К вопросу о формировании познавательной активности у старших дошкольников через дидактическую игру | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №3 (293) январь 2020 г.

Дата публикации: 19.01.2020

Статья просмотрена: 992 раза

Библиографическое описание:

Майборода, Н. А. К вопросу о формировании познавательной активности у старших дошкольников через дидактическую игру / Н. А. Майборода. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 3 (293). — С. 438-440. — URL: https://moluch.ru/archive/293/66441/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье рассмотрено понятие познавательная активность детей старшего дошкольного возраста. Даётся определение познавательной активности, познания. Делается вывод, что познавательная активность детей начинает развиваться через дидактические игры. С помощью эксперимента доказано действие дидактической игры на развитие познавательной активности.

Ключевые слова: игра, ребёнок, дидактическая игра, дошкольное образование, познавательная активность, процесс познания.

Вопросу активизации познавательной деятельности дошкольников в последнее время уделяется особое внимание в связи с принятием Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). ФГОС ДО в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. При этом под познавательными интересами понимается стремление ребёнка познавать новое, выяснить непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, и желание вникнуть в их сущность, найти между ними связь и отношения.

В дошкольном возрасте дети впервые познают окружающую действительность. В современной возрастной и педагогической психологии психическое развитие ребенка понимается как процесс и результат присвоения культурно-исторического опыта предшествующих поколений. Необходимым условием присвоения этого опыта является активность ребенка, в том числе и познавательная, проявляющаяся в соответствующей деятельности. Дошкольник в процессе активности выступает как самодостаточная личность, свободная от внешнего воздействия. Он сам ставит цели, определяет пути, методы и способы их достижения, тем самым удовлетворяя свои интересы, потребности и волю. На этом виде активности основано детское творчество, однако, по мнению Н. Н. Поддъякова, он обусловлен взаимодействием со взрослыми. Вместе с тем, отмечает учёный, малыш так усваивает содержание деятельности, определённое педагогами, что оно, опираясь на опыт предыдущих действий, трансформируется в его достижение, значительно меняя форму.

Подъяков Николай Николаевич выделяет два типа детской активности: собственную активность и активность ребенка, стимулируемую взрослым [2].

Собственная активностьребенка — это специфическая и вместе с тем универсальная форма активности, характеризующаяся многообразием своих проявлений во всех сферах детской психики: познавательной, эмоциональной, волевой, личностной [2].

Понятие «познавательная активность» связана с процессом познания, с познавательной деятельностью личности. «Познание есть приобретение знания, постижение закономерностей объективного мира» [1]; «обусловленный развитием общественно исторической практики процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении; взаимодействие субъекта и объекта, результатом которого является новое знание о мире» [3].

В психолого-педагогической науке не существует единства в понимании феномена познавательной активности человека. Для обозначения сути данного явления существует множество понятий: «ценное личностное образование» (Щукина Галина Ивановна), «деятельное состояние» (Шамова Татьяна Ивановна), «стремление человека к познанию» (Зубкова Тамара Ивановна).

Таким образом, можно подвести итог, под познавательной активностью дошкольников следует понимать личностное образование, деятельное состояние, которое выражает интеллектуально-эмоциональный отклик ребенка на процесс познания: стремление к получению знаний, умственное напряжение, проявление усилий, связанных с волевым воздействием, в процессе получения знаний, готовность и желание ребенка к процессу обучения, выполнение индивидуальных и общих заданий, интерес к деятельности взрослых и других детей. Для развития познавательной активности целесообразно использовать дидактическую игру.

Она является игровым методом обучения детей, формой обучения, самостоятельной игровой деятельностью, средством всестороннего воспитания личности. В зависимости от материала дидактические игры можно разделить на три вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом и пр.), настольно — печатные игры и словесные игры.

Чтобы подтвердить гипотезу вышеуказанных учёных и педагогов — психологов, я провела исследование с детьми старшего дошкольного возраста на предмет систематическое использование дидактических игр на развитие познавательной активности. Для изучения познавательной активности детей старшего дошкольного возраста был проведен эксперимент. В эксперименте приняли участие дети старшей группы в количестве 10 человек. Они были разделены на две группы: экспериментальную и контрольную (по 5 человек в каждой). Эксперимент состоял из трех этапов:

1 этап — констатирующий. На этом этапе была проведена первичная диагностика уровня форсированности познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной и контрольной группах.

2 этап — формирующий. На этом этапе целенаправленно использовались дидактические игры в экспериментальной группе, направленные на развитие мышления, внимания, зрительной памяти, воображения и речи детей, а также на формирование таких черт как внимательность, наблюдательность и сосредоточенность. С детьми контрольной группы проводились воспитательные мероприятия по плану. Сначала дети знакомились с предметами в отдельности в игровой форме. Это помогало увидеть в окружающей действительности противоречия и научиться их формулировать. (Игра Угадай, что я загадала”, «Бывает или нет», «Хорошо — плохо», «Чёрное — белое», «Карусель» и др.).Это способствовало не только активизации словаря детей, но расширяло ознакомление ребенка с миром вещей, явлений, их свойствами, качествами. Затем детям предлагались игры, воспитывающие умение группировать, обобщать предметы по определенным признакам. («Назови три предмета», «Нужно — не нужно», «А если бы»..., «Четвёртый лишний», и др.

Далее — дидактические игры были направлены на внимание, находчивость, сообразительность «Где мы были, мы не скажем», «Тема одна — сюжетов много», «На что похоже?», «Найди сходство», «Найди различия», «Квадрат Воскобовича», «Колумбово яйцо», головоломки и др.

3 этап — контрольный. На этом этапе была осуществлена повторная диагностика уровня сформированности познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной и контрольной группах, проведен анализ полученных результатов.

В исследовании применялась методика «Древо желаний» (В. С. Юркевич).

Целью данной методики является изучение познавательной активности детей.

Она основывается на использовании картинок и словесной ситуации. Ребенку в индивидуальном порядке задают вопросы, и на подготовку ответа отводится определенное количество времени.

Методика состоит из шести вопросов, суть которых заключается в следующем:

  1. Чтобы ты попросил у волшебника, который может исполнить 5 твоих желаний? (6 мин.)
  2. О чем бы ты спросил мудреца, который может ответить на любые твои вопросы?
  3. Если бы у тебя был ковер-самолет, куда бы ты хоте слетать на нем?
  4. Если бы у тебя была чудо-машина, которая умеет делать все на свете. Что должна сделать чудо-машина по твоему приказанию?
  5. Тебе подарили книгу страны Вообразилии, в которой есть любые истории обо всем на свете. Что бы тебе хотелось узнать из этой книги?
  6. Представь себе, что вы очутились с мамой вместе в таком месте, где все можно делать. Вы можете делать все, что вашей душе хочется. Придумайте, что бы вы в таком случае сделали?

Из ответов, данных ребенком, выбираются ответы познавательного характера. И за тем производится подсчет ответов.

От 9 ответов и выше — высокий уровень познавательной активности.

От 3 до 8 ответов — средний уровень познавательной активности.

2 и меньше ответов — низкий уровень познавательной активности.

После проведения диагностики с детьми контрольной и экспериментальных групп я получила следующие результаты — таблица № 1.

Таблица 1

Результаты диагностики по методике «Древо желаний» В.С.Юркевича (констатирующий этап) февраль 2019 г.

Уровень познавательной активности

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Количество детей

%

Количество

детей

%

Высокий

-

1

20

Средний

3

60

2

40

Низкий

2

40

2

40

На контрольном этапе эксперимента была проведена повторная диагностика контрольной и экспериментальной групп по тем же методике, что и на констатирующем этапе.

Результаты представлены ниже в форме таблицы.

Таблица 2

Результаты диагностики по методике «Древо желаний» В.С.Юркевича (контрольный этап) ноябрь 2019г.

Уровень познавательной активности

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Количество детей

%

Количество

детей

%

Высокий

1

20

3

60

Средний

3

60

2

40

Низкий

1

20

-

0

В результате я убедилась на практике, что систематическое использование дидактических игр развивают у детей познавательную активность, конструкторские способности, познавательные интересы, наблюдательность, воображение, память, внимание, мышление, формируют базисные представления об окружающем мире. Дети стали активно задавать вопросы и самостоятельно пытаются искать на них ответы.

Литература:

  1. Ожегов, С. И. Словарь русского языка под редакцией Н. Ю. Шведовой. — М., 1982
  2. Подъяков, Н. Н. Очерки психологии развития дошкольников Журнал прикладной психологии — 2010 № 2
  3. Прохорова, А.М. и др. Советский энциклопедический словарь- М., 1980 г.
  4. Мотивационные предпочтения различных форм познавательной деятельности старших дошкольников// Журнал прикладной психологии — 2010 № 2
Основные термины (генерируются автоматически): познавательная активность, познавательная активность детей, контрольная группа, ребенок, старший дошкольный возраст, игра, экспериментальная группа, дидактическая игра, дошкольное образование, процесс познания.


Похожие статьи

Развитие познавательно-исследовательской деятельности воспитанников через организацию детского экспериментирования

В данной статье представлен педагогический опыт по организации детского экспериментирования с детьми младшего дошкольного возраста. Представлены критерии сформированности познавательно-исследовательской деятельности детей данного возраста и разработа...

Логическое мышление как психолого-педагогическая проблема развития детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются теоретические основы процесса развития логического мышления у детей дошкольного возраста; раскрыто понятие — логическое мышление; акцентируется внимание на значении речи и сенситивного периода в ходе мыслительного процесса ре...

Роль сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

В статье подчеркиваются проблемы сенсорного развития, которые занимают особое место в дошкольном образовании, исследованы особенности формирования сенсорных способностей детей раннего возраста и факторы, влияющие на них, а также проводится психолого-...

Возможности ДОО в познавательном развитии детей дошкольного возраста

В данной статье рассмотрена актуальность познавательного развития детей дошкольного возраста. Описаны формы и методы формирования познавательной активности, познавательных интересов дошкольников как в процессе непосредственно образовательной деятельн...

Психолого-педагогические условия формирования познавательной активности детей дошкольного возраста средствами продуктивной деятельности

В статье рассмотрены понятия «продуктивная деятельность», «познавательная активность», раскрываются психолого-педагогические условия формирования познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности.

Средства развития сенсорного восприятия у детей дошкольного возраста

В статье затрагивается тема детского воспитания, а также рассматриваются, анализируются и классифицируются средства развития сенсорного восприятия у детей дошкольного возраста.

Теоретическое исследование возможности эмоционального развития дошкольников 5–6 лет посредством музыкально-двигательных заданий на образное взаимодействие

В статье рассматривается теоретическое и исследовательское изучение возможности эмоционального развития детей 5–6 лет на занятиях (в детском саду) посредством музыкально-двигательных заданий на образное взаимодействие; приводятся результаты констатац...

Методы развития восприятия последовательности явлений у дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации

Статья посвящена описанию методов развития у дошкольников восприятия последовательности явлений. Изучен методологический подход к временному пространству и времени, восприятию времени. Проведен педагогический анализ эффективности методов. Доказано вл...

Формирование познавательных потребностей у детей с задержкой психического развития

В статье сформулированы такие определения, как познавательная деятельность, задержка психического развития (ЗПР), игра, игровая форма обучения младших школьников с ЗПР. Были описаны теоретические и методические основы формирования познавательной деят...

Дидактические игры как средство интеллектуального развития дошкольников

На основании проведенного теоретического анализа литературы автор статьи рассматривает место дидактических игр в развитии дошкольников, обосновывает эффективность использования дидактических игр для интеллектуального развития детей. Раскрывает специф...

Похожие статьи

Развитие познавательно-исследовательской деятельности воспитанников через организацию детского экспериментирования

В данной статье представлен педагогический опыт по организации детского экспериментирования с детьми младшего дошкольного возраста. Представлены критерии сформированности познавательно-исследовательской деятельности детей данного возраста и разработа...

Логическое мышление как психолого-педагогическая проблема развития детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются теоретические основы процесса развития логического мышления у детей дошкольного возраста; раскрыто понятие — логическое мышление; акцентируется внимание на значении речи и сенситивного периода в ходе мыслительного процесса ре...

Роль сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

В статье подчеркиваются проблемы сенсорного развития, которые занимают особое место в дошкольном образовании, исследованы особенности формирования сенсорных способностей детей раннего возраста и факторы, влияющие на них, а также проводится психолого-...

Возможности ДОО в познавательном развитии детей дошкольного возраста

В данной статье рассмотрена актуальность познавательного развития детей дошкольного возраста. Описаны формы и методы формирования познавательной активности, познавательных интересов дошкольников как в процессе непосредственно образовательной деятельн...

Психолого-педагогические условия формирования познавательной активности детей дошкольного возраста средствами продуктивной деятельности

В статье рассмотрены понятия «продуктивная деятельность», «познавательная активность», раскрываются психолого-педагогические условия формирования познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности.

Средства развития сенсорного восприятия у детей дошкольного возраста

В статье затрагивается тема детского воспитания, а также рассматриваются, анализируются и классифицируются средства развития сенсорного восприятия у детей дошкольного возраста.

Теоретическое исследование возможности эмоционального развития дошкольников 5–6 лет посредством музыкально-двигательных заданий на образное взаимодействие

В статье рассматривается теоретическое и исследовательское изучение возможности эмоционального развития детей 5–6 лет на занятиях (в детском саду) посредством музыкально-двигательных заданий на образное взаимодействие; приводятся результаты констатац...

Методы развития восприятия последовательности явлений у дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации

Статья посвящена описанию методов развития у дошкольников восприятия последовательности явлений. Изучен методологический подход к временному пространству и времени, восприятию времени. Проведен педагогический анализ эффективности методов. Доказано вл...

Формирование познавательных потребностей у детей с задержкой психического развития

В статье сформулированы такие определения, как познавательная деятельность, задержка психического развития (ЗПР), игра, игровая форма обучения младших школьников с ЗПР. Были описаны теоретические и методические основы формирования познавательной деят...

Дидактические игры как средство интеллектуального развития дошкольников

На основании проведенного теоретического анализа литературы автор статьи рассматривает место дидактических игр в развитии дошкольников, обосновывает эффективность использования дидактических игр для интеллектуального развития детей. Раскрывает специф...

Задать вопрос