В сложившихся на сегодняшний день рыночных отношениях рентабельность предприятия является основным критерием для оценки эффективности его финансово-хозяйственной деятельности, чем и объясняется актуальность данной статьи. В статье изучена роль рентабельности в деятельности предприятия, основные факторы, влияющие на ее динамику, а также рассмотрены основные показатели рентабельности.
Ключевые слова: рентабельность, прибыль, показатели, эффективность деятельности организации.
Особую роль в анализе финансово-хозяйственной деятельности предприятия играют показатели рентабельности. На практике они также называются показателями доходности, прибыльности либо эффективности деятельности организации. Следовательно, благодаря таким показателям можно дать оценку об эффективности функционирования предприятия.
Основная ценность показателей рентабельности — полнота характеристики конечных результатов деятельности хозяйствующих субъектов, нежели это может дать прибыль. Связано это с тем, что они представляют собой отношение полученных результатов к воженному капиталу или привлеченным ресурсам [4].
Для оценки рентабельности предприятия могут быть использованы следующие показатели:
– показатель рентабельности продаж (маржа). Данный показатель дает представление о том насколько выгодно производить тот или иной вид продукции;
– показатель рентабельности активов. Суть данного показателя проявляется в анализе эффективности использования активов и кредитоспособности организации;
– показатели рентабельности собственного капитала. Данный показатель дает представление об инвестиционной привлекательности организации [1].
Для расчета всех этих показателей используются данные о прибыли от продаж продукции и чистой прибыли. Использование чистой прибыли в данном случае связано с тем, что она является конечным результатом деятельности предприятия [2].
Рентабельность является качественным показателем, поэтому рассчитывается как коэффициент, а при умножении на 100 показывает процентное соотношение.
Кроме того, применение показателей рентабельности характерно для анализа тенденций, которое рассчитывается соотношением прибыли за текущий период к аналогичному периоду прошлых лет [3].
Уровень рентабельность находится под воздействием большого числа внешних и внутренних факторов.
В качестве внешних факторов могут быть рассмотрены те, которые не имеют прямого воздействия на деятельность организации, рынок или ее географическое положение.
Что касается внутренних факторов, то в эту группу относятся факторы, связанные с основным видом деятельности предприятия (производственные), а также непроизводственные, не имеющие отношения к самому процессу производства, но влияющие на него (рис. 1).
Рассматривая факторы, определяющие уровень рентабельности предприятия, также стоит отметить и основные причины, по которым происходит снижение рентабельности субъекта:
– снижение прибыльности продаж;
– сокращение объемов продаж;
– отсутствие новых технологий и нового оборудования и т. п.
Предлагая тот или иной способ повышения показателей рентабельности, стоит помнить, что он находится в прямой зависимости от повышения прибыльности предприятия. Исходя из этого, можно выделить наиболее распространенные пути повышения рентабельности:
1) сократить производственные затраты при условии повышения производительности труда;
2) обзавестиcь новым более технологичным оборудованием;
3) выпускать продукцию повышенного качества;
4) добиться сокращения непроизводственных расходов, брака на производстве за счет применения автоматизированной системы;
5) расширить рынок сбыта продукции, достижение которого является результатом снижения цен на реализуемую продукцию.
За счет предложенных путей предприятие повысит не только свою прибыль и рентабельность, но и улучшит свое финансовую устойчивость на рынке, достигнет высокого уровня платежеспособности и станет динамично развивающимся.
Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать вывод, что показатели рентабельности играют особую роль в оценке финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Если прибыль — абсолютный результат деятельности, то рентабельность позволяет дать более обобщенное представление об эффективности хозяйственной деятельности по отношению к прибыли. Благодаря показателям рентабельности можно дать подробную характеристику конечных результатов деятельности хозяйствующих субъектов.
Литература:
- Долгая, М. В., Калинин, Д. Д. Прибыль и рентабельность предприятия: сущность, показатели и пути повышения // Бенефициар. — 2017. — № 16. — с. 3–5.
- Жилкина А. Н. Финансовый анализ: учебник и практикум для академического бакалавриата / А. Н. Жилкина. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 285 с.
- Казакова Н. А. Финансовый анализ: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Н. А. Казакова. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 470 с.
- Утибаев Б. С., Байдакова А. К., Ахметова Д. Т., Утибаева Г. Б., Жунусова Р. М. Особенности оценки деятельности сельскохозяйственных предприятий по показателю рентабельности // Статистика, учет и аудит. — 2017. — № 3 (66). — с. 154–164.
- Трясцина, Н. Ю. Анализ операционного риска в организациях АПК / Н. Ю. Трясцина // Бухучет в сельском хозяйстве. — 2015. — № 8. — С. 53–58.