Решение проблемы социализации в подростковом возрасте имеет не только теоретико-методологическое, но и большое практическое значение. Процесс социализации представляет собой процесс развития, и большая роль здесь отводится уровню его адаптированности. Подростковый возраст — чувствительный период для формирования основных качеств личности. Показано, что акцентуации характера подросткового возраста влияют на уровень социально-психологической адаптации. В процессе исследования было установлено, что подростки с определенным типом акцентуаций имеют определенный уровень социально-психологической адаптации. Процесс акцентуации редко проявляется в обычной, привычной для подростка ситуации. При этом социальная дезадаптация не всегда наблюдается или бывает непродолжительной. Таким образом, акцентуации являются, своего рода, «слабым звеном» характера, приводящим к различным нарушениям социальной адаптации подростка. В современных условиях глобализации и интеграции проблема социально-психологической адаптации становится особенно актуальной.
Ключевые слова: акцентуации характера, подростковый возраст, социально психологическая адаптация, социализация личности.
Solving a problem of socialization in adolescence is of great significance not only in theoretical-methodological but also in practical aspect. An influence of character’s accentuations upon a level of socio-psychological adaptation is represented. In modern context of globalization and integration an issue of social and psychological adaptation becomes especially actual.
Key words: accentuation, adolescence, socio-psychological adaptation, socialization of personality.
С акцентуациями характера мы обычно связываем подростковый возраст — самый трудный период становления личности, который, в свою очередь, зависит от психологической адаптированности. Акцентуации характера — крайние варианты нормы, значительно затрудняющие процесс социализации личности подростка и при определенных психотравмирующих условиях способные стать причиной возникновения нервно-психических заболеваний [1] или привести к серьезной деформации личности. Процесс социализации представляет собой процесс развития личности (Э.Ильенков, А.Петровский, Д.Фельдштейн), и большая роль здесь отводится уровню его адаптированности. Подростковый возраст — чувствительный период для формирования основных качеств личности. А. Г. Маклаков предлагает понятие личностно адаптационного потенциала (ЛАП) — совокупность индивидуально-психологических и интеллектуальных характеристик, обеспечивающих эффективность процесса социально-психологической адаптации личности [2]. Индивидуальные характеристики адаптированности включают как генетические, так и средовые составляющие.
Адаптация — процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды, затрагивающим все уровни функционирования человека [3].
Психологическая адаптация — приспособление человека к существующим в обществе требованиям и критериям оценки за счет присвоения норм и ценностей данного общества.
Особенности индивидуального развития влияют на формирование физического Я подростка в процессе его социализации. Начало пубертатного периода связано с гормональной перестройкой организма, являющейся часто причиной формирования нежелательных особенностей собственного тела. В большинстве случаев из-за гетерохронности развития различных органов тела наблюдаются диспропорции, что приводит к формированию искаженных представлений о своем теле и, как следствие этого, о внешнем виде. Из-за противоречий, возникающих, с одной стороны, из желания соответствовать во внешности мировым иконам стиля, с другой стороны, неприятие своего физического вида приводит к снижению самооценки подростка. Низкая самооценка отрицательно влияет на дальнейший процесс социализации подростка, и, как следствие этого — на его адаптацию в социуме.
Нарушение адаптации приводит к длительному сохранению (иногда на протяжении всей жизни) ярко выраженных акцентуаций характера, что, в свою очередь, может привести к развитию различных психических отклонений и заболеваний [1]. Поэтому эффективность процесса социально-психологической адаптации зависит от множества факторов: физиологического состояния организма, социального опыта, самооценки, уровня нервно-психической устойчивости, наличия социальной поддержки со стороны окружающих [3].
Большое значение придают коммуникативным качествам, которые водят с состав личностного адаптационного потенциала, и от этого зависит умение строить отношения с другими людьми, поскольку ведущей деятельностью в подростковом возрасте является общение.
Взаимосвязь акцентуаций с уровнем адаптации показали исследования, проведенные О. Л. Полиной [4]. Наиболее высокими адаптационными способностями обладали подростки с лабильным типом акцентуаций. Также были выявлены высокие адаптационные способности у подростков с неустойчивым типом акцентуаций, которые, кроме того, обладали высоким уровнем невно-психической устойчивости и поведенческой регуляции. В целом, они имели высокую адекватную самооценку, адекватное восприятие действительности и обладали высоким уровнем социализации. Уровень коммуникативных способностей также был высоким, благодаря которому они легко устанавливали контакты с внешним миром. Представители сенситивного, психастенического и астено-невротического типов акцентуаций обладали самыми низкими адаптационными возможностями. Причем представители сенситивного и психастенического типов имеют наименьшие показатели по уровню личностного адаптационного потенциала, поведенческой регуляции и коммуникативного потенциала. А представители астено-невротического типа, кроме того, имеют наименьшие показатели по моральной нормативности. В связи с этим подростки данной группы тяжело адаптируются, могут иметь неврно-психические срывы и длительные нарушения функционального состояния, конфликты, не имеют адекватную самооценку и восприятие действительности.
Повышенная агрессивность, вызванная слабыми коммуникативными навыками, часто приводит к конфликтности. И, как следствие — низкий уровень социализации, то есть отсутствие адекватной оценки своего места и роли в социуме и общепринятых норм поведения. Лица с данным типом акцентуаций входят в группу риска и требуют к себе более внимательного отношения в период адаптации к меняющимся условиям среды.
Таким образом, подростки с определенным типом акцентуаций имеют определенный уровень социально-психологической адаптации. Важно также отметить то, что подростковый возраст является чувствительным периодом не только к отрицательным воздействиям, но и к воздействиям коррекционного характера. Главное, вовремя диагностировать нежелательные акцентуации.
Более детальное изучение акцентуаций характера и их влияния на социальную дезадаптацию показало, что акцентуации редко проявляются в обычной, привычной для подростка ситуации. При этом социальная дезадаптация не всегда наблюдается или бывает непродолжительной. Таким образом, акцентуации являются, своего рода, «слабым звеном» характера, приводящим к различным нарушениям социальной адаптации подростка. Причем каждый тип акцентуации имеет свое «слабое звено», не устойчивое к воздействию определенного рода ситуаций, тогда как иного рода воздействия могут переноситься вполне нормально.
Благодаря акцентуациям мы можем рассматривать подростковый период в качестве чувствительного периода для формирования девиантного поведения. Девиантное поведение подростка является, своего рода, показателем социально-психологической неадаптированности, которая может иметь проекцию во взрослую жизнь. Например, А. В. Петровский определяет адаптацию как одну из стадий развития личности в процессе социализации, которая обычно совпадает с периодом детства, когда ребенок выступает как объект общественных отношений [5]. Стадия адаптации известна тем, что ребенок входит в мир людей, постепенно овладевая некоторыми знаковыми системами, элементарными нормами и правилами поведения, социальными ролями и через освоение простых форм деятельности. Если этого не происходит и ребенок не проходит стадию адаптации, то есть не усваивает основы социальной жизни, впоследствии он не сможет этому научиться, поскольку сензитивные периоды детства не обратимы.
Исследуя психическую адаптацию эмигрантов, Ф.Березин выделяет в этом процессе три основных уровня: психофизиологический, психологический и социально-психологический [6]. Социально-психологический уровень автор рассматривает в качестве относительно самостоятельного и независимо от двух других. По мнению Ф.Березина, он может обеспечить личности достижение значимых целей, благодаря успешному микросоциальному взаимодействию. Тем не менее особое значение автор придает успешности индивидуальной адаптации на психофизиологическом и психологическом уровнях.
Социально-психологическая адаптация определяется как процесс активного приспособления индивида к изменившейся среде с помощью различных социальных средств [7]. В качестве социальных средств здесь выступают принятие способов социального поведения, норм и ценностей новой социальной среды, сложившихся здесь форм взаимодействия (формальных и неформальных связей, стиля руководства, семейных и соседских отношений), а также форм предметной деятельности (например, способов профессионального выполнения работ или семейных обязанностей). Социально-психологическая адаптация имеет две формы: активную, когда индивид стремится воздействовать на среду, изменить ее (в том числе те нормы, ценности, формы взаимодействия и деятельности, которые он должен освоить), и пассивную, когда он не стремится к такому воздействию и изменению. Результатом успешной социально-психологической адаптации является высокий социальный статус индивида в данной среде и его психологическая удовлетворенность этой средой в целом. Принято считать, что отклоняющееся поведение и уход индивида в другую социальную среду служат показателями низкой социально-психологической адаптации. Здесь важно различать вынужденный уход из желательной среды от ухода, связанного с переходом в более предпочтительную среду. Все зависит от характеристик среды и индивида. Чем сложнее новая среда (больше социальных связей, сложнее совместная деятельность, выше социальная неоднородность) и больше происходит в ней изменений, тем труднее социально-психологическая адаптация. В современных условиях наиболее значимыми для социально-психологической адаптации становятся, кроме личностных особенностей, еще уровень образования личности и его возраст. Например, известно, что эмигрантам, выезжающим на постоянное место жительства, с возрастом труднее адаптироваться к жизни в чужой стране. Поэтому проблема адаптации в условиях современного социально-экономического развития общества приобретает особую актуальность. Особенно в условиях глобализации и интеграции мирового пространства, дальнейшего ускорения темпов жизни, расширения образовательного пространства. От успешности стадии адаптации зависит успешность прохождения последующих этапов социализации: интеграции и индивидуализации, определяющих субъективное благополучие личности, составляющее внутренний критерий адаптированности индивида в социуме [8].
Литература:
- Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. — Ленинград: Медицина, 1983 г.
- Маклаков А. Г. Общая психология. — СПб.: Питер, 2002. — 592 с.
- Балл Г. А. Понятие адаптации и его значение для психологии. — 1989. — № 1. — 93 с.
- Полина О. Л. Взаимосвязь акцентуаций характера и уровня адаптированности подростков.
- Петровский А. В. к пониманию личности в психологии // вопр. психол. — 1981. — № 2. — 40–46 с.
- Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. — М., 1988. — 13–21 с.
- Гриценко В. В. Социально-психологическая адаптация переселенцев в России. — М., 2002.
- Шамионов Р. М. психология субъективного благополучия личности. — Саратов, 2004. — 77 с.