Виды и методы психологической помощи людям с нарушением пищевого поведения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №3 (293) январь 2020 г.

Дата публикации: 17.01.2020

Статья просмотрена: 4864 раза

Библиографическое описание:

Михайлова, М. А. Виды и методы психологической помощи людям с нарушением пищевого поведения / М. А. Михайлова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 3 (293). — С. 293-296. — URL: https://moluch.ru/archive/293/66389/ (дата обращения: 16.11.2024).



В настоящее время нарушения пищевого поведения приобретают все большую распространенность. Это обусловливает интерес к проблематике оказания психологической помощи людям, которые страдают подобными нарушениями — как в теоретическом контексте, так и в эмпирическом. Статья посвящена обзору видов и методов психологической помощи людям, страдающим такими нарушениями пищевого поведения, как ожирение, булимия и анорексия.

Ключевые слова: нарушение пищевого поведения, ожирение, булимия, анорексия, психологическая помощь.

Currently, eating disorders are becoming more common. This leads to an interest in the problem of providing psychological assistance to people who suffer from such disorders-both in a theoretical context and in an empirical one. The article is devoted to the review of types and methods of psychological assistance to people suffering from eating disorders such as obesity, bulimia and anorexia.

Keywords: eating disorders, obesity, bulimia, anorexia, psychological assistance.

Нарушения пищевого поведения представляют собой группу поведенческих психогенных синдромов, которые характеризуются отклонениями при приеме пищи и ее переработке. К данной группе относятся нервная анорексия, переедание, нервная булимия, ожирение и другие расстройства. У нарушений пищевого поведения имеются разнообразные симптомы, включающие в себя обжорство, отказ от еды, рвоту спровоцированную и непроизвольную, применение слабительных средств, отрицание субъективной значимости проблемы веса [2].

В Международной классификации болезней нарушения пищевого поведения выделены в отдельную рубрику «Расстройства приема пищи» [4]. Общая характеристика данной группы расстройств заключается в противоречии между физиологическими потребностями в еде и желаниями пациента. Пик заболеваемости нарушениями пищевого поведения приходится на подростковый и молодой возраст.

В возникновении расстройств данного типа значимую роль играют психологические и физиологические особенности, социальные отношения пациента. Конкретные причины определяются специалистом в процессе диагностики. Как правило, выявляется несколько факторов, предрасполагающих к заболеванию, и один или два, послуживших пусковыми механизмами. Среди возможных условий развития психогенного пищевого нарушения выделяют: [3]

– психологические особенности;

– микросоциальные условия жизни;

– стресс;

– общественные ценности;

– наследственная предрасположенность.;

– психические заболевания.

Рассмотрим виды и методы психологической помощи, применимые при различных расстройствах пищевого поведения.

При ожирении применяются курсы похудания, однако, они оказываются неэффективными при невозможности побудить клиента к изменению инстинктивно-эмоционального поведения, в рамках которого избыточный вес и гиперфагия утрачивают для него необходимость. При диетическом лечении более половины клиентов демонстрируют раздражительность, нервозность, повышенную утомляемость, различные депрессивные проявления, которые также могут проявляться как диффузный страх [5].

При ожирении высокую эффективность демонстрирует поведенческая психотерапия, направленная на изменение неадекватных стереотипов поведения у клиента. При поведенческой психотерапии похудение осуществляется в результате ограничения потребления калорий в соответствии современными диетологическими представлениями. В программу поведенческой психотерапии входит пять следующих элементов: [4]

  1. Письменное описание поведения во время еды. Клиенту необходимо подробно записывать время приемов пищи, количество съеденного, где и в чьем обществе происходили приемы пищи, ощущения клиента при приеме пищи.
  2. Контроль стимулов, предшествующих приему пищи. Следует выявлять и устранять провоцирующие еду стимулы: легкодоступные запасы сладостей, высококалорийной еды. Следует ограничивать количество подобных продуктов в свободном для клиента доступе.
  3. Замедление процесса еды. Клиента обучают навыку самостоятельного контроля процесса приема пищи. Для этого требуется подсчитывать каждый кусок и глоток во время еды. После каждого съеденного третьего куска следует откладывать столовые приборы до полного пережевывания и проглатывания этого куска. Со временем паузы в процессе приема пищи удлиняются.
  4. Усиление сопутствующей активности. Предлагается формирование системы поощрений клиента за изменение пищевого поведения и похудение. Каждое достижение в сфере изменения и контроля пищевого поведения — подсчет кусков и глотков, ведение дневника, паузы при приеме пищи — награждается определенным количеством очков.
  5. Когнитивная терапия. Клиенту предлагается спорить с самим собой. Терапевт при этом помогает отыскать подходящие контраргументы, убеждающие клиента в возможности и целесообразности похудения.

Суггестивная психотерапия закрепляет у клиентов установку на соблюдение правильного пищевого поведения. Данный вид терапии наиболее эффективен у клиентов, имеющих психологическую защиту по типу регрессии, обладающих истероидными особенностями личности.

Успешно используются при ожирении такие методы как гештальт-терапия, транзактный анализ, арт-терапия, психодрама, телесно-ориентированная терапия, танцевальная терапия и семейная психотерапия.

При анорексии обычно рекомендуется осуществлять лечение в специализированных центрах, где используется комбинация разнообразных терапевтических мероприятий, с хорошо взаимодействующим с клиентами персоналом. Наиболее выраженным эффектом при анорексии отличается семейная терапия [1].

Специалистами по поведенческой терапии при лечении анорексии используется метод интегрированного воздействия. Метод на первом этапе включает применение поведенческих и обучающих техник, а на втором этапе — лечение, которое направлено на психосоциальные проблемы клиента. В стационаре важно обращать внимание и усилия не только на самого клиента, но и на возникающие у него трудности в отношениях с персоналом и другими клиентами.

Вместе с поведенческими концепциями при лечении анорексии применяются телесно-ориентированные методики лечения, позволяющие провести коррекцию существующих у клиента искаженных представлений о собственной внешности, режиме питания, оптимальном весе и физической активности.

Также при лечении анорексии успешно используются такие методы как гештальт-терапия, транзактный анализ, арт-терапия, психодрама, танцевальная терапия [2].

При лечении булимии вполне адекватно амбулаторное лечение, в рамках которого клиент проживает в обычных условиях. Стационарное лечение для клиентов, страдающих булимией, используется в тех случаях, когда на первый план в картине болезни выступают выраженные у клиента аномальные личностные черты, злоупотребление алкоголем, суицидальные тенденции и т. п.

При лечении булимии используются системоцентрированные структурированные и конфронтирующие вмешательства и активное проведение лечения, которое направлено на преодоление симптомов булимии, главным образом в формах, ограниченных во времени. Результат проведенного лечения стабилизируется за счет последующих защищающих, сопровождающих и при необходимости — раскрывающих форм лечения [6].

Семейная терапия при лечении булимии дает, как правило, положительные результаты.

Терапия испытанием при лечении булимии предполагает, что клиента помещают в условия шока или соблазна: отправляют в дорогой ресторан или кондитерский магазин, заставляют примерить в магазинах купальники и активно выполнять другие действия, вызывающие у него обычно приступы обжорства, не поддаваясь при этом искушению.

Психотерапия межличностных отношений направлена на лечение причин булимии, лежащих в области межчеловеческих связей. Терапевт исследует, каким образом пищевые привычки клиента помогают ему справляться со стрессом, замещая другие чувства и поступки.

Успешно используются при лечении булимии такие методы как гештальт-терапия, транзактный анализ, арт-терапия, психодрама, телесно-ориентированная терапия, танцевальная терапия.

Рассмотрим подробнее как именно работают в подходах:

Подход

Нарушение пищевого поведения

Когнитивно-поведенческая терапия

Сначала объясняется связь эмоций, автоматических мыслей и поведения, рассказывается о порочном круге, когда иррациональные автоматические мысли запускают негативные эмоциональные переживания, приводящие к перееданию. Учат проводить описание поведения во время еды, контроль стимулов, предшествующих акту еды, замедление процесса еды, усиление сопутствующей активности. Непосредственной целью данной психотерапии является обучение пациентов «правильному пищевому поведению» посредством позитивного подкрепления и негативного подкрепления патологического пищевого поведения. В качестве целей и стандартов, управляющих поведением, пациент и терапевт могут совместно устанавливать уровень ежедневного потребления калорий. Успешное достижение конкретных целей ведет к самоподкреплению, что, в свою очередь, усиливает вероятность сохранения саморегуляции в дальнейшем. Пациенту в этой модели предлагается научиться лучше осознавать свое тело: распознавать свои внутренние ощущения, такие как голод, жажда, психологический дискомфорт, тревога и т. д.; чувствовать, как реагирует тело на те или иные изменения психологической и физической среды и не смешивать эти ощущения

Суггестивная психотерапия

Оказывает прямое и опосредованное суггестивное воздействие, сопровождающееся точечно-прессорным раздражением сензитивных зон в области проекции желудка, глазных яблок и мест выхода тройничного нерва; причем суггестивное воздействие осуществляют на фоне дыхательных упражнений. Для блокады патологического голода ежедневно проводят сеансы аутосуггестии с элементами ларвированной психотерапии. Способ позволяет перестроить систему ценностей страдающего от ожирения таким образом, что мотивация вкусно поесть подчинена более значимым установкам здоровье, продолжительность жизни, карьера, личная жизнь, творчество.

Гештальт-терапия

Специфика работы в гештальт-подходе заключается во внимании к тем эмоциям, которые лежали в основе приступов переедания, и в попытке понять переживания, которые реализовывались в данном поведении. Гештальт-подход также заключается в фасилитации отреагирования своих чувств. Учат внятно рассказывать о своих переживаниях и связывать их с событиями. Кроме того, можно использовать метод арт-терапии — рисунок, в котором символически изображаются чувства и события.

Телесно-ориентированная терапия

Эта терапия отлично работает с нарушением образа тела. У людей с нарушением пищевого поведения будет искаженное восприятие своего тела. Существует множество методик на восприятие своего тела, учат чувствовать и понимать и воспринимать правильно образ тела.

Обязательные условия психотерапевтического воздействия на нарушения пищевого поведения включают в себя: выработку мотиваций клиента к здоровому питанию, постановка и четкое формирование программы снижения веса, визуализация цели и ее конкретизация, составление плана питания, ведение дневника питания, изменение нездоровых пищевых привычек, формирование у клиента веры в успех и выработка у него уверенности в себе, формирование психологической защиты при возникновении ситуаций возможных нарушений диеты.

Вывод:

Существует множество направлений психологической помощи людям с нарушением пищевого поведения, но и большое разнообразие причин, которые привели к нарушению пищевого поведения, поэтому надо осуществлять подбор методов и видов помощи индивидуально. Подобрав индивидуально направление, можно получить эффективный результат и нормализировать пищевое поведение.

Литература:

  1. Бардина, С. Взгляд, тело и социальное взаимодействие: проблема искаженного восприятия собственного тела при анорексии / С. Бардина // Социология власти. — 2016. — № 1. — С. 35–54.
  2. Исаакян О. В., Лукьяненко М. А. Опыт организации психолого-педагогического сопровождения подростков с нарушениями пищевого поведения (лишний вес) в общеобразовательных учебных заведениях // Инновационная наука. — 2015. — № 4–3. — С. 153–160
  3. Самсонова К. А. Нарушения пищевого поведения и регуляция эмоций // Акмеология. — 2015. — № 3 (55).– С. 213–218
  4. Лысенко, Д. С. Нарушение пищевого поведения и стресс / Д. С. Лысенко, Е. В. Крикунова // Образование, спорт, здоровье в современных условиях окружающей среды. — 2015. — С. 349–353
  5. Овчарова Р. В. Психологические особенности женщин с нарушениями пищевого поведения // Вестник Курганского государственного университета. — 2016. — № 2 (41). — С. 51–57
  6. Приленская А. В., Приленский Б. Ю. Многоуровневая психотерапевтическая программа для лиц с нарушениями пищевого поведения // Тюменский медицинский журнал. — 2015. — № 1. — С. 57–60
  7. Фадеева М. И., Савельева Л. В. Коррекция нарушений пищевого поведения у пациентов с ожирением // Эндокринология: Новости. Мнения. Обучение. — 2018. — № 2 (23). — С. 51–59
  8. Шевкова Е. В., Мишенкова О. В. Психологические интервенции в формировании здорового пищевого поведения // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. — 2016. — № 2 (26).– С. 85–94
Основные термины (генерируются автоматически): пищевое поведение, клиент, лечение булимии, прием пищи, психологическая помощь, нарушение, время еды, поведенческая психотерапия, танцевальная терапия, телесно-ориентированная терапия.


Похожие статьи

Раннее выявление и диагностика детей с расстройствами аутистического спектра

В статье рассматриваются клинические проявления аутизма, описываются основные симптомы, на которые необходимо обращать внимание родителям и специалистам, а также дается обобщенная характеристика методов обследования. Проблема аутизма в настоящее врем...

Навыки эмоциональной регуляции для лиц с расстройствами пищевого поведения

В статье представлен обзор рекомендаций от ведущих специалистов в сфере расстройств пищевого поведения по навыкам эмоциональной регуляции, которые следует развивать лицам, страдающим нарушениями пищевого поведения, чтобы справиться со своей проблемой...

Некоторые аспекты рассмотрения проблемы стресса

Стресс сегодня — это весьма распространенное состояние, избавиться от которого сложно, но возможно. В данной статье представлен результат рассмотрения данного вопроса, выявление психологического механизма, факторов, способствующих зарождению стресса,...

Возможность лечения когнитивных расстройств, в частности шизофрении, с помощью различных видов физической активности

В статье раскрывается возможность лечения когнитивных расстройств, в частности шизофрении, с помощью различных видов физической активности. Также приводятся результаты экспериментов, проводимых над пациентами с шизофреническими расстройствами и вывод...

Роль нейропсихологии в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра

Статья посвящена роли нейропсихологии в работе с детьми, страдающими расстройством аутистического спектра. В статье рассматриваются возможности применения нейропсихологической коррекции у детей с расстройством аутистического спектра. Также в статье о...

Психиатрическая помощь больным на разных стадиях рака

Данная научная работа посвящена изучению психиатрической помощи пациентам, страдающим раком, на различных стадиях заболевания. Исследование охватывает анализ психологических и эмоциональных состояний пациентов, а также оценку эффективности психиатрич...

Проявление агрессивного поведения детей школьного возраста с задержкой психического развития

В данной статье исследуется проявление агрессивного поведения у детей школьного возраста с задержкой психического развития. В статье будут проанализированы основные причины такого поведения, возможные стратегии работы с такими детьми и влияние окружа...

Признаки и симптомы раннего детского аутизма

В статье рассматриваются особенности проявления раннего детского аутизма, описываются основные симптомы, на которые необходимо обращать внимание родителям и специалистам образовательных организаций, консультационных центров. Проблема аутизма у детей ...

Лень или апатия у подростков? Тревожные сигналы для родителей

В данной статье раскрываются особенности проявления апатии и лени в подростковом возрасте, как явлений, непосредственно связанных с волевой сферой человека. Были выявлены общие характеристики, а также специфические черты апатии и лени, их выраженност...

Система коррекционно-логопедической работы по формированию потребности в речевом общении у детей с расстройствами аутистического спектра

Официальная статистика говорит о том, что в последнее время значительно выросло количество детей с расстройствами аутистического спектра. В данной статье рассматриваются варианты формирования потребности в речевом общении у таких детей, их включение ...

Похожие статьи

Раннее выявление и диагностика детей с расстройствами аутистического спектра

В статье рассматриваются клинические проявления аутизма, описываются основные симптомы, на которые необходимо обращать внимание родителям и специалистам, а также дается обобщенная характеристика методов обследования. Проблема аутизма в настоящее врем...

Навыки эмоциональной регуляции для лиц с расстройствами пищевого поведения

В статье представлен обзор рекомендаций от ведущих специалистов в сфере расстройств пищевого поведения по навыкам эмоциональной регуляции, которые следует развивать лицам, страдающим нарушениями пищевого поведения, чтобы справиться со своей проблемой...

Некоторые аспекты рассмотрения проблемы стресса

Стресс сегодня — это весьма распространенное состояние, избавиться от которого сложно, но возможно. В данной статье представлен результат рассмотрения данного вопроса, выявление психологического механизма, факторов, способствующих зарождению стресса,...

Возможность лечения когнитивных расстройств, в частности шизофрении, с помощью различных видов физической активности

В статье раскрывается возможность лечения когнитивных расстройств, в частности шизофрении, с помощью различных видов физической активности. Также приводятся результаты экспериментов, проводимых над пациентами с шизофреническими расстройствами и вывод...

Роль нейропсихологии в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра

Статья посвящена роли нейропсихологии в работе с детьми, страдающими расстройством аутистического спектра. В статье рассматриваются возможности применения нейропсихологической коррекции у детей с расстройством аутистического спектра. Также в статье о...

Психиатрическая помощь больным на разных стадиях рака

Данная научная работа посвящена изучению психиатрической помощи пациентам, страдающим раком, на различных стадиях заболевания. Исследование охватывает анализ психологических и эмоциональных состояний пациентов, а также оценку эффективности психиатрич...

Проявление агрессивного поведения детей школьного возраста с задержкой психического развития

В данной статье исследуется проявление агрессивного поведения у детей школьного возраста с задержкой психического развития. В статье будут проанализированы основные причины такого поведения, возможные стратегии работы с такими детьми и влияние окружа...

Признаки и симптомы раннего детского аутизма

В статье рассматриваются особенности проявления раннего детского аутизма, описываются основные симптомы, на которые необходимо обращать внимание родителям и специалистам образовательных организаций, консультационных центров. Проблема аутизма у детей ...

Лень или апатия у подростков? Тревожные сигналы для родителей

В данной статье раскрываются особенности проявления апатии и лени в подростковом возрасте, как явлений, непосредственно связанных с волевой сферой человека. Были выявлены общие характеристики, а также специфические черты апатии и лени, их выраженност...

Система коррекционно-логопедической работы по формированию потребности в речевом общении у детей с расстройствами аутистического спектра

Официальная статистика говорит о том, что в последнее время значительно выросло количество детей с расстройствами аутистического спектра. В данной статье рассматриваются варианты формирования потребности в речевом общении у таких детей, их включение ...

Задать вопрос