Жунусов Нурлан Кайратович, студент магистратуры
Павлодарский государственный педагогический университет (Казахстан)
В статье автор пытается определить ключевые проблемы, влияющие на эффективность деятельности спортивного тренера в современных условиях.
Ключевые слова: тренер, компетенция, коммуникативные способности.
Необходимо отметить, тот факт, что на сегодня казахстанский спорт конкурентоспособен на мировой арене, но многие моменты требует модернизации. Казахстанские спортсмены не показывают стабильных результатов. На это есть ряд причин, которые необходимо отметить. У спортсменов нет объектов для полноценной подготовки к важным соревнованиям. Отечественные спортсмены готовятся за рубежом за несколько месяцев до соревнования, а это дополнительные и ненужные затраты. В спорте, как и во многих сферах государственного управления, все ждут быстрых результатов, которое приводит к повальному увлечению легионерами. Это говорит о том, что внутренних резервов в стране нет. Наконец, советская система «от массовости — к мастерству», которая давно заимствована мировыми державами, в Казахстане практически не работает [7].
Таким образом, необходимо выделить две основные проблемы: состояние и развитие спортивной инфраструктуры и престижность профессии тренера.
Ни для кого не секрет, что в девяностых годах прошлого столетия отечественный спорт остался без многих сильных тренеров — одни покинули страну, другие из-за низких зарплат и невостребованности ушли в другие сферы. Образовался серьезный разрыв между преемственностью поколений, результат которого мы сейчас и переживаем.
По имеющимся данным, система непрерывной подготовки спортсменов в нашей стране объединяет 541 организацию, в которых занимаются более 316 тысяч человек. Львиная их доля (свыше 310 тысяч) приходится на региональный уровень. А общее количество тренеров по олимпийским видам спорта, имеющих квалификацию, составляет чуть больше десяти тысяч. В среднем получается по тридцать детей на каждого. Иначе говоря, специалистов явно не хватает. И одна из главных причин — очень низкие зарплаты, делающие эту профессию непрестижной.
Другой важный вопрос, связанный с кадрами, касается непосредственно проблем образовательной системы:
– сокращение объема государственного заказа на набор в высшие учебные заведения по специальности «физическая культура и спорт»;
– отсутствие льгот и преимуществ при распределении грантов среди абитуриентов, уже имеющие определенные спортивные достижения;
– низкая конкурентоспособность отечественных ВУЗов за счет отсутствия льготных условий для поступления талантливых спортсменов (гранты на обучение, и стипендии, и необходимые условия для спортивного роста);
– слабая материально-техническая база и инфраструктура, только сейчас в республике развивается сеть республиканских и областных школ-интернатов для спортивно одаренных детей и преобразование части в школы-интернаты-колледжи, а также открытие подобных учреждений в областях, где их пока нет (Костанайская, Мангистауская области);
– проблемы низкого уровня заработной платы и, как следствие, престижа профессии;
– отсутствие новых высших учреждений.
Безусловно, результатов решения указанных проблем мы увидим не скоро, ведь пока подготовишь квалифицированного наставника, пока он вырастит новых «звезд», пройдет немало нет. Но, только работая на перспективу, можно добиться чего-то серьезного в спорте.
Главой государства перед правительством поставлена цель — добиться того, чтобы к 2020 году число жителей республики, регулярно занимающихся физкультурой и спортом.
И, здесь, необходимо отметить важную роль спортивных тренеров в выполнении поставленной государством задачей. Так, для привлечения детей и подростков к систематическим занятиям физической культурой и спортом тренерским составом спортивных школ проводится работа по отбору способных детей и подростков в спорте.
Многообразие профессиональных обязанностей и широкий диапазон педагогических задач, решаемых тренером, предъявляют повышенные требования к его деятельности и личности [2].
Стороннему обывателю при поверхностном знакомстве с работой тренера может показаться, что речь идет только о подготовке спортсменов к выступлениям на соревнованиях различного ранга.
Однако, перед тренером стоит цель не только достижения спортсменом спортивных достижений, но и использование мотивации для достижения всестороннего развития, образования, способности к использованию культурного достояния общества и саморазвитию личности спортсмена.
Тренеру для достижения спортивных достижений своих подопечных и эффективности педагогической деятельности необходимо постоянно обращаться к педагогике, психологии, физиологии, биомеханике и другим к областям, и знать, и уметь:
– управлять особенностями проявлениями психики и психического состояния спортсмена;
– доступно объяснить задачу в соответствии с уровнем мастерства спортсмена, а также возможные способы выполнения действий.
Актуальность формирования коммуникативной компетентности специалистов физической культуры и спорта, определяется двумя аспектами:
1) динамичным характером жизни и профессиональной деятельности, которые требуют наличия таких качеств, как: коммуникабельность, культуры общения, умение быстро вливаться в производственный коллектив, готовность адаптироваться к новым условиям работы, регулировать отношения между людьми в процессе совместной работы;
2) спецификой самой деятельности специалистов физической культуры и спорта, так как они могут осуществлять, как педагогическую деятельность — работая учителями физической культуры и тренерами, так и управленческую и рекреационную [4].
Развитые коммуникативные способности облегчают овладение педагогической деятельностью, а практические занятия развивают педагогические способности.
Тренер в процессе своей деятельности должен исполнять роль воспитателя и различные другие роли, исполнения которых ожидают от него его подопечные, и, в процессе подготовки несет моральную, профессиональную и юридическую ответственность за их воспитание, здоровье и качество спортивных результатов.
Это обстоятельство является следствием того, что общение тренера со спортсменами часто становится «ненормируемым», то есть почти постоянным, например на учебно-тренировочных сборах, во время спортивных соревнований на выезде [5].
Реальное развитие сферы физической культуры и спорта в Казахстане во многом определяет наличие факторов для развития профессиональных и личностных качеств тренера.
Анализ ситуации в отечественном спорте продемонстрировал наличие сбоя практически во всех его элементах — организации, финансировании, управлении, контроле, кадрах, методике и т. д. Как следствие — неутешительные результаты на международных соревнованиях, падение престижа страны, низкий уровень физической культуры населения. В обществе, к сожалению, эта актуальная тема зачастую забывается или рассматривается только в рамках олимпиад и соревнований, без предложения каких-либо действенных решений по исправлению положения дел.
Без внимания остаются следующие факторы, оказывающие значительное влияние не только на спортивные результаты, но и престижность профессии:
– Минимальный комфорт и отрыв от семьи, это объясняется тем, что деятельность тренера часто проходит в условиях спортивных сборов, либо на выезде, либо в каких-то других нестандартных и непривычных условиях;
– Повышенная ответственность. Тренеру в своей деятельности приходится вступать в контакт, а порой и в конфликт с широким кругом людей, которые причастны к обеспечению учебно-тренировочного и соревновательного процесса: с учащимися и их родителями, с представителями администрации, с коллегами, с судьями на соревнованиях, с членами и руководителями других команд, с журналистами;
– Высокая зависимость деятельности тренеров от успешных спортивных достижений их учеников, от личности руководителей и даже от материальной базы;
– Высокая степень «профессионального риска и выгорания», поскольку всегда существует вероятность «напрасности» многолетней работы вследствие отсева, прекращения занятий или временного отсутствия в связи с травматизмом, личными обстоятельствами спортсменов;
– Высокая конкуренция и неустойчивость престижа тренера. Престиж и его уровень достигает пика только в момент удачного выступления спортсменов и стремительно падает, когда его преследуют временные неудачи, ведь деятельность тренера обладает высокой конкурентностью, нестабильностью статуса и профессионального положения;
– Высокий уровень эмоционального перенапряжения. Деятельность тренера носит публичный характер. В процессе соревнования он испытывает такие же переживания, как и спортсмены, но должен сдерживаться или скрывать их.
Таким образом, опираясь на вышеизложенное, важная особенность деятельности тренера в современных условиях нехватки спортивной инфраструктуры, низкого престижа профессии, отсутствия преемственности подготовки тренеров, заключается только в уровне его компетенции, развития коммуникативных способностей, высокого личностного роста.
Литература:
- Женис Байхожа «Казахстанский спорт: корень неудач — в невнимании к тренерам и инфраструктуре». — интернет-ресурс Central Asia Monitor, 2018.
- Жуков Ю. М., Петровская Л. А., Растянников П. В. «Диагностика и развитие компетентности в общении»: Спецпрактикум по социальной психологии. — Москва: Издательство МГУ, 1990–52 с.
- Сурнин Д. И. Формирование коммуникативной компетентности будущих специалистов физической культуры и спорта на основе интеграции психолого-педагогических дисциплин / Д. И. Сурнин // сборник Вектор науки ТГУ № 1 (19) / Томский Государственный Университет. — Томск, 2012. — С. 262–266
- Мельник Е. В., Силич Е. В., Кухтова Н. В. Психология тренера: теория и практика: Методические рекомендации. — Витебск: ВГУ имени П. М. Машерова, 2014. — 58
- Корх. А. Я. Тренер: деятельность и личность: Учебное пособие. — Москва: Терра-Спорт, 2000. — 118 с.
- Туманян Г. С. Спортивная борьба: Теория, методика, организации тренировки: Учебное пособие. — Советский спорт, 1998. — 284 с.
- https://camonitor.kz/31645-kazahstanskiy-sport-koren-neudach-v-nevnimanii-k-treneram-i-infrastrukture.html