В данной статье рассматриваются вопросы выбора профессии и профессионального самоопределения современной молодежи на примере будущих педагогов. Приводятся результаты исследования профессиональных склонностей и предпочтений у студентов разных курсов обучения.
Ключевые слова: выбор профессии, профессиональное самоопределение, мотивы выбора профессии, юношеский возраст.
В настоящий момент сложилась такая ситуация, что специалистов, работающих с большим удовольствием и нашедших своё профессиональное призвание, становится гораздо меньше, а возможностей получить профессиональное образование все больше. Почему же так происходит? Несмотря на то, что в нашей стране достаточно качественное образование, достаточно много престижных и достойных учебных заведений, уровень профессионализма многих выпускников оставляет желать лучшего.
Выбор профессии — это достаточно важный, сложный и ответственный шаг в жизни человека, от которого во многом зависит его будущее.
Профессиональное самоопределение — это избирательное отношение к миру профессий в целом и к конкретной выбранной профессии. Ядром профессионального самоопределения является осознанный выбор профессии с учетом своих особенностей и возможностей, требований профессиональной деятельности и социально-экономических условий.
Проблемы профессионального самоопределения молодежи приобрели в настоящее время особую актуальность. Правильный выбор профессии важен не только с позиции определения жизненных планов человека, но и с точки зрения развития общества в целом.
Период, когда выпускнику школы приходится определяться с выбором профессии, и в целом — с дальнейшей жизненной перспективой, достаточно сложный. Юношеский возраст — «время выбора жизненного пути», поиски себя в профессиональном мире и в дальнейшем работа по выбранной специальности, обучение в профессиональных учебных заведениях после окончания школы. Выпускник стоит на пороге вступления во взрослую жизнь. Ему предстоит встать на путь трудовой деятельности и определить свое место в жизни. Главным новообразованием подросткового возраста и юности является осознание собственной неординарности, появление жизненных планов, готовность к самоопределению.
Современная реальность требует от них умения ориентироваться в происходящем, быть гибкими и мобильными.
Но, к сожалению, довольно часто, попытки найти себя в процессе обучения в школе заканчиваются неудачно, и в этом огромную роль играет известная «оторванность» школы от жизни, учебы от практики. Столкнувшись с практикой жизни в процессе профессиональной деятельности, человек начинает понимать, что многое из того, чему его учили в школе, ему и вовсе не пригодилось, а то, что ему необходимо, он вынужден осваивать самостоятельно, поскольку этих знаний он либо не получил, либо они ограничены рамками школьных программ. Ну и конечно же, сама ситуация обучения в школе создает диссонанс в его позиционировании себя как взрослого человека, стремящегося к самостоятельности.
Проблема профессионального самоопределения заключается в том, что у многих школьников наблюдается отсутствие объективных знаний о многообразии профессий и их изменений, представлений о требованиях и особенностях той или иной профессиональной сферы, того или иного типа работы, а также навыков адекватной оценки своих способностей.
Проблема профессионального самоопределения представлена во многих отечественных и зарубежных исследованиях.
Большинство отечественных психологов считают, что период профессионального становления является переломным, так как считается, что отличия между студентом и работающим в профессиональной ориентированности не столь существенны, чем, между студентом и школьником (не смотря на то, что образ жизни в последнем случае меняется в меньшей степени). Завершая школьное обучение, перед подростком стоит важный выбор — выбор профессии.
Выбор профессии можно рассматривать как взаимодействие двух сторон: человека с его индивидуальными особенностями, и специальности с требованиями, которые она предъявляет ему.
Необходимым условием успешного профессионального самоопределения является сознание того, что человек самостоятельно выбрал профессиональный путь. Но процесс профессионального самоопределения этим не заканчивается. Отмечается, что «выбор профессии — это лишь показатель того, что процесс профессионального самоопределения переходит в новую фазу своего развития». До того, как человек не проверит свои возможности в процессе профессиональной деятельности либо ситуациях, максимально приближенных к таковой, не сформирует к себе как к субъекту труда устойчивого положительного отношения, об успешности процесса профессионального самоопределения говорить практически невозможно.
Определяющее значение в профессиональном самоопределении, в выборе профессии имеет мотивация выбора профессии.
Выявление мотивов выбора профессии позволяет узнать, что именно побудило человека избрать данный вид труда и насколько чётки, аргументированы мотивы выбора. Это в свою очередь даёт возможность выяснить направленность личности на ценности.
Рассматривая проблему мотивов выбора будущей профессии, важно было найти ответы на вопросы в условиях нашего времени: Почему многие молодые люди выбирают профессию «Учитель»? Каков ведущий мотив при выборе такой специальности? Совпадают ли профессиональные склонности студентов с выбранной ими специальностью?
Для исследования и поиска на эти вопросы были использован пакет методик, в том числе, «Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е. А. Климова», «Анкета мотивов выбора профессии (Е. А. Климова)», «Методика В. Я. Ядова». В исследовании приняли участие студенты первого, третьего и пятого курсов (очной и заочной формы обучения).
Результаты исследования профессиональных склонностей, полученные по двум группам студентов 3-го и 5-го курсов, показали следующее.
- Студенты очного отделения 3-го курса склонны к двум типам профессии: «человек — человек», «человек — художественный образ». Такой результат наблюдается потому, что студенты 3-го курса очного отделения обучаются по специальности «Педагог начального образования. Изобразительное искусство».
- Студенты 5-го курса (выпускная группа) в большей степени склонны к типу профессии «человек-человек». Здесь мы наблюдаем разницу между студентами 3-го курса в освоении типа профессии «человек — человек». Это происходит потому, что студенты 5-го курса обучаются по программе специальности «Педагог начального образования» без какого-либо профиля.
- Разница между освоением типа профессии «человек-человек» студентами 3-го и 5-го курсов заметна. Это проявляется в силу того, что студентами 5-го курса освоена большая часть практических навыков, как в процессе педагогической практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности, так и в процессе своей педагогической деятельности в школе, в качестве учителей начальных классов.
По результатам Анкеты мотивов выбора профессии (Е. А. Климова) можем наблюдать, что студенты как 3-го, так и 5-го курса, не считают выбранную ими профессию престижной. Студенты 3-го курса, считают, что профессия «Педагог начального образования» низкооплачиваемая. Чего нельзя сказать о студентах 5-го курса, они наоборот же считают, что их труд оплачивают на хорошем уровне. Еще можно увидеть, что студенты 3-го и 5-го курсов, практически на равных, считают, что в первую очередь, фактор приобретения новых знаний и навыков, является главным в выбранной ими специальности.
Анализируя в целом результаты проведенного исследования, можно сказать, что престижность для студентов — будущих педагогов не является значимым фактором при выборе профессии.
Применяя методику В. Я. Ядова, были выявлены факторы привлекательности в выбранной профессии у студентов 3-го и 5-го курсов и проведен сравнительный анализ результатов. Полученные результаты показали, что студентов 3-го и 5-го курса привлекают, практически, одни и те же факторы в выборе профессии. Отличие заключается только в том, что студенты выпускной группы, более уверены, что профессия подходит их характеру. Это происходит только потому, что студенты 5-го курса освоили теоретический и практический материал в большей степени. Зато в отрицательных факторах выбора, мы видим, что студентов выпускной группы больше пугает, что важность выбранной ими профессии, их представления о ее значимости и ценности не совпадает с тем, как она ценится в условиях современного общества. Студентов же 3-го курса больше беспокоит их будущий «маленький» заработок.
Также, в ходе личной беседы со студентами 3-го и 5-го курсов, было выявлено, что их всех беспокоит тот факт, что в школе практически не идет речи о карьерном росте и развитии, в то время как в современной ситуации для молодых людей, выбирающих свое профессиональное будущее, это один из значимых факторов.
Профессиональное самоопределение — это длительный процесс согласования внутриличностных и социально-профессиональных потребностей, который происходит на протяжении всего жизненного и трудового пути. От правильного выбора профессионального пути зависит благополучие человека. Важно, чтобы сделанный выбор еще более укрепился в процессе профессионального обучения в вузе.
Удачно выбранная профессия повышает самоуважение человека, формирует его позитивный взгляд на себя, усиливает удовлетворенность жизнью, предаёт уверенность в том, что профессия способствует способностям и т. д. Именно поэтому выбор профессии является крайне важным шагом в жизни человека, выбирающего свой жизненный путь.
Несмотря на то, что мир профессий стал достаточно велик и «новомодные» специальности так и манят своей популярностью, наше исследование показало, что не все представители «современной молодежи» гонятся за престижем и большой зарплатой.
По результатам эмпирического исследования заметно, что мотивы выбора будущей профессии у современной молодежи являются, в определенной мере, достаточно сформированными и отражают реальные условия их существования; к ведущим факторам, влияющим на выбор профессии у современной молодежи, можно отнести престижность профессии и высокую заработную плату; главными мотивами выбора будущей профессии педагога являются желание работать с людьми и возможность проявления творческого подхода к решению профессиональных задач.
Каждый человек встает перед трудным выбором — поиском себя в большом профессиональном мире, квалифицированную помощь в выборе будущей профессии и профессиональном самоопределении может оказать педагог-психолог в процессе психологического консультирования, не только в вузе, но еще в школе.