоретических принципов.

Руководитель здесь играет значительную роль, именно он принимает основные решения, поэтому руководитель должен быть хорошо знаком с системным анализом, методами планирования и контроля, а также количественными методами принятия решений.

Современные подходы к управлению деятельности предприятия, учитывая мировые тенденции, а также скорость развития технологий, должны включать, в-первую очередь, процессы управления качеством, а также совершенствование любых процессов и, следовательно, результатов решения поставленных задач всеми подразделениями организации. Получение максимальной прибыли с оправданием ожидания потребителей, т. е. увеличением качества предоставляемых работ, услуг и/или товаров должно являться основой любой стратегии развития и управления предприятием. Для этого стоит обратить внимание на следующие процессы:

  1. Облачные технологии хранения и обмена данных, веб-приложения и автоматизация проектирования бизнес-процессов
  2. Бюджетирование нулевого цикла (бюджет собирается с нуля нового года, а не на опыте прошлых лет)
  3. Многоуровневая организация
  4. Повышение квалификации

1)Облачные решения на сегодняшний момент представляют модуль повсеместного и удобного доступа к сохраняемой информации.

Облачные технологии — это технологии обработки данных, в которых компьютерные ресурсы представляются Интернет-пользователю как онлайн-сервис.

По документации IEЕE облачные технологии — это «парадигма, которая постоянно хранит пользовательскую информацию на интернет-серверах и лишь временно кэшируется на стороне пользователя». Главным удобством является то, что это могут быть любые устройства, будь то компьютеры, планшеты или смартфоны.

Самой главной функцией облачных технологий является удовлетворение потребностей пользователей, нуждающихся в удаленной обработке данных.

Так чем же облачные технологии могут помочь бизнесу?

Во-первых, предпринимателю не нужно заботиться в производительности своей компьютерной техники, в частности дисковом пространстве.

Во-вторых, предприниматель будет платить только за сервис и выбранные на нем действия. Таким образом, можно значительно снизить расходы предприятия.

В-третьих, потребитель имеет круглосуточный доступ к данным, что делает многие моменты управления предприятием более оперативными, что в свою очередь может повысить выгоду. Данный момент, является главным преимуществом облачных технологий хранения.

Использование веб-приложений, таких как, Google формы и таблицы, значительно облегчает процесс введения данных и получения аналитики. К тому же, процесс обучения для обычных пользователей прост и доступен, что также немаловажный плюс.

2)Бюджетирование нулевого цикла

Существует огромное количество разнообразных видов и способов бюджетирования. Однако, в последнее время становится весьма популярным и экономически интересным вид бюджетирования нулевого цикла. Особенностью данного способа является то, что в расчет не берутся фактические данные прошлых периодов, и тем самым нет ретро-анализа. Преимущество бюджетирования нулевого цикла или, другими словами, составления бюджета с нулевой базой в том, что необходимо тщательно прорабатывать каждую статью бюджета, основываясь на планах текущего периода, и, тем самым, составлять и прорабатывать более детальные обоснования о необходимости тех или иных затрат и их размеров. Основное внимание при таком методе отводится конечным результатам и соответствует принципу «ценность за деньги»

Но, как и у любого способа, данный метод бюджетирования имеет свои недостатки. Основной из них — бюджетирование нулевого цикла предназначено для финансирования короткого цикла (12 месяцев). При длительных проектах такой способ не будет актуальным. К недостаткам также можно отнести трудозатратность и дороговизну. К тому же при определении прогнозных значений некоторых показателей без использования данных прошлых периодов результаты могут быть менее точными и, соответственно, менее эффективными.

3)Многоуровневая организация

При формировании комплекса подходов к управлению деятельностью предприятия стоит учитывать выбор организационной системы управления. Он, в свою очередь, зависит от видов деятельности организации и внешних факторов.

Самой распространенной системой является линейная, где все ее элементы находятся в подчинении от верхнего уровня до самого нижнего. Здесь имеются две разновидности — плоская и многоуровневая. Преимуществом плоской является ее простота, такая система имеет мало уровней и предполагает большое количество сотрудников, подчиняющихся одному руководителю.

В многоуровневой системе, напротив, одному руководителю подчиняются малое количество сотрудников, количество уровней возрастает, и, следовательно, объем руководящего персонала увеличивается. К преимуществам можно отнести более высокую производительность труда на предприятии, так как существует более тесный контакт между подчиненным и руководителем, таким образом, процесс обсуждения проблем и принятия решений происходит более оперативно. Данная система лучше всего работает на небольших предприятиях. Учитывая рост на рынке предприятий среднего бизнеса, использование многоуровневой системы будет приносить положительные результаты за счет роста производительности и удовлетворенности результатами.

4)Повышение квалификации

В современных условиях научно-технический прогресс требует того, чтобы персонал предприятия, в том числе и руководящий, постоянно повышал свою профессиональную квалификацию.

В ходе развития персонала предприятие получает следующие преимущества:

− улучшается система мотивации;

− происходит рост лояльности персонала к организации;

− повышается эффективность сотрудников, тем самым происходит рост итоговых результатов;

− персонал способен удовлетворять как текущие, так и будущие потребности предприятия на более высоком уровне.

К тому же наличие разнообразных сертификатов у персонала организации положительно сказывается на рейтинге самого предприятия и делает его более конкурентоспособным.

Исходя из всего вышесказанного и учитывая разнообразие в подходах к управлению деятельностью предприятия, руководителю организации необходимо тщательно продумывать и просчитывать какие методы и механизмы более приемлемы в ведении бизнеса и отвечают всем поставленным задачам. В зависимости от того насколько точно подобраны подходы, будет расти результативность.

Литература:

  1. Управление развитием и обучением персонала. Трубачева Е. А // Научные статьи Казахстана. URL: https://articlekz.com/article/11278.
  2. Бюджетирование/Бюджетирование и процесс стратегического планирования. Handbook of budgeting / ed. by William R. Lalli. — 6th ed. — Hoboken, New Jersey: John Wiley & Sons, Inc., 2012 —846с.
  3. Рыжкова О. В., Рюмкин О. М. Управлением предприятием: современные подходы к построению внутрифирменного обучения персонала и повышению его квалификации в РФ // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. Научно-практический журнал. — 2016. — № 3. — С. 19–23.
  4. Современные подходы к управлению // Образовательный сайт Викторовой Т. С. URL: http://www.viktorova-ts.ru/lek/Sovremennye-podhody-k-upravleniyu/index.html
  5. Современные подходы к управлению (процессный, системный, ситуационный) // Студенческий научный форум — 2018. URL: https://scienceforum.ru/2018/article/2018004430
Основные термины (генерируются автоматически): нулевой цикл, подход, предприятие, данные, Многоуровневая организация, многоуровневая система, облачная технология хранения, Повышение квалификации, процесс, управление деятельностью.


Задать вопрос