Правовое регулирование этического поведения гражданских служащих находится в постоянном развитии и усовершенствовании. К тому же в связи с принятием этических кодексов на основе типового кодекса остаются «проплешины» в регулировании отдельных общественных отношениях, что неудачно сказывается на деятельности государственных служащих.
В то же время существует ряд и иных проблем. Например, И. В. Левакин говорит, что существует проблема в возможности юридизировать нормы и принципы социальных норм (этики, морали, религии и т. д.), что является достаточно ограниченной и зачастую вредной. Общеобязательностью могут обладать только правовые нормы. Нормы этики оставляют возможность произвольного толкования. Корпоративная ответственность легко превращается в произвол начальствующих лиц. При слабом развитии гражданских институтов моральная (этическая) ответственность «не работает», а привлекать к юридической ответственности за морально-этические поступки не позволяют принципы права. Если законодательством предусмотрены меры юридической ответственности за коррупционные правонарушения, то дублировать подобные положения в кодексе этики попросту бессмысленно [1].
Из вышеназванных проблем мы усматриваем, действительно провалы правового урегулирования, которые необходимо устранить. Для того чтобы этические кодексы были действенными необходимо предусмотреть юридическую ответственность за неисполнение указанных норм, иначе они останутся только предупреждениями на бумаге. Как двигатель поведения служащих, носящий рекомендательный характер, в большинстве случаев срабатывает неэффективно. Если у человека с детства заложен определенный пакет моральных и нравственных качеств, то в более старшем возрасте он уже его не изменит по совей воле, для этого необходимы рычаги давления и принуждения. Поэтому к формированию профессионального этического поведения служащего необходимо подходить комплексно, формировать культуру правосознания с детства, и во взрослой жизни принимать механизмы, которые буду сдерживать людей, у которых не получилось сформировать должного поведения в юном возрасте.
В подтверждение наших слов приведем высказывание К. Ю. Багратуни: «В условиях современной России это выражается в необходимости повышения общей нравственной культуры различных слоев населения, общества в целом. Только так можно решить проблемы государственной службы, изменить сознание политических элит, служащих государственного аппарата. В свою очередь, формирование этики государственных служащих может стать существенным фактором нравственного возвышения общества в целом» [2].
В то же время, некоторые правоведы обращают внимание на проблему контроля за поведением государственных служащих. Так, М. А. Андреев высказывался, что в российском законодательстве пока еще не прописаны механизмы контроля и мониторинга морально-нравственного поведения государственных и муниципальных служащих, отсюда возникает проблемная ситуация: вопрос о поведении служащего встает лишь тогда, когда уже поздно — когда информация о безнравственном или коррупционном поведении вскрылась и требуется проведение срочной проверки по жалобам или заявлениям физических или юридических лиц, либо по заявлениям государственных органов или самих служащих [3].
В этой связи установленные этические правила поведения государственных служащих превращаются в «пустые» нормы. Они не работают в должной мере, в которой действительно могли бы. На настоящий момент единственным контролирующим институтом является руководитель того или иного органа. Однако, в таком случае руководитель оценивает поведение государственного служащего с субъективной точки зрения, что позволяет ему использовать свое благосклонное отношение к некоторым служащим. Таким образом, оценка руководителем поведения служащего лишена объективизма.
Для решения указанной проблемы специалисты предлагают создать специальный орган, который бы курировал вопросы соблюдения государственными служащими этических норм при исполнении должностных обязанностей [4]. Однако, следует отметить, что сейчас осуществляется контроль за социальными сетями служащих, дабы они не порочили своими высказываниями честь и достоинство служащего. В такой ситуации возникает вопрос: а не является ли это вмешательством в частную жизнь государственного служащего? Большинство ведомств издали локальные акты, которые регламентируют поведение служащих в глобальной сети «Интернет». Ответа на данный вопрос в научных кругах найти пока не удалось.
Возвращаясь к вопросу отсутствия механизмов контроля и мониторинга поведения государственных служащих со стороны государства, следует отметить, что такое положение государственных служащих не вполне соответствует принципам открытости и гласности государственной службы. Вмешательство государства в этическое поведение служащих только, когда произошла неприятная ситуация со стороны служащего, диаметрально неправильный подход. Необходимо предотвращать возникновение таких ситуаций, а не решать вопрос с последствиями после произошедшего.
Таким образом, одним из направлений перспективного развития профессиональной этики государственных служащих, является создание государственного органа, который будет контролировать и осуществлять мониторинг за поведение государственных служащих, проводить профилактическую работу и формировать моральные и нравственные ценности государственных служащих.
Все чаще в научной литературе появляется информация о низком уровне этического поведения государственных служащих. Чаще всего появляются статьи в СМИ о безнравственном поведении высших чиновников и сотрудников правоохранительных органов.
В этой связи, В. А. Верижников предложил следующие пути совершенствования поведения государственных служащих: «1) подбор кадров для государственной службы путем создания эффективного механизма, обеспечивающего профессиональный рост госслужащего; 2) проведение разного рода мероприятий для повышения престижа государственной службы и авторитета государственного служащего; 3) создание системы профессионального образования госслужащих, улучшение стандартов и программ подготовки госслужащих путем открытого конкурсного отбора этих программ, а также образовательных учреждений; 4) осуществить мероприятия по управлению и контролю за развитием профессиональных качеств государственных служащих; 5) производить периодическое обновление и плановую ротацию кадрового состава государственной службы; 6) осуществить мероприятия по формированию кадрового резерва государственной службы и обеспечивать его эффективное использование; 7) объективно оценивать результаты деятельности государственного служащего при проведении аттестации или квалификационного экзамена [5].
Следовательно, очередным перспективным направлением усовершенствования этического поведения государственных служащих является развитие института специального обучения государственных служащих, курсов повышения квалификации, на которых со служащими будут проводиться мероприятия, направленные на моральное и нравственное воспитание служащего.
Данную политику государство уже начало реализовывать, и 21 февраля 2019 года был издан Указ Президента Российской Федерации «О профессиональном развитии государственных гражданских служащих Российской Федерации». Данным Указом регламентируется порядок нового института «наставничества», а также обязательность прохождения государственными гражданскими служащими различных мастер-классов, семинаров, обучений для повышения как профессиональной квалификации, но и формирования должного поведения служащего [6].
Таким образом, с одной стороны, создание и внедрение в жизнь морально-этических правил для государственных служащих — это положительный фактор, так как само установление этических норм является неизменным атрибутом культурного развития общества. С другой же стороны, неумелое и необоснованное установление каких-либо правил поведения служащих может свести на нет весь прогрессивный потенциал данного явления, превратить в пустые декларации, лишенные творческого ядра, повлечь за собой необратимые последствия. Исследовав данный вопрос, мы выделили два направления перспективного развития института этического регулирования поведения государственных служащих. Во-первых, создание государственного органа, который будет контролировать и осуществлять мониторинг за поведение государственных служащих, проводить профилактическую работу и формировать моральные и нравственные ценности государственных служащих. Во-вторых, развитие института специального обучения государственных служащих, курсов повышения квалификации, на которых со служащими будут проводиться мероприятия, направленные на моральное и нравственное воспитание служащего. Последнее из них начало свой путь, и в настоящее время активно развивается и воплощается в жизнь.
Литература:
- Левакин И.В. Этический кодекс государственного и муниципального служащего: зарубежный и российский опыт противодействия коррупции // Российская юстиция. 2015. № 6. С. 47 - 49.
- Багратуни К.Ю., Данилина М.В. Этико-правовое регулирование деятельности государственных служащих России // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2016. N 2. С. 6.
- Андреев Михаил Александрович Проблема этического поведения государственных и муниципальных служащих в современных нормативных документах Российской Федерации // История и архивы. 2017. №1 (7). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-eticheskogo-povedeniya-gosudarstvennyh-i-munitsipalnyh-sluzhaschih-v-sovremennyh-normativnyh-dokumentah-rossiyskoy (дата обращения: 15.06.2019).
- Гукова Ж.А.Административно-правовой статус государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2013. С. 22.
- Верижников В. А. Актуальные этические вопросы регулирования деятельности государственных служащих // Образование, наука и производство. 2013. №4 (5). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-eticheskie-voprosy-regulirovaniya-deyatelnosti-gosudarstvennyh-sluzhaschih (дата обращения: 15.06.2019).
- Указ Президента РФ от 21.02.2019 № 68 «О профессиональном развитии государственных гражданских служащих Российской Федерации" (вместе с "Положением о порядке осуществления профессионального развития государственных гражданских служащих Российской Федерации»)//Собрание законодательства РФ.2019.№8.