Статья посвящена личностно-ориентированному подходу в современном школьном образовании. Рассматриваются принципы реализации личностно-ориентированного подхода, описывается сравнительный анализ результатов исследования. Полученные данные позволили сделать вывод о том, что использованный комплекс личностно-ориентированного подхода в современном школьном образовании, является эффективным.
Ключевые слова: личностно-ориентированный подход; школьное образование; индивидуальность, образовательная среда; социум.
Актуальность исследования. Психолого-педагогические аспекты модернизации образования выражены в положениях концепции национального проекта «Образование», Федеральных образовательных стандартов общего образования и направлены на дальнейшее обновление содержания образования путем усиления роли психолого-педагогической компетентности педагогов образовательных организаций.
Авторы исследователи (Е. В. Бондаревская, Г. В. Борисова, И. Ю. Ляпина, Т. В. Соловьева, Т. М. Тихонова и др.) считают, что динамичное развитие российского общества требует формирования в человеке индивидуальности, креативности, социальной и психологической компетентности. Это позволит обучающимся развивать свои личностные качества в быстро изменяющемся социуме.
Теоретические положения о влиянии образовательной среды на развитие личности рассмотрены в трудах Е. М. Беспаленко, К. Г. Кречетникова, Ю. Н. Кулюткина, С. В. Тарасова, В. И. Слободчикова, В. А. Ясвина и др.
Личностно-ориентированный подход как процесс развития индивидуальности личности, развития созидательной деятельности по отношению миру, природе, человеку и обществу в целом рассматривался учеными исследователями Ш. А. Амонашвили, Е. В. Бондаревской, Э. Ф. Зеер, Н. А. Ражовой, В. И. Слободчиковым и др. [1], [3], [5].
По мнению Е. В. Бондаревской, личностно-ориентированное образование является «гуманитарной технологией открытого типа» [3].
Отличительная особенность личностно-ориентированного образования в его ориентации на сознание человека и процессы его индивидуально-личностного развития. Целью такого образования является развитие личностных структур сознания: жизненных ценностей, межличностных отношений, самоанализа и саморегуляции и других субъективных свойств.
При реализации личностно-ориентированного подхода в школе, и в особенности в среднем звене, развивается ядро сущностной характеристики личности обучающегося: содержание мировоззрения; степень целостности мировоззрения и убеждений; степень осознанности своего места в обществе; содержание и характер потребностей и интересов; многогранность или узость интересов и степень их переключаемости; специфика соотношения и проявления различных личностных качеств.
Обусловленность особенностей развития личности зависит от следующих внешних факторов: социальная природа; стадиальность и целостность [2]. Таким образом, социальная природа личности школьника определяется отношениями, в которых она формируется. Целостность личности зависит от внешних влияний в ходе образования, а стадиальность означает, что формирование личностных качеств зависит от возраста, применяемых образовательных технологий и подходов.
Рассмотренные многочисленные психолого-педагогические научные изыскания создали теоретическую и практическую предпосылки для осмысления проблемы реализации личностно-ориентированного подхода в современном школьном образовании.
В связи с этим определилась цель исследования — разработка и реализация педагогических условий реализации личностно-ориентированного подхода в современном школьном образовании.
Объект исследования: личностно-ориентированное образование в общеобразовательной школе.
Предмет исследования: организационно-педагогические условия реализации личностно-ориентированного подхода в современном школьном образовании.
Научная новизна исследования. Обоснован критерий результативности личностно-ориентированного подхода в образовании на основе повышения уровня предметной компетентности, которая представляет собой интегративную характеристику личности, готовность обучающихся осуществлять успешную деятельность в метапредметной области на основе знаний. Структура предметной компетентности дополнена личностным компонентом с учетом психологического статуса школьника.
Методы исследования иисследуемые
В исследовании участвовали обучающиеся восьмых классов МБОУ СОШ № 95 г. Воронежа.
Методы исследования: наблюдение, формирующий и констатирующий эксперимент; театральные дискурсы, дискурсы разговорной и письменной речи.
Результаты исследования
Аутопсихологическая компетентность является одним из главных психологических условий развития личностного потенциала школьников и предполагает осознание собственных индивидуально-личностных особенностей, выбор способов образовательной деятельности на основе знания самого себя. Высокий уровень аутопсихологической компетентности дает возможность эффективного саморазвития на основе управления внутренним ресурсом и способствует формированию психолого-педагогической компетенции.
Таблица 1
Сравнительный анализ аутопсихологической компетентности обучающихся восьмого класса
Компетентность |
Экспериментальная группа 8А класс |
Контрольная группа 8Б класс |
||
Первичная диагностика |
Заключительная диагностика |
Первичная диагностика |
Заключительная диагностика |
|
Самовосприятие и самооценка |
4 % — завышенная самооценка 53 % — высокая (нормальная) самооценка 33 % — заниженная самооценка 10 % — низкая самооценка (самоотрицание) |
3 % — завышенная самооценка 62 % — высокая (нормальная) самооценка 27 % — заниженная самооценка 8 % — низкая самооценка (самоотрицание) |
6 % — завышенная самооценка 56 % — высокая (нормальная) самооценка 31 % — заниженная самооценка 7 % — низкая самооценка (самоотрицание) |
2 % — завышенная самооценка 61 % — высокая (нормальная) самооценка 30 % — заниженная самооценка 5 % — низкая самооценка (самоотрицание) |
Личностный потенциал когнитивных процессов |
4 % — высокий уровень 46 % уровень выше среднего 49 % — средний уровень 1 % — не удалось выявить, или большая погрешность. |
6 % — высокий уровень 48 % уровень выше среднего 45 % — средний уровень 1 % — не удалось выявить, или большая погрешность. |
7 % — высокий уровень 44 % уровень выше среднего 49 % — средний уровень |
7 % — высокий уровень 45 % уровень выше среднего 48 % — средний уровень |
Учебная мотивация |
Высокий уровень — 84 % Средний уровень — 11 % Отсутствие мотивации — 5 % |
Высокий уровень — 83 % Средний уровень — 13 % Отсутствие мотивации — 4 % |
Высокий уровень — 85 % Средний уровень — 11 % Отсутствие мотивации — 4 % |
Высокий уровень — 81 % Средний уровень — 12 % Отсутствие мотивации — 7 % |
Анализ полученных результатов показал, что большинство школьников при первичной и заключительной диагностике концентрируются на своих субъективных переживаниях по поводу получения оценок, а не знаний. При интерпретации результатов выявлено, что в основном самовосприятие и самооценка у школьников контрольной и экспериментальной групп высокая — в среднем у половины испытуемых. У трети испытуемых самооценка заниженная и проявляется виде неуверенности в себе. Около 5 % — завышенная самооценка. Это неблагоприятная ситуация, так как опасна риском возникновения фрустрации. И примерно 10 % — низкая самооценка, которая приводит к потере интереса к обучению.
По шкале «Самовосприятие и самооценка» в экспериментальной группе результаты изменились в лучшую сторону после целенаправленной реализации личностно-ориентированного подхода.
Личностный потенциал когнитивных процессов, анализируя данные таблицы, на начальном этапе имеет примерно одинаковые данные, выраженные в %. Однако, спустя два месяца, результаты и экспериментальной и контрольной группах улучшились. В экспериментальной группе этот показатель выше на 2 %, а в контрольной на 1 %. Что подтверждает эффективность личностно-ориентированного подхода.
Что касается учебной мотивации, то в контрольной и экспериментальной группах спустя два месяца учебная мотивация снизилась на 1 % в экспериментальной группе и на 4 % в контрольной группе у тех школьников, кто были высоко мотивированы. У обучающихся со среднем уровнем учебной мотивации результаты наоборот улучшились. В экспериментальной группе на 2 % и в контрольной крупе на 1 %.
Анализируя данные, можно сделать следующие выводы: содержание образования при личностно ориентированном подходе многообразно и многофункционально. Большую роль играют театрализованные постановки изучаемых литературных произведений, где приобретается личностно-значимый смысл образования.
Заключение. Личностно ориентированный подход в современном школьном образованиисоздает необходимые условия для эффективного достижения обучающимися знаний по предметам «Русский язык» и «Литература». Театральные дискурсы, дискурсы разговорной и письменной речи способствуют развитию навыков самоорганизации и самоуправления, повышается учебная мотивация.
В результате исследования установлено, что инновационный характер развития общества, реализация ФГОС ОО требуют индивидуализации образования, которое определяется необходимостью использования личностно ориентированного подхода.
Литература:
- Амонашвили, Ш. А. Основы гуманной педагогики [Текст]: Ш. А. Амонашвили, книга 3/ М.: Амрита, 2012. — 230 с.
- Беспаленко, Е. М. Психолого-педагогические условия развития профессиональной ориентации в преемственной связи школа-вуз/ Е. М. Беспаленко// Дис. к.пед.н. Воронеж, 2001, — 232 с.
- Бондаревская, Е. В. Теория и практика личностно ориентированного образования [Текст]: — Ростов. н/Дону: Изд-во Рос. пед. ун-та, 2000, — 352 с.
- Выготский Л. С. Психология [Текст]: — М.: ЭКСМО-Пресс, 2011–1008 с.
- Зеер, Э. Ф. Профессионально-образовательное пространство личности / Э. Ф. Зеер. — Екатеринбург, 2002. — 126 с.
- Краевский, В. В. Общие основы педагогики [Текст]: Уч. для студ. высш. пед. уч. зав./В. В. Краевский. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 256с.