В данной статье рассмотрена проблема профессионального самоопределения обучающихся старших классов. Рассмотрены уровни профессионального самоопределения. Выявлены и представлены пути решения этой проблемы.
Ключевые слова: профессиональное самоопределение, семья, образовательные учреждения, личность ребенка.
Проблема профессионального самоопределения старшеклассников
Проблема профессионального самоопределения обучающихся долгое время не рассматривалась как самостоятельное направление. Сегодня необходимо решать эту проблему с уклоном на личность ученика. Самоопределение— это центральный механизм становления зрелости личности, состоящий из осознанного выбора старшеклассником своего места в будущей профессии и общества в целом [1, с.56]. Появление потребности в самоопределении говорит о достижении личностью довольно высокого уровня развития, для которого характерно стремление занять свою собственную, ни от кого не зависящую позицию в структуре информационных, духовных, коммуникативных, профессиональных и прочих связей с другими людьми. Самоопределение также рассматривают как сознательный выбор и утверждение собственной позиции в проблемных ситуациях.
Выделяется два уровня профессионального самоопределения:
1) гностический (перестройка сознания и самосознания);
2) практический уровень (реальные изменения статуса человека в обществе)
Выбор профессионального пути в немалой степени определяет дальнейшую судьбу человека. Удовлетворенность или неудовлетворенность состоянием жизни напрямую связана с трудоустройством и построением своей карьеры в дальнейшем.
Для выбора будущей профессии необходимо понимать какие цели старшеклассник хотел бы воплотить в жизнь, обладать знаниями об окружающем мире, мире профессий. Так же немаловажно развивать в ребенке самостоятельность, умение нести ответственность за свой выбор и базу знаний, которая поможет сделать правильный шаг при выборе профессии.
В настоящее время проблема профессионального самоопределения пока не решается должным образом. Старшеклассники совершают столь важный выбор зачастую интуитивно, под влиянием некоторых факторов: навязывание профессии родителями, школой, друзьями. Поэтому очень важно помочь ребенку не совершить ошибку в данном выборе.
Личность подростка еще окончательно не сформирована, поэтому психолого-педагогическая работа будет благоприятно влиять на гражданские и нравственные качества учащихся. Поэтому в психолого-педагогической работе со старшеклассниками нужно учитывать то, что методы развития личности необходимо сочетать с методами, которые способствуют социальному и профессиональному самоопределению, а работа в этом направлении должна стать главным этапом целостного становления личности.
Решить эту проблему можно только путем объединения усилий всех субъектов образовательного процесса с представителями и специалистами других близких сфер деятельности. Взаимодействие с ними должно быть направлено на улучшение системы развития рынка труда и системы образования.
Поэтому в каждом образовательном учреждении нужно создать соответствующие социальные и педагогические условия для работы по становлению правильного профессионального самоопределения учащихся. Чем осознаннее и точнее будет самоопределение, тем больше вероятность получения обществом настоящего специалиста-профессионала.
Именно поэтому очень важной задачей является помощь старшеклассникам в определении выбора профессии, которая отвечает их способностям, потребностям и получив которую они смогут принести пользу обществу, способствовать его духовному, нравственному и патриотическому развитию [2, с.84].
Человек должен постоянно приспосабливаться к новым тенденциям и возможностям общества, а также учитывать вероятность развития профессии и себя в ней, научиться рациональному планированию своей будущей жизни. Смена работы, окружения людей в рабочем коллективе меняется 3–5 раз в течение карьеры и должна помогать человеку сохранять жизненный тонус, профессиональную форму, умение встречать трудности в психологической готовности.
По данным Министерства труда Российской Федерации, до 50 % работников меняют в течение трудовой жизни меняют несколько профессий. Вследствие возникающих проблем профессионального самоопределения, человек должен быть готов к профессиональной переподготовке, адаптации в новой профессии и новому рабочему коллективу.
Таким образом, можно сказать, что профессиональное самоопределение личности — это длительный и сложный процесс, который охватывает значительный период жизни человека. Его правильность определяется взаимосвязью психологических возможностей с требованиями профессиональной деятельности, а также умения личности адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям в построении своей профессиональной карьеры.
Переход к новым социально-экономическим отношениям вызывает изменение роли человека в системе общества, требований к нему как к профессиональному работнику. Зачастую на первый план выходят такие профессиональные качества личности, как предприимчивость, ответственность, интеллектуальность, социально-профессиональная мобильность, склонность к коммерческому риску, способность принимать самостоятельные решения и желание расти и развиваться в профессии и как личность в целом.
Литература:
- Галагузова, М. А. Социальная педагогика.Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, 2001.
- Чистякова, С. Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников, 2005.
- Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис, 1996.
- Асмолов, А. Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. Воронеж, 1996.
- Боровиков, С. А. Профессиональное самоопределение. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности,1991.