Значение профессионально-личностной характеристики врача для пациента | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Холикова, А. А. Значение профессионально-личностной характеристики врача для пациента / А. А. Холикова, Р. В. Бобокалонов, А. А. Орлова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 3 (293). — С. 115-116. — URL: https://moluch.ru/archive/293/66424/ (дата обращения: 16.10.2024).



В статье авторы исследуют психологические и социальные факторы, влияющие на выбор пациентами врача-стоматолога.

Ключевые слова: пациент, имидж врача, стоматология, критерии выбора

Актуальность. Внастоящее время стоматология одна из наиболее динамично развивающихся отраслей медицины, рынок стоматологических услуг постоянно расширяется и врач-стоматолог, работая в условиях высокой конкуренции, чтобы быть востребованным должен не только обладать профессиональными знаниями и навыками, но и учитывать предпочтения пациентов, касающихся как его облика, так и личностных качеств. Одними из критериев выбора, рассмотренных авторами [1–3], стали отзывы пациентов о враче, внешний вид персонала, умение врача-стоматолога выслушать пациента.

Данная тема актуальна, не только для практикующих врачей, но и для студентов-стоматологов, обучающихся правилам этикета в профессиональной деятельности медицинского работника с привитием волевых, интеллектуальных, эмоционально-нравственных качеств будущего врача.

Цель исследования: изучить наиболее важные критерии выбора пациентами врача-стоматолога с учетом психологических и социальных факторов.

Материал иметоды исследования. Для достижения поставленной цели провели интервьюирование пациентов стоматологической поликлиники № 1 (32 чел. — 16 жен., 16 муж.) и стоматологической поликлиники № 2 (34 чел. — 18 жен., 16 муж). В работе применили авторскую анкету, включающую 10 вопросов, которые позволили определить значимость для пациентов при выборе врача-стоматолога таких социальных и психологических факторов как пол и возраст, внешний вид, униформа и наличие бейджа; выявить наиболее значимые личные качества стоматолога и оценить актуальность различных источников информации о враче-стоматологе.

Результаты исследования. Анализ результатов анкетирования показал, что возраст врача-стоматолога имеет значение для 26 % опрошенных, из них 76,5 % выбирают врача старше 35–40 лет, и 23,5 % младше данного возраста. 53 % опрошенных не считают возраст фактором, влияющим на мастерство стоматолога и 21 %, при выборе врача-стоматолога, ориентируются на другие критерии.

Пол, как значимый фактор при выборе врача-стоматолога, отметили 18 % пациентов. При этом 66,6 % предпочитают обращаться к стоматологу женщине. Большинство пациентов, участвовавших в анкетировании, отметили, что не обращают внимания на пол врача, так как считают, что пол не влияет на мастерство (65 %) или выбирают по другим критериям (17 %).

При оценке внешнего вида врача-стоматолога большинство пациентов отметили отрицательное отношение к наличию у врача татуировок, пирсинга и ярко окрашенных волос (42 %); 32 % опрошенных придерживаются мнения, что это личное дело доктора. Не влияющим на профессионализм фактором, считают внешний вид 17 % респондентов, для 9 % опрошенных внешний вид не является фактором, влияющим на выбор стоматолога.

Отношение пациентов к наличию у врача бейджа распределилось следующим образом: лишь 12 % из них считают его необязательным элементом униформы. Большинство участников анкетирования (38 %) напротив, относятся к бейджу как к обязательной части формы стоматолога, так как хотят иметь возможность обратиться к врачу по имени и отчеству. 28 % интервьюируемых отметили, что бейдж — показатель имиджа клиники, 11 % также считают ношение бейджа обязательным, так как хотят знать должность сотрудника поликлиники, с которым контактируют по тем или иным вопросам. Часть респондентов считают бейдж малозначительной частью униформы, но отмечают благоприятное впечатление, которое производит его наличие (11 %).

Один из вопросов нашего исследования — отношение пациентов к униформе врача-стоматолога. Подавляющее большинство респондентов считает белый халат лучшим её вариантом (57 %); видеть врача в ярком цветном костюме предпочитают 17 % опрошенных. 20 % безразлична униформа стоматолога, главным для них является профессионализм врача. Некоторые из пациентов (6 %) отмечают, что чувство страха перед стоматологическим вмешательством мешает им обратить внимание на то, как одет врач.

Следующий вопрос, рассмотренный нами в ходе исследования — актуальность различных источников информации о враче-стоматологе для пациентов стоматологических поликлиник № 1 и № 2. Согласно результатам анкетирования, важнейшим из них являются советы родственников, друзей и знакомых (81 %). Отзывы в интернет-источниках интересуют 6 % опрошенных, также как и информация о враче, размещенная на сайте клиники. Часть респондентов (7 %) отметили, что не интересуются информацией о докторе и записываются к любому свободному врачу.

Из приведенных в анкете личных качеств, как наиболее важные для стоматолога, пациенты отметили: аккуратность — 82 %, доброжелательность — 59 %, терпение — 51 % и трудолюбие — 30 %.

Личные качества, также как и хорошие отзывы о враче-стоматологе, по итогам анкетирования стали наиболее значимыми критериями при выборе врача-стоматолога, их отметили 26 % и 55 % опрошенных соответственно. На внешний вид ориентируются 16 % респондентов, на возраст лишь 3 %.

Выводы. Анализ полученных результатов позволил определить наиболее важные критерии выбора пациентами врача-стоматолога с учетом психологических и социальных факторов. Нами были сделаны следующие выводы: представление о враче-стоматологе складывается у пациента еще до первого обращения за помощью — в основном, при общении с родными, друзьями и знакомыми. Окончательно мнение о враче формируется во время первого посещения, при личном контакте пациента с врачом-стоматологом. При этом пациент предпочитает видеть ухоженного и аккуратного врача, без татуировок, пирсинга и ярко окрашенных волос; в белом халате, к которому прикреплен бейдж с именем и должностью. При этом важно чтобы стоматолог проявил доброжелательность и терпение, был аккуратен и трудолюбив.

Литература:

  1. Левина В. Н. Личностные качества врача в сотрудничестве с пациентом: учебное пособие / В. Н. Левина. — Ижевск, 2016. — 60 с.
  2. Образ идеального врача — стоматолога / Т. Н. Кривенцева [и др.] // Материалы международной студенческой научной конференции «Перспективы современной стоматологии», 2018. — С. 48–52.
  3. Предпочтения и сложности, возникающие у пациентов при выборе лечащего врача-стоматолога и стоматологической организации / И. П. Артюхов [и др.] // Электронный научный журнал «Социальные аспекты здоровья населения», 2016. — С. 1–12.
Основные термины (генерируются автоматически): внешний вид, выбор врача-стоматолога, критерий выбора, врач, пациент, пациент врача-стоматолога, белый халат, большинство пациентов, различный источник информации, стоматологическая поликлиника.


Ключевые слова

пациент, стоматология, имидж врача, критерии выбора

Похожие статьи

Роль социально-психологических методов в управлении персоналом гостиничного предприятия

В статье рассмотрены роль и место социально-психологических методов управления персоналом гостиничного предприятия, выявлены особенности применения социально-психологического управления персоналом гостиничного предприятия.

Психологическая система П. Я. Гальперина и современные взгляды на подготовку дефектологов

В данной статье речь идет об особенностях психологической системы П. Я. Гальперина и ее применимости в рамках современной подготовки специалистов дефектологического профиля. Автор дает определение психологической системе П. Я. Гальперина, а также кра...

Психологическое обеспечение адаптации молодых сотрудников в медицинском учреждении

Статья посвящена вопросам психологического обеспечения адаптации медицинских сотрудников, вновь назначенных на должность. Обращено внимание на факторы риска, влияющие на успешную адаптацию молодых специалистов. Научная новизна исследования в разработ...

Использование компенетностной пробы при обучении студентов Ишимского медицинского колледжа

Статья посвящена повышению эффективности диагностики ран на догоспитальном этапе путем внедрения компетентностной пробы при подготовке будущего медицинского специалиста среднего звена («Школа молодого фельдшера»).

Профессиональная востребованность и профориентация современных школьников

В статье авторы анализируют востребованность профессий в современном мире и профессиональные ожидания школьников.

Управление психологическим климатом персонала в туристкой организации и сфере гостеприимства

Автор статьи в рамках магистерской диссертации теоретически обосновал элементы управления психологическим климатом персонала в туристской деятельности.

Работа психолога по созданию психологически безопасной образовательной среды в условиях общеобразовательной школы

В статье исследуются возможности работы психолога по созданию психологически безопасной образовательной среды в условиях общеобразовательной школы. Экспериментальным путем выявляется уровень психологической безопасности образовательной среды в сельск...

Вопросы профессионального самоопределения в психологическом консультировании будущих педагогов

В данной статье рассматриваются вопросы выбора профессии и профессионального самоопределения современной молодежи на примере будущих педагогов. Приводятся результаты исследования профессиональных склонностей и предпочтений у студентов разных курсов о...

К вопросу о психофизиологическом обеспечении трудовой экспертизы лиц старших возрастных групп

Психологические особенности клиентов юридической клиники

В статье анализируются цели создания юридических клиник, категории граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи и их психологические особенности, которые должен учитывать консультирующий студент юридической клиники.

Похожие статьи

Роль социально-психологических методов в управлении персоналом гостиничного предприятия

В статье рассмотрены роль и место социально-психологических методов управления персоналом гостиничного предприятия, выявлены особенности применения социально-психологического управления персоналом гостиничного предприятия.

Психологическая система П. Я. Гальперина и современные взгляды на подготовку дефектологов

В данной статье речь идет об особенностях психологической системы П. Я. Гальперина и ее применимости в рамках современной подготовки специалистов дефектологического профиля. Автор дает определение психологической системе П. Я. Гальперина, а также кра...

Психологическое обеспечение адаптации молодых сотрудников в медицинском учреждении

Статья посвящена вопросам психологического обеспечения адаптации медицинских сотрудников, вновь назначенных на должность. Обращено внимание на факторы риска, влияющие на успешную адаптацию молодых специалистов. Научная новизна исследования в разработ...

Использование компенетностной пробы при обучении студентов Ишимского медицинского колледжа

Статья посвящена повышению эффективности диагностики ран на догоспитальном этапе путем внедрения компетентностной пробы при подготовке будущего медицинского специалиста среднего звена («Школа молодого фельдшера»).

Профессиональная востребованность и профориентация современных школьников

В статье авторы анализируют востребованность профессий в современном мире и профессиональные ожидания школьников.

Управление психологическим климатом персонала в туристкой организации и сфере гостеприимства

Автор статьи в рамках магистерской диссертации теоретически обосновал элементы управления психологическим климатом персонала в туристской деятельности.

Работа психолога по созданию психологически безопасной образовательной среды в условиях общеобразовательной школы

В статье исследуются возможности работы психолога по созданию психологически безопасной образовательной среды в условиях общеобразовательной школы. Экспериментальным путем выявляется уровень психологической безопасности образовательной среды в сельск...

Вопросы профессионального самоопределения в психологическом консультировании будущих педагогов

В данной статье рассматриваются вопросы выбора профессии и профессионального самоопределения современной молодежи на примере будущих педагогов. Приводятся результаты исследования профессиональных склонностей и предпочтений у студентов разных курсов о...

К вопросу о психофизиологическом обеспечении трудовой экспертизы лиц старших возрастных групп

Психологические особенности клиентов юридической клиники

В статье анализируются цели создания юридических клиник, категории граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи и их психологические особенности, которые должен учитывать консультирующий студент юридической клиники.

Задать вопрос