Большинство европейских многопрофильных клиник имеют достаточно успешный опыт построения эффективной системы менеджмента качеств. Однако, в российской медицине практически отсутствует опыт организации услуг на основе стандартов ISO. Внедрение системы менеджмента качества в работу медицинской организации является необходимым стратегическим решением, которое способно улучшить результаты деятельности и обеспечить прочную основу для инициатив работников, ориентированных на устойчивое развитие организации, а также повысить уровень удовлетворенности пациентом качеством предоставляемых услуг. В статье рассматриваются целесообразность и необходимость внедрения современных стандартов качества в систему управления многопрофильной клиникой.
Ключевые слова: менеджмент качества, модель, многопрофильная клиника, системы управления качеством, стандарты качества.
Most European multidisciplinary clinics have quite successful experience in building an effective quality management system. However, in Russian medicine there is practically no experience in organizing services based on ISO standards. The introduction of a quality management system in the work of a medical organization is a necessary strategic decision that can improve performance and provide a solid foundation for employee initiatives focused on the sustainable development of the organization, as well as increase patient satisfaction with the quality of services provided. The article discusses the feasibility and necessity of introducing modern quality standards into the management system of a multidisciplinary clinic.
Keywords: quality management, model, multidisciplinary clinic, quality management systems, quality standards.
В настоящее время российское здравоохранение выходит на новый уровень, позволяющий выстроить стройную систему вертикали власти, которая будет направлена на повышение доступности и качества медицинской помощи населению. На сегодняшний день в стране формируется целая система медицинских организаций, вовлеченных в процесс разработки и внедрения системы менеджмента качества.
Существующая система здравоохранения РФ характеризуется наличием определенного рода проблем, которые не позволяют ей достичь качественных результатов при оказании медицинской помощи населению: нерациональное использование высокотехнологического оборудования, неэффективное использование трудовых и материальных ресурсов, отсутствие системности в процессе управления качеством оказания медицинской помощи и малоэффективный внутренний контроль качества оказываемой медицинской помощи. Указанные факторы способствуют росту врачебных ошибок и неэффективному расходованию бюджетных ассигнований, выделяемых на развитие здравоохранения. Поэтому, задача построения эффективной модели управления, рационального использования ресурсов медицинской организацией и повышения качества медицинской помощи, в настоящее время является весьма актуальной.
Исходя из вышеперечисленных проблем, в медицинских многопрофильных учреждениях различных форм собственности и ведомственной принадлежности этому вопросу уделяется достаточно большое внимание.
Согласно государственной программе России по развитию здравоохранения к 2020 году число медицинских учреждений, где внедрены системы менеджмента качества (СМК), должно достигать порядка 90–95 %.
СМК представляет собой комплекс методик, ресурсов и процессов, направленных на эффективное осуществление руководством качеством. Система менеджмента качества формализована в стандартах, разработанных под управлением международной организации ISO. Предполагается, что внедрение системы ISO в практику российских медицинских учреждений позволит значительно повысить эффективность управления, достичь высоких показателей качества медицинской помощи и повысить уровень удовлетворенности пациентов, предоставленными услугами.
Внедрение и реализация стандарта ISO в практику многопрофильных медицинских учреждений представляет собой длительный и последовательный процесс, требующий от каждого сотрудника максимальных временных и трудовых усилий в решении поставленных задач.
Обосновав преимущества перехода российской медицины на международные стандарты качества, можно выделить ряд основных этапах осуществления указанного перехода:
1 этап — Медицинское учреждение разрабатывает цели и процессы, которые необходимы для достижения результатов, а также показатели эффективности указанных процессов.
2 этап — Достижение вовлеченности персонала в процесс реализации услуг и достижения высокого качества своей деятельности. На данном этапе необходимо достичь привязанности пациента к сотруднику, оказавшему помощь, что в будущем позволит достичь лояльности пациента к медицинской организации.
3 этап — умение эффективно делегировать полномочия. Необходимость предоставить специалисту свободу действий и возможность принятия решений, позволяющих найти индивидуальных подход к каждому пациенту, который будет способствовать достижению эффективного результата при оказании медицинской помощи.
4 этап — проведение аудита, который позволит определить источники непрерывных улучшений и развития существующей системы менеджмента качества, а также выявить возможные причины неудач при достижении поставленных качественных целей.
5 этап — существенным условием достижения высоких результатов качества медицинской помощи является непрерывное совершенствование и обучение персонала, построение эффективной системы управления и повышение инновационной активности.
Внедрение системы менеджмента качества в работу многопрофильного медицинского учреждения позволит достичь значительных результатов эффективности оказываемой медицинской помощи, который может быть достигнут за счет повышения вовлеченности персонала в трудовой процесс. При этом необходимо избегать ошибок, определяемых чрезмерной концентрацией на частных требованиях стандарта при игнорировании основополагающих принципов системы ISO.
Таким образом, можно говорить о том, что внедрение принятых во всем мире стандартов системы ISO в практику российских лечебных учреждений поможет повысить эффективность управления и достичь значительных показателей конкурентоспособностей.
Литература:
- Система менеджмента качества медицинских учреждений [Электронный ресурс]. — Электрон. дан. — Режим доступа: http://medvisnik.com.ua/2009/05/23/sistema-menedzhmenta-kachestvamedicinskikh.html. — Загл. с экрана. — Яз. рус., англ.
- Mendes S. Quality management systems. In: Bento F, Esteves SC, Agarwal A, eds. Quality management in ART Clinics: A Practical guide. New York, Springer US 2013, pp. 7–22.