Статья посвящена изучению факторов, оказывающих влияние на эффективность продвижения товаров торговой организации.
Ключевые слова: продвижение товаров, внешние и внутренние факторы, влияющие на эффективность продвижения товаров торговой организации.
Разработка долгосрочной программы продвижения товаров любой торговой организации невозможна без выявления, анализа и проведения оценки различных факторов, оказывающих прямое или косвенное влияние на эффективность продвижения товаров. Что в свою очередь позволяет своевременно выявлять источники процессов, сдерживающих развитие, и определять перспективные направления для повышения эффективности продвижения товаров торговой организации. Для получения достоверной картины, руководству современной торговой организации необходимо понимать и анализировать факторы внутренней и внешней среды, чтобы своевременно выделять ключевые факторы, оказывающие существенное влияние на эффективность продвижения товаров [1,3].
Отметим при этом, что все факторы необходимо оценивать по совокупности их качественных и количественных характеристик.
Далее более детально рассмотрим классификацию внешних факторов, влияющих на эффективность продвижения товаров торговой организации. Для удобства разделим данную категорию факторов на две подкатегории: факторы макросреды (таблица 1) и факторы микросреды [6].
Таблица 1
Классификация факторов макросреды, влияющих на эффективность продвижения товаров торговой организации
Отметим, что факторы макросреды отличаются по степени влияния на эффективность продвижения товаров торговой организации, однако, все они макроокружения взаимосвязаны и влияют друг на друга, поэтому анализ их влияния необходимо проводить комплексно. Но наиболее влиятельными факторами данной группы являются: уровень доходов населения и качества жизни, численность населения, уровень налогов и пошлин, новые технологии в управлении ассортиментом, а также доступность для населения потребительских кредитов. Если рассматривать степень влияния на эффективность продвижения товаров торговой организации по группам факторов, то ключевыми выступают экономические, демографические и научно-технические [2,5].
Помимо вышеперечисленных факторов на эффективность продвижения товаров торговой организации значительное влияние оказывают также и факторы микросреды (таблица 1.5) [4].
Таблица 2
Факторы микросреды, влияющие на эффективность продвижения товаров торговой организации
Степень воздействия факторов микросреды на эффективность продвижения товаров торговой организации зачастую даже выше, чем факторов макросреды, т. к. их влияние имеет более очевидный характер. Наиболее значимыми факторами из данной группы являются уровень конкуренции, закупочная цена, отношения с поставщиками, а также лояльность потребителей.
Также следует учитывать и внутренние факторы, влияющие на эффективность продвижения товаров торговой организации (таблица 3).
Таблица 3
Характеристика внутренних факторы, оказывающих влияние на эффективность продвижения товаров торговой организации
Среди данной группы факторов наибольшее значительными являются: ценовая политика, эффективность рекламной деятельности, сервис и качество обслуживания, ассортиментная политика, а также организационные факторы.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что для эффективного продвижения товаров, посредством выбора наиболее подходящих маркетинговых и организационных инструментов и их комбинаций, руководство торговой организации должно своевременно утверждать сбалансированную стратегии продвижения, разработанную с учетом результатов анализа и грамотной оценки факторов внешней и внутренней среды организации.
Литература:
- Баженов, Ю. К. Розничная торговля в России: Монография / Ю. К. Баженов. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. — 239 с.
- Джоббер, Д. Продажи и управление продажами: учебное пособие / Д. Джоббер, Дж. Ланкастер. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. — 622 с.
- Котлер, Ф. Маркетинг. Менеджмент. Экспрес-курс / Ф. Котлер, К. Келлер. — Питер СПб, 2016. — 480 с.
- Лукина, А. В. Маркетинг товаров и услуг: учебное пособие / А. В. Лукина. — М.: ИД «ФОРУМ», 2017. — 239 с.
- Никишкин, В. В. Маркетинг розничного торгового предприятия. Терминологический словарь / В. В. Никишкин, М. Д. Твердохлебова. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. — 96 с.
- Чеглов, В. П. Экономика и организация управления розничными торговыми сетями: практикум / В. П. Чеглов. — М.: Вузовский учебник: НИЦ Инфра-М, 2015. — 224 с.