Ключевые слова: контекстная реклама, интернет-маркетинг, эффективность, бюджет.
Keywords: contextual advertising, internet marketing, efficiency, budget.
В современном мире реализация товаров и услуг с помощью сети Интернет становится необходимостью развития практически любого бизнеса. Интернет-реклама стала одним из самых эффективных способов привлечения клиентов. В случае интернет-маркетинга Интернет рассматривается как отдельный рынок со своей спецификой. Так, к примеру, в Интернете можно с высокой долей точности оценить эффективность рекламы, количество посетителей, интересы, которые привели их на сайт, получить обширную обратную связь, успешно проводить конкурентную разведку и прочее.
Одним из важнейших аспектов эффективной интернет-рекламы следует считать анализ источников трафика. Это структурирование и оценка источников посетителей сайта. Каждый источник рассматривается и оценивается по степени качества аудитории, которой он обеспечивает сайт. Лишь некоторые интернет-ресурсы являются источниками целевой аудитории, с других же сайтов переходят посетители, которые не заинтересованы в покупке продукции, услуг или выполнении каких-то определенных действий. Поисковые системы так же могут являться источниками как целевой, так и нецелевой аудитории. Лучшие посетители сайта — целевые.
Наряду с вышесказанным важную роль стоит так же отвести анализу аудитории и посещаемости сайта. Это оценка качества аудитории, географии и демографии посетителей, времени их пребывания на сайте, количества возвратов и других характеристик. Рассматривается и оценивается посещаемость сайта на определенных отрезках времени, отслеживаются изменения, выявляются причины спадов. Таким образом, появляется возможность составить оптимальную стратегию развития интернет-сайта, а также оперативно выявить возможные существующие проблемы.
Каналами для привлечения аудитории интернет-сайта может служить один или несколько видов интернет-рекламы, существующих в настоящее время (баннерная, контекстная, реклама в соцсетях, вирусная, нативная и т. д.). Продвижения в Интернете путем оптимизации сайта в поисковых системах недостаточно. В этом случае контекстная реклама выступает в роли подходящего канала для привлечения посетителей.
В настоящее время на российском рынке существуют два крупнейших сервиса интернет-рекламы: Яндекс.Директ и Google AdWords. Рекламные системы используют два принципа, которые описывают финансовую идеологию контекстной рекламы: оплата за переходы и аукцион. Оплата за переход является одним из способов оплаты размещения.
Однако, чтобы добиться высокой эффективности рекламной кампании, необходимо научиться ее анализировать. Для этой цели у вышеупомянутых компаний существуют сервисы веб-аналитики, такие как: Яндекс.Метрика и Google Analytics.
Можно отметить, что обе приведенные системы анализа статистики посещаемости обладают очень большими возможностями и высоким потенциалом. Каждая из них имеет определенные особенности и отличительные черты. Google Analytics, безусловно, выигрывает в плане более широкого и универсального функционала. В то время, как Яндекс.Метрика прост и понятен в использовании, отлично адаптирован, а также оперативно предоставляет отчетность.
Для наглядности рассмотрим на примере, как провести небольшой анализ маркетинговой стратегии N-го предприятия (производство мебели на заказ)
с использованием одного из видов интернет-рекламы — контекстной.
В контекстной рекламе существует ряд показателей, позволяющих определить ее эффективность:
- Показатель CTR или «кликабельность» рекламных материалов. Позволяет определить, сколько людей заинтересовалось сообщением и нажало на него. Также позволяет определить стоит ли использовать то или иное рекламное сообщение [1].
, (1)
где Kкл — количество кликов, Кп — количество показов.
- Показатель CPC или стоимость клика. Позволяет определить какие затраты компания понесла на один контакт, то есть на один клик. По данному показателю также можно судить об эффективности применяемого инструмента [1].
, (2)
где Р — расходы на рекламу, Kкл — количество кликов.
- Показатель CPA или стоимость целевого действия. Сходный с предыдущим. Разница заключается в том, что в данном случае можно оценить сколько рекламных затрат приходиться на одно действие [1].
, (3)
где Р — расходы на рекламу, Кцд — количество целевых действий.
- Показатель CPS или стоимость продажи. Позволяет определить сколько затрат было сделано для определенного количества продаж или какой результат получается в ходе определенного инструмента [1].
, (4)
где Р — расходы на рекламу, V — объем продаж.
Главной задачей любой компании, реализующий какой-либо товар, является увеличение числа заказов. В большинстве случаев, число посетителей сайта значительно превышает число потребителей, сделавших в итоге заказ на продукцию. Для определения взаимосвязи данных двух показателей в интернет-маркетинге используется понятие конверсии. Конверсия в интернет-маркетинге — это отношение числа посетителей сайта, выполнивших на нём какие-либо целевые действия, такие как посещение страниц «контакты» или «стоимость», в свою очередь означающие большую заинтересованность пользователя в продукции компании, к общему числу посетителей сайта, выраженное в процентах.
Предположим, что по данным собранной статистики в компании N определились следующие показатели:
1) С контекстной рекламы пришло 4000 пользователей. 120 из них отправили заявку с сайта на расчет стоимости выбранной мебели. Таким образом, конверсия составила 3 % (отношение числа посетителей, сделавших конкретные действия к общему числу посетителей сайта)
2) На основании собранной статистики можно сделать вывод, что в среднем из 100 заявок на расчет стоимости заказа с сайта в клиентов превращается 15.
3) За время ведения интернет кампании на клики было потрачено 65000. Отсюда следует, что цена клика составила 16,25 руб.
4) Далее, 65000 делим на кол-во заявок (120) и получаем стоимость одной заявки — 542 руб., если округлить.
5) Так как известно, что конверсия перехода из заявки в клиента составляет 15 %, можно подсчитать, что один клиент с рекламной кампании обошелся в 3613 руб.
Решение, продолжать ли вкладывать деньги в конкретный вид рекламы, напрямую зависит от следующего: если с одного клиента компания получает прибыли больше, чем оказались затраты на его привлечение, то рекламная кампания окупается, что означает, что вкладывать в нее денежных средства является целесообразным действием.
Предположим, что в течение некоторого времени компания N занималась продвижением в сети интернет с помощью сервисов Яндекс.Метрика и Google Analytics. По итогам проведения маркетинговой кампании была собрана статистика и рассчитаны основные показатели эффективности интернет-рекламы в соответствии с таблицей № 1 и № 2.
Таблица 1
Расчет показателей эффективности контекстной рекламы Яндекс
Таблица 2
Расчет показателей эффективности контекстной рекламы Google
Для прослеживания динамики изменения такого показателя эффективности, как конверсия, ниже приведены графики на рис. 1 и 2.
Рис. 1. Динамика изменения показателя конверсии по контекстной рекламе Яндекс
Рис. 2. Динамика изменения показателя конверсии по контекстной рекламе Google
При анализе полученных показателей, очень важно учитывать взаимосвязь между количеством посещений интернет-сайта, количеством сделанных заявок и количеством реальных клиентов. Как видно выше из расчетов, показатель посещений в несколько раз превосходит показатель по количеству заявок и тем более по количеству клиентов. Причины такого разброса в показателях могут быть следующие:
– Посещая интернет-сайт компании, пользователь не может найти нужную информацию, вследствие чего покидает сайт.
– После расчета проекта по заявке потенциальных клиентов может не устроить стоимость, необходимость предоплаты, сроки исполнения и многие другие факторы, вынуждающие отказаться от дальнейшего сотрудничества.
Для эффективного ведения бизнеса необходимо принимать во внимание, что процесс создания маркетинговой стратегии достаточно трудоемкая задача. Простой расчет основных показателей эффективности интернет-рекламы способен дать понимание общей ситуации с ведением маркетинговой кампании любого предприятия. Немаловажно уделять внимание и другим факторам, например таким как грамотное распределение бюджета на интернет-рекламу. Самый выигрышный вариант — максимальная прибыль с минимальными затратами. При планировании бюджета необходимо учитывать, что распределить все денежные средства на наиболее доходный источник рекламы — ошибочное решение. При ведении интернет-маркетинга важно не потерять клиента, с какого бы источника он не пришел. Положительного эффекта от перераспределения бюджета можно добиться, если анализировать статистику по одному-двум месяцам ведения рекламной кампании и пересматривать бюджетную политику относительно произошедших изменений.
Литература:
- Пимкина И. А. Сравнительная оценка эффективности продаж товаров с помощью интернет-маркетинга // Экономика и социум. — 2016. — № 11. — С. 1036–1043.
- Авинаш Кошик. Веб-аналитика 2.0 на практике. Тонкости и лучшие методики. —: Вильямс, 2014. — 528 с.
- Баранов А. Прогноз возврата инвестиций в интернет-маркетинг: Настольная книга маркетолога. Взгляд практика. — М.: ИЦ РИОЦ, 2010. — 85 с.
- Райен Д. Краткий курс интернет-маркетинга. — М.: ШКИМБ, 2013. — 320 с.
- Юрасов А. В., Иванов А. В. Интернет-маркетинг. — М.: ГЛТ, 2011. — 246 с.