Проблемы и тенденции развития рынка облигаций в РФ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №3 (293) январь 2020 г.

Дата публикации: 18.01.2020

Статья просмотрена: 946 раз

Библиографическое описание:

Крикливец, А. А. Проблемы и тенденции развития рынка облигаций в РФ / А. А. Крикливец. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 3 (293). — С. 358-359. — URL: https://moluch.ru/archive/293/66431/ (дата обращения: 16.11.2024).



Ранее был проведен подробный анализ и приведены актуальные статистические и эмпирические данные по текущему состоянию облигационного рынка Российской Федерации. Далее мы переходим к рассмотрению и определению возможных перспектив и направлений развития корпоративного долгового сегмента.

Роль облигаций как инструмента, позволяющего финансировать деятельность компаний без права на управление ими, на финансовом рынке России постоянно растет. Рынок облигаций динамичен и котировки достаточно быстро реагируют под влиянием трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики и текущей динамики процентных ставок. Облигации как выгодный способ привлечения капитала являются альтернативой банковскому кредитованию, а проблема необходимости диверсификации источников финансирования деятельности компаний с помощью долговых ценных бумаг в настоящее время является особенно актуальной.

Одним из главных направлений развития финансовой системы государства на 2016–2018 гг. является стимулирование перехода экономических субъектов от дорогих банковских кредитов к заимствованиям на рынке публичного долга. В свою очередь, решение данной приоритетной задачи является частью стратегии развития финансового рынка страны. Необходимо отметить, что увеличение выхода частных инвесторов и компаний на рынок публичного долга позволит более сбалансировано перераспределить ресурсы в экономике. Конечно, фондовый рынок России значительно уступает многим развитым и развивающимся странам, что даёт повод говорить о необходимости опережающего развития инфраструктуры долговых ценных бумаг.

В условиях современных реалий для компаний с хорошей кредитной историей облигации являются максимально выгодным инструментом финансирования, поскольку обладают дополнительной возможностью для расширения круга инвесторов как за счет средств институциональных инвесторов, так и накоплений физических лиц.

На данное время основу рынка публичного долга составляют размещаемые на бирже корпоративные облигации крупных компаний. В динамике просматривается рост объема рынка публичного долга и доли в нем корпоративных облигаций.

Выход с займом на рынок облигаций могут позволить себе только крупные компании, размещаемый долг которых будет исчисляться сотнями миллионов рублей. Переход крупных заёмщиков на рынок публичного долга приводит к уменьшению крупных должников для банков, способствуя интенсивному и гибкому развитию кредитов для малого и среднего бизнеса.

Этой тенденции способствует увеличение устойчивости банковского сектора за счет докапитализации ряда кредитных организаций, отзыва лицензий и перераспределения клиентов рынка банковских услуг к его финансово устойчивым участникам. В условиях притока дополнительной ликвидности за счет этих факторов и оттока крупных заемщиков банки вынуждены будут идти на увеличение разделения рисков, связанных с особенностями бизнеса их клиентов, и снижение ставки кредитования не только для юридических, но и физических лиц.

Сейчас процедура выпуска корпоративных облигаций становится более удобной. При одновременной регистрации от двух выпусков облигаций компании для них может быть сделан один проспект ценных бумаг, что позволяет занимать необходимую сумму постепенно (в разные сроки во время периода размещения, но не более года со дня регистрации проспекта эмиссии).

Сейчас на рынке все больше и больше новых долговых инструментов. В частности, с 2014 года в российском законодательстве появился термин «коммерческие облигации», а уже летом 2016 года появились первые выпуски этих ценных бумаг. Этот инструмент представляет собой прототип еврокоммерческих бумаг.

Для дальнейшего развития рынка ценных бумаг необходимо предпринять следующие важные шаги:

1.Усовершенствовать законодательную базу. Инвесторам необходимы гарантии неизменности первоначальных условий сделки. Особенно это касается сферы прямых инвестиций.

2.Ввести налоговое стимулирование инвестиций. Например, для отраслей, которые являются стратегическими для России, необходимо создавать определенные благоприятные условия. В США на инвестиции, связанные с коммунальным хозяйством, установлены льготы по налогообложению при получении дохода по данному виду бизнеса. Следует также стимулировать долгосрочные инвестиции со сроком инвестирования более одного года. В США ставка налога на прибыль различается относительно времени, в течение которого инвестор держал купленные ценные бумаги (до шести месяцев и более шести месяцев).

3. Необходимо воздействовать на основной фундаментальный фактор привлекательности корпоративных акций с точки зрения вложения средств — соотношение “сумма выплаченного дивиденда/рыночная стоимость акции”, то есть для увеличения рыночной стоимости акции какого-либо предприятия необходимо выплачивать дивиденды, и сумма выплат должна быть по возможности больше.

Для реализации этих целей необходимо:

  1. Создать экономические условия для того, чтобы все предприятия, получающие фактическую прибыль, показывали ее. В настоящий момент из 100 организаций, имеющих прибыль, показывают ее не более 30 %, а значительно занижают ее — более 80 %. Ставку налога на прибыль целесообразно установить в размере 5–10 %.
  2. Создать экономические условия, стимулирующие предприятия выплачивать дивиденды. Предусмотреть дополнительные льготы для организаций, выплачивающих дивиденды.

В результате повысится спрос на корпоративные акции, возрастет капитализация компаний, и у предприятий появятся дополнительные возможности для привлечения инвестиций на более выгодных условиях (дополнительная эмиссия акций, размещение облигаций и др.), то есть более активно заработают портфельные инвестиции. А следовательно, будет обеспечено гармоничное и последовательное развитие всего рынка корпоративных облигаций в целом.

Литература:

  1. Андреева А. К. Сравнение привлекательности корпоративных облигаций и банковских кредитов для заемщиков / А. К. Андреева // Инновационная наука. — 2015. — № 6 (6). — С. 18–19.
  2. Алексеева И. А. Российский̆ рынок корпоративных облигаций: тенденции и перспективы развития / И. А. Алексеева, Е. В. Макарова // Известия Байкальского государственного университета. — 2017. — Т. 27, No 3. — С. 389–400. — DOI: 10.17150/2500–2759.2017.27(3).389–400.
  3. Хмелев И. Б. Анализ динамики использования инструментов финансового рынка компаниями развивающихся стран / И. Б. Хмелев, М. А. Новикова // Транспортное дело России. — 2014. — No 2. — С. 50–52.
  4. Швецов С. А. Российский̆ финансовый̆ рынок: вызовы, проблемы и перспективы [Электронный̆ ресурс]: докл. на 17-й Междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества / С. А. Швецов, Н. И. Берзон. — Режим доступа: https://www.hse.ru/science/reports.
Основные термины (генерируются автоматически): бумага, долг, облигация, рынок, рынок облигаций.


Задать вопрос