Ст.28 БК РФ определен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с указанием цели их использования. В городском округе «Город Калининград» органом, осуществляющим проверку использования средств бюджета является Контрольно-счетная палата Администрации ГО «Город Калининград. В целях предотвращения нецелевого расходования бюджетных денежных средств и повышения эффективности и прозрачности деятельности Контрольно-счетной палаты Администрации ГО «Город Калининград» вносится предложение о размещении в открытом доступе материалов антикорупционных экспертиз в отношении проектов соглашений, заключаемых Администрацией ГО «Город Калининград» и являющихся основанием для оплаты денежных обязательств за счет бюджетных денежных средств.
Ключевые слова: бюджетный кодекс, Контрольно-счетная палата, бюджетные правоотношения, эффективность использования бюджетных средств.
Бюджетным кодексом РФ [1] регулируются правоотношения между субъектами этих правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы РФ, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга; составлении рассмотрения проектов бюджета бюджетной системы РФ, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности (ст.1 БК РФ).
Порядок целевого использования бюджетных денежных средств установлен ст.38 Бюджетного кодекса РФ, письмом Минфина РФ от 22.05.2016 г. № 02–01–17/2980.
Согласно ст. 9 Федерального закона «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» [2], ст.7 Положения «О контрольно-счетной палате городского округа «Город Калининград» [3] органом, осуществляющим проверку использования средств бюджета является Контрольно-счетная палата Администрации ГО «Город Калининград.
К компетенции Контрольно-счетной палаты Администрации ГО «Город Калининград относятся:
Контроль за соблюдением получателем денежных средств, перечисленных на основании платежного поручения, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении в соответствии с п.10 ст.158 Бюджетного кодекса РФ;
Контроль за исполнением бюджета субъекта Российской Федерации, в том числе — контроль за операциями со средствами соответствующих бюджетов в объеме имеющихся полномочий применительно к средствам федерального бюджета в соответствии со ст. 168 БК РФ;
Осуществление контроля соблюдения порядка выделения, предоставления и распределения субсидии, в соответствии с абз.1 п.3 ст.139 БК РФ в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения (в соответствии с Письмом Минфина России от 18.07.2019 N 06–04–12/53498 ) [4];
Осуществление экспертизы проекта закона о бюджетах субъекта Российской Федерации в части выделения бюджетных денежных средств субсидии в соответствии с п. п. «б» п.1 ст. 26.3–3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» [5];
Осуществление внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации в части в части формирования, предоставления и распределения бюджетных денежных средств субсидии (в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.09.2014 N 999 [6];
Мероприятия по организации и осуществлению контроля за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств бюджета субъекта Российской Федерации в части использования целевых бюджетных денежных средств субсидии;
Оценка эффективности предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ, и обеспечения исполнения обязательств по сделкам, совершаемых Администрацией ГО «Город Калининград» за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации;
Проведение финансово-экономической экспертизы в части, касающейся расходных обязательств субъекта Российской Федерации по выделению бюджетных денежных средств с указанием источника возникновения данного расходного обязательства в соответствии со ст.85 БК РФ;
Проведение контрольных проверок законности, результативности (эффективности и экономности) использования целевых бюджетных денежных средств субсидии, а также проведение внешней проверки бюджетной отчетности главного администратора бюджетных средств соответствующего бюджета и материалы заключения на годовой отчет об исполнении бюджета в указанной части (в соответствии со ст.264.4 БК РФ).
Предоставление материалов проверки в ходе исполнения бюджета субъекта Российской Федерации, о результатах проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий в части бюджетных денежных средств субсидии в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации и высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации);
Закрепление за соответствующим структурным подразделением УФК функций по осуществлению в установленном порядке кассового обслуживания исполнения бюджета субъекта Российской Федерации (местных бюджетов) в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами и законами (решениями) о бюджете субъекта Российской Федерации (местных бюджетов) в части платежных поручений (в соответствии с «Письмом Казначейства России от 08.12.2014 N 42–7.4–05/6.3–743 [7].
Согласно ст.306.4 Бюджетного кодекса нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
В целях предотвращения нецелевого расходования бюджетных денежных средств и повышения эффективности и прозрачности деятельности Контрольно-счетной палаты Администрации ГО «Город Калининград», а также в целях защиты неопределенного круга лиц, предлагаю размещать в открытом доступе материалы антикоорупционных экспертиз в отношении проектов соглашений, заключаемых Администрацией ГО «Город Калининград» и являющихся основанием для оплаты денежных обязательств за счет бюджетных денежных средств.
Литература:
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 27.12.2019)
2. Федеральный закон «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» от 07.02.2011 N 6-ФЗ
3. Положение «О контрольно-счетной палате городского округа «Город Калининград» (Приложение к Решению городского Совета депутатов Калининграда от 17 декабря 2014 года N 443)
4. Письмо Минфина России от 18.07.2019 N 06–04–12/53498 «По вопросам предоставления из бюджета субъекта РФ субсидий местным бюджетам»
5. Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
6. Постановление Правительства РФ от 30.09.2014 N 999 (ред. от 26.12.2019) «О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации» (вместе с «Правилами формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации»)
7. Письмо Казначейства России от 08.12.2014 N 42–7.4–05/6.3–743 «О направлении рекомендаций по целесообразности проведения проверок, применению видов проверок».