Реализация личностно ориентированного подхода в современном школьном образовании (на примере уроков русского языка и литературы) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №3 (293) январь 2020 г.

Дата публикации: 16.01.2020

Статья просмотрена: 131 раз

Библиографическое описание:

Канунникова, С. А. Реализация личностно ориентированного подхода в современном школьном образовании (на примере уроков русского языка и литературы) / С. А. Канунникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 3 (293). — С. 423-425. — URL: https://moluch.ru/archive/293/66380/ (дата обращения: 15.11.2024).



Статья посвящена личностно-ориентированному подходу в современном школьном образовании. Рассматриваются принципы реализации личностно-ориентированного подхода, описывается сравнительный анализ результатов исследования. Полученные данные позволили сделать вывод о том, что использованный комплекс личностно-ориентированного подхода в современном школьном образовании, является эффективным.

Ключевые слова: личностно-ориентированный подход; школьное образование; индивидуальность, образовательная среда; социум.

Актуальность исследования. Психолого-педагогические аспекты модернизации образования выражены в положениях концепции национального проекта «Образование», Федеральных образовательных стандартов общего образования и направлены на дальнейшее обновление содержания образования путем усиления роли психолого-педагогической компетентности педагогов образовательных организаций.

Авторы исследователи (Е. В. Бондаревская, Г. В. Борисова, И. Ю. Ляпина, Т. В. Соловьева, Т. М. Тихонова и др.) считают, что динамичное развитие российского общества требует формирования в человеке индивидуальности, креативности, социальной и психологической компетентности. Это позволит обучающимся развивать свои личностные качества в быстро изменяющемся социуме.

Теоретические положения о влиянии образовательной среды на развитие личности рассмотрены в трудах Е. М. Беспаленко, К. Г. Кречетникова, Ю. Н. Кулюткина, С. В. Тарасова, В. И. Слободчикова, В. А. Ясвина и др.

Личностно-ориентированный подход как процесс развития индивидуальности личности, развития созидательной деятельности по отношению миру, природе, человеку и обществу в целом рассматривался учеными исследователями Ш. А. Амонашвили, Е. В. Бондаревской, Э. Ф. Зеер, Н. А. Ражовой, В. И. Слободчиковым и др. [1], [3], [5].

По мнению Е. В. Бондаревской, личностно-ориентированное образование является «гуманитарной технологией открытого типа» [3].

Отличительная особенность личностно-ориентированного образования в его ориентации на сознание человека и процессы его индивидуально-личностного развития. Целью такого образования является развитие личностных структур сознания: жизненных ценностей, межличностных отношений, самоанализа и саморегуляции и других субъективных свойств.

При реализации личностно-ориентированного подхода в школе, и в особенности в среднем звене, развивается ядро сущностной характеристики личности обучающегося: содержание мировоззрения; степень целостности мировоззрения и убеждений; степень осознанности своего места в обществе; содержание и характер потребностей и интересов; многогранность или узость интересов и степень их переключаемости; специфика соотношения и проявления различных личностных качеств.

Обусловленность особенностей развития личности зависит от следующих внешних факторов: социальная природа; стадиальность и целостность [2]. Таким образом, социальная природа личности школьника определяется отношениями, в которых она формируется. Целостность личности зависит от внешних влияний в ходе образования, а стадиальность означает, что формирование личностных качеств зависит от возраста, применяемых образовательных технологий и подходов.

Рассмотренные многочисленные психолого-педагогические научные изыскания создали теоретическую и практическую предпосылки для осмысления проблемы реализации личностно-ориентированного подхода в современном школьном образовании.

В связи с этим определилась цель исследования — разработка и реализация педагогических условий реализации личностно-ориентированного подхода в современном школьном образовании.

Объект исследования: личностно-ориентированное образование в общеобразовательной школе.

Предмет исследования: организационно-педагогические условия реализации личностно-ориентированного подхода в современном школьном образовании.

Научная новизна исследования. Обоснован критерий результативности личностно-ориентированного подхода в образовании на основе повышения уровня предметной компетентности, которая представляет собой интегративную характеристику личности, готовность обучающихся осуществлять успешную деятельность в метапредметной области на основе знаний. Структура предметной компетентности дополнена личностным компонентом с учетом психологического статуса школьника.

Методы исследования иисследуемые

В исследовании участвовали обучающиеся восьмых классов МБОУ СОШ № 95 г. Воронежа.

Методы исследования: наблюдение, формирующий и констатирующий эксперимент; театральные дискурсы, дискурсы разговорной и письменной речи.

Результаты исследования

Аутопсихологическая компетентность является одним из главных психологических условий развития личностного потенциала школьников и предполагает осознание собственных индивидуально-личностных особенностей, выбор способов образовательной деятельности на основе знания самого себя. Высокий уровень аутопсихологической компетентности дает возможность эффективного саморазвития на основе управления внутренним ресурсом и способствует формированию психолого-педагогической компетенции.

Таблица 1

Сравнительный анализ аутопсихологической компетентности обучающихся восьмого класса

Компетентность

Экспериментальная группа 8А класс

Контрольная группа 8Б класс

Первичная диагностика

Заключительная диагностика

Первичная диагностика

Заключительная диагностика

Самовосприятие и самооценка

4 % — завышенная самооценка

53 % — высокая (нормальная) самооценка

33 % — заниженная самооценка

10 % — низкая самооценка (самоотрицание)

3 % — завышенная самооценка

62 % — высокая (нормальная) самооценка

27 % — заниженная самооценка

8 % — низкая самооценка (самоотрицание)

6 % — завышенная самооценка

56 % — высокая (нормальная) самооценка

31 % — заниженная самооценка

7 % — низкая самооценка (самоотрицание)

2 % — завышенная самооценка

61 % — высокая (нормальная) самооценка

30 % — заниженная самооценка

5 % — низкая самооценка (самоотрицание)

Личностный потенциал когнитивных процессов

4 % — высокий уровень

46 % уровень выше среднего

49 % — средний уровень

1 % — не удалось выявить, или большая погрешность.

6 % — высокий уровень

48 % уровень выше среднего

45 % — средний уровень

1 % — не удалось выявить, или большая погрешность.

7 % — высокий уровень

44 % уровень выше среднего

49 % — средний уровень

7 % — высокий уровень

45 % уровень выше среднего

48 % — средний уровень

Учебная мотивация

Высокий уровень — 84 %

Средний уровень — 11 %

Отсутствие мотивации — 5 %

Высокий уровень — 83 %

Средний уровень — 13 %

Отсутствие мотивации — 4 %

Высокий уровень — 85 %

Средний уровень — 11 %

Отсутствие мотивации — 4 %

Высокий уровень — 81 %

Средний уровень — 12 %

Отсутствие мотивации — 7 %

Анализ полученных результатов показал, что большинство школьников при первичной и заключительной диагностике концентрируются на своих субъективных переживаниях по поводу получения оценок, а не знаний. При интерпретации результатов выявлено, что в основном самовосприятие и самооценка у школьников контрольной и экспериментальной групп высокая — в среднем у половины испытуемых. У трети испытуемых самооценка заниженная и проявляется виде неуверенности в себе. Около 5 % — завышенная самооценка. Это неблагоприятная ситуация, так как опасна риском возникновения фрустрации. И примерно 10 % — низкая самооценка, которая приводит к потере интереса к обучению.

По шкале «Самовосприятие и самооценка» в экспериментальной группе результаты изменились в лучшую сторону после целенаправленной реализации личностно-ориентированного подхода.

Личностный потенциал когнитивных процессов, анализируя данные таблицы, на начальном этапе имеет примерно одинаковые данные, выраженные в %. Однако, спустя два месяца, результаты и экспериментальной и контрольной группах улучшились. В экспериментальной группе этот показатель выше на 2 %, а в контрольной на 1 %. Что подтверждает эффективность личностно-ориентированного подхода.

Что касается учебной мотивации, то в контрольной и экспериментальной группах спустя два месяца учебная мотивация снизилась на 1 % в экспериментальной группе и на 4 % в контрольной группе у тех школьников, кто были высоко мотивированы. У обучающихся со среднем уровнем учебной мотивации результаты наоборот улучшились. В экспериментальной группе на 2 % и в контрольной крупе на 1 %.

Анализируя данные, можно сделать следующие выводы: содержание образования при личностно ориентированном подходе многообразно и многофункционально. Большую роль играют театрализованные постановки изучаемых литературных произведений, где приобретается личностно-значимый смысл образования.

Заключение. Личностно ориентированный подход в современном школьном образованиисоздает необходимые условия для эффективного достижения обучающимися знаний по предметам «Русский язык» и «Литература». Театральные дискурсы, дискурсы разговорной и письменной речи способствуют развитию навыков самоорганизации и самоуправления, повышается учебная мотивация.

В результате исследования установлено, что инновационный характер развития общества, реализация ФГОС ОО требуют индивидуализации образования, которое определяется необходимостью использования личностно ориентированного подхода.

Литература:

  1. Амонашвили, Ш. А. Основы гуманной педагогики [Текст]: Ш. А. Амонашвили, книга 3/ М.: Амрита, 2012. — 230 с.
  2. Беспаленко, Е. М. Психолого-педагогические условия развития профессиональной ориентации в преемственной связи школа-вуз/ Е. М. Беспаленко// Дис. к.пед.н. Воронеж, 2001, — 232 с.
  3. Бондаревская, Е. В. Теория и практика личностно ориентированного образования [Текст]: — Ростов. н/Дону: Изд-во Рос. пед. ун-та, 2000, — 352 с.
  4. Выготский Л. С. Психология [Текст]: — М.: ЭКСМО-Пресс, 2011–1008 с.
  5. Зеер, Э. Ф. Профессионально-образовательное пространство личности / Э. Ф. Зеер. — Екатеринбург, 2002. — 126 с.
  6. Краевский, В. В. Общие основы педагогики [Текст]: Уч. для студ. высш. пед. уч. зав./В. В. Краевский. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 256с.
Основные термины (генерируются автоматически): личностно-ориентированный подход, высокий уровень, экспериментальная группа, завышенная самооценка, современное школьное образование, учебная мотивация, заниженная самооценка, отсутствие мотивации, самооценка, уровень.


Похожие статьи

Проблемный метод обучения как средство активизации познавательного интереса учащихся на уроках русского языка (на примере обобщающего урока по теме «Лексика» в 5 классе)

Применение современных педагогических технологий на уроке английского языка (на примере технологической карты)

Внеклассная работа по литературе как средство развития творческих литературных способностей школьников средних классов (на примере элективного курса «Мир фантастики»)

Реализация деятельностного подхода на уроках математики в начальной школе

Характеристика инновационных технологий при обучении русскому языку в начальной школе

Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка (на примере урока на тему «Предложения с разными видами связи» в 9 классе)

Из опыта использования личностно-ориентированного подхода в обучении химии

Современные подходы к организации коммуникативного развития в обучении английского языка

Проблематика личностно-ориентированного подхода в современной системе образования

Развитие словарного запаса у учащихся на уроке английского языка с использованием метода иллюстрации

Похожие статьи

Проблемный метод обучения как средство активизации познавательного интереса учащихся на уроках русского языка (на примере обобщающего урока по теме «Лексика» в 5 классе)

Применение современных педагогических технологий на уроке английского языка (на примере технологической карты)

Внеклассная работа по литературе как средство развития творческих литературных способностей школьников средних классов (на примере элективного курса «Мир фантастики»)

Реализация деятельностного подхода на уроках математики в начальной школе

Характеристика инновационных технологий при обучении русскому языку в начальной школе

Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка (на примере урока на тему «Предложения с разными видами связи» в 9 классе)

Из опыта использования личностно-ориентированного подхода в обучении химии

Современные подходы к организации коммуникативного развития в обучении английского языка

Проблематика личностно-ориентированного подхода в современной системе образования

Развитие словарного запаса у учащихся на уроке английского языка с использованием метода иллюстрации

Задать вопрос