В статье рассмотрено понятие познавательная активность детей старшего дошкольного возраста. Даётся определение познавательной активности, познания. Делается вывод, что познавательная активность детей начинает развиваться через дидактические игры. С помощью эксперимента доказано действие дидактической игры на развитие познавательной активности.
Ключевые слова: игра, ребёнок, дидактическая игра, дошкольное образование, познавательная активность, процесс познания.
Вопросу активизации познавательной деятельности дошкольников в последнее время уделяется особое внимание в связи с принятием Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). ФГОС ДО в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. При этом под познавательными интересами понимается стремление ребёнка познавать новое, выяснить непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, и желание вникнуть в их сущность, найти между ними связь и отношения.
В дошкольном возрасте дети впервые познают окружающую действительность. В современной возрастной и педагогической психологии психическое развитие ребенка понимается как процесс и результат присвоения культурно-исторического опыта предшествующих поколений. Необходимым условием присвоения этого опыта является активность ребенка, в том числе и познавательная, проявляющаяся в соответствующей деятельности. Дошкольник в процессе активности выступает как самодостаточная личность, свободная от внешнего воздействия. Он сам ставит цели, определяет пути, методы и способы их достижения, тем самым удовлетворяя свои интересы, потребности и волю. На этом виде активности основано детское творчество, однако, по мнению Н. Н. Поддъякова, он обусловлен взаимодействием со взрослыми. Вместе с тем, отмечает учёный, малыш так усваивает содержание деятельности, определённое педагогами, что оно, опираясь на опыт предыдущих действий, трансформируется в его достижение, значительно меняя форму.
Подъяков Николай Николаевич выделяет два типа детской активности: собственную активность и активность ребенка, стимулируемую взрослым [2].
Собственная активностьребенка — это специфическая и вместе с тем универсальная форма активности, характеризующаяся многообразием своих проявлений во всех сферах детской психики: познавательной, эмоциональной, волевой, личностной [2].
Понятие «познавательная активность» связана с процессом познания, с познавательной деятельностью личности. «Познание есть приобретение знания, постижение закономерностей объективного мира» [1]; «обусловленный развитием общественно исторической практики процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении; взаимодействие субъекта и объекта, результатом которого является новое знание о мире» [3].
В психолого-педагогической науке не существует единства в понимании феномена познавательной активности человека. Для обозначения сути данного явления существует множество понятий: «ценное личностное образование» (Щукина Галина Ивановна), «деятельное состояние» (Шамова Татьяна Ивановна), «стремление человека к познанию» (Зубкова Тамара Ивановна).
Таким образом, можно подвести итог, под познавательной активностью дошкольников следует понимать личностное образование, деятельное состояние, которое выражает интеллектуально-эмоциональный отклик ребенка на процесс познания: стремление к получению знаний, умственное напряжение, проявление усилий, связанных с волевым воздействием, в процессе получения знаний, готовность и желание ребенка к процессу обучения, выполнение индивидуальных и общих заданий, интерес к деятельности взрослых и других детей. Для развития познавательной активности целесообразно использовать дидактическую игру.
Она является игровым методом обучения детей, формой обучения, самостоятельной игровой деятельностью, средством всестороннего воспитания личности. В зависимости от материала дидактические игры можно разделить на три вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом и пр.), настольно — печатные игры и словесные игры.
Чтобы подтвердить гипотезу вышеуказанных учёных и педагогов — психологов, я провела исследование с детьми старшего дошкольного возраста на предмет систематическое использование дидактических игр на развитие познавательной активности. Для изучения познавательной активности детей старшего дошкольного возраста был проведен эксперимент. В эксперименте приняли участие дети старшей группы в количестве 10 человек. Они были разделены на две группы: экспериментальную и контрольную (по 5 человек в каждой). Эксперимент состоял из трех этапов:
1 этап — констатирующий. На этом этапе была проведена первичная диагностика уровня форсированности познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной и контрольной группах.
2 этап — формирующий. На этом этапе целенаправленно использовались дидактические игры в экспериментальной группе, направленные на развитие мышления, внимания, зрительной памяти, воображения и речи детей, а также на формирование таких черт как внимательность, наблюдательность и сосредоточенность. С детьми контрольной группы проводились воспитательные мероприятия по плану. Сначала дети знакомились с предметами в отдельности в игровой форме. Это помогало увидеть в окружающей действительности противоречия и научиться их формулировать. (Игра Угадай, что я загадала”, «Бывает или нет», «Хорошо — плохо», «Чёрное — белое», «Карусель» и др.).Это способствовало не только активизации словаря детей, но расширяло ознакомление ребенка с миром вещей, явлений, их свойствами, качествами. Затем детям предлагались игры, воспитывающие умение группировать, обобщать предметы по определенным признакам. («Назови три предмета», «Нужно — не нужно», «А если бы»..., «Четвёртый лишний», и др.
Далее — дидактические игры были направлены на внимание, находчивость, сообразительность «Где мы были, мы не скажем», «Тема одна — сюжетов много», «На что похоже?», «Найди сходство», «Найди различия», «Квадрат Воскобовича», «Колумбово яйцо», головоломки и др.
3 этап — контрольный. На этом этапе была осуществлена повторная диагностика уровня сформированности познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной и контрольной группах, проведен анализ полученных результатов.
В исследовании применялась методика «Древо желаний» (В. С. Юркевич).
Целью данной методики является изучение познавательной активности детей.
Она основывается на использовании картинок и словесной ситуации. Ребенку в индивидуальном порядке задают вопросы, и на подготовку ответа отводится определенное количество времени.
Методика состоит из шести вопросов, суть которых заключается в следующем:
- Чтобы ты попросил у волшебника, который может исполнить 5 твоих желаний? (6 мин.)
- О чем бы ты спросил мудреца, который может ответить на любые твои вопросы?
- Если бы у тебя был ковер-самолет, куда бы ты хоте слетать на нем?
- Если бы у тебя была чудо-машина, которая умеет делать все на свете. Что должна сделать чудо-машина по твоему приказанию?
- Тебе подарили книгу страны Вообразилии, в которой есть любые истории обо всем на свете. Что бы тебе хотелось узнать из этой книги?
- Представь себе, что вы очутились с мамой вместе в таком месте, где все можно делать. Вы можете делать все, что вашей душе хочется. Придумайте, что бы вы в таком случае сделали?
Из ответов, данных ребенком, выбираются ответы познавательного характера. И за тем производится подсчет ответов.
От 9 ответов и выше — высокий уровень познавательной активности.
От 3 до 8 ответов — средний уровень познавательной активности.
2 и меньше ответов — низкий уровень познавательной активности.
После проведения диагностики с детьми контрольной и экспериментальных групп я получила следующие результаты — таблица № 1.
Таблица 1
Результаты диагностики по методике «Древо желаний» В.С.Юркевича (констатирующий этап) февраль 2019 г.
Уровень познавательной активности |
Контрольная группа |
Экспериментальная группа |
||
Количество детей |
% |
Количество детей |
% |
|
Высокий |
- |
1 |
20 |
|
Средний |
3 |
60 |
2 |
40 |
Низкий |
2 |
40 |
2 |
40 |
На контрольном этапе эксперимента была проведена повторная диагностика контрольной и экспериментальной групп по тем же методике, что и на констатирующем этапе.
Результаты представлены ниже в форме таблицы.
Таблица 2
Результаты диагностики по методике «Древо желаний» В.С.Юркевича (контрольный этап) ноябрь 2019г.
Уровень познавательной активности |
Контрольная группа |
Экспериментальная группа |
||
Количество детей |
% |
Количество детей |
% |
|
Высокий |
1 |
20 |
3 |
60 |
Средний |
3 |
60 |
2 |
40 |
Низкий |
1 |
20 |
- |
0 |
В результате я убедилась на практике, что систематическое использование дидактических игр развивают у детей познавательную активность, конструкторские способности, познавательные интересы, наблюдательность, воображение, память, внимание, мышление, формируют базисные представления об окружающем мире. Дети стали активно задавать вопросы и самостоятельно пытаются искать на них ответы.
Литература:
- Ожегов, С. И. Словарь русского языка под редакцией Н. Ю. Шведовой. — М., 1982
- Подъяков, Н. Н. Очерки психологии развития дошкольников Журнал прикладной психологии — 2010 № 2
- Прохорова, А.М. и др. Советский энциклопедический словарь- М., 1980 г.
- Мотивационные предпочтения различных форм познавательной деятельности старших дошкольников// Журнал прикладной психологии — 2010 № 2