В работе представлены результаты оценки физического и психологического компонентов качества жизни школьников, занимающихся в секции каратэ, и школьников, не занимающихся систематически спортом.
Ключевые слова: школьники, качество жизни, физическая культура и спорт
Одной из значимых и актуальных задач государства и общества в целом, является проблема охраны здоровья детей и подростков. Школьники — это достаточно динамичная общественная группа, находящаяся в начале периода формирования социальной и физиологической зрелости. Однако, данная группа подвержена высокому риску нарушений в состоянии здоровья в следствие учебных нагрузок, малоподвижного образа жизни, стрессовых ситуаций, связанных с учебной деятельностью, нарушением гигиены сна и режима питания, а также других аспектов жизни школьников. В этих условиях улучшить качество жизни могут занятия физической культурой и спортом.
В настоящем исследовании проведена сравнительная оценка качества жизни школьников, занимающихся в секции каратэ, и школьников, не занимающихся систематически спортом. В исследовании приняли участие 60 подростков в возрасте от 15 до 17 лет. Исследование проводилось с добровольного согласия испытуемых в унифицированных условиях. В ходе экспериментальной работы испытуемые были предварительно ознакомлены с основными задачами исследования, условиями и методами проведения эксперимента.
Для субъективной самооценки качества жизни школьников, занимающихся в секции каратэ, и школьников, не занимающихся систематически спортом, был использован опросник SF-36, который отражает общее благополучие и степень удовлетворённости теми сторонами жизнедеятельности человека, на которые влияет состояние здоровья. Опросник позволяет оценить общее здоровье, т. е. составляющие здоровья, которые не зависят от возрастных групп или от каких-либо заболеваний [1,2].
Опросник состоит из восьми шкал, которые в свою очередь, объединены в две группы: физический компонент здоровья и психологический компонент здоровья. Цифровые результаты исследования могут колебаться от 0 (максимальное нарушение) до 100 (максимальное здоровье). Чем выше показатель по каждой шкале, тем лучше качество жизни по этому показателю.
Физический компонент здоровья включает четыре показателя: физическое функционирование; ролевое функционирование, обусловленное физическим состоянием; интенсивность боли; общее состояние здоровья [1,2].
Физическое функционирование отражает степень, в которой физическое состояние ограничивает выполнение физических нагрузок (самообслуживание, ходьба, подъём по лестнице), т. е. характеризует диапазон посильной физической активности. Средние показатели физического функционирования подростков занимающихся в секции каратэ и подростков, не занимающихся систематически спортом, достаточно высокие (98,3±5,3 и 95,0±4,7 балла, соответственно), что свидетельствует о том, что состояние их здоровья довольно высокое, и оно не ограничивает их физическую активность. Однако, следует отметить, что среднее значение показателя физического функционирования у подростков, занимающихся каратэ, достоверно выше (р0,05), показателя физического функционирования школьников, не занимающихся систематически спортом. Таким образом, можно сказать, что занятия каратэ благоприятно влияют на физическое состояние подростков. Профиль качества жизни школьников представлен на рисунке 1.
Рис.1. Профиль качества жизни школьников
Ролевое функционирование, обусловленное физическим состоянием, означает влияние физического состояния на повседневную ролевую деятельность (учёбу, выполнение повседневных обязанностей). Средние показатели ролевого функционирования подростков, занимающихся в секции каратэ, и подростков, не занимающихся систематически спортом, оказались несколько ниже показателей физического функционирования, но и по этому показателю значения подростков, занимающихся каратэ, оказались более высокими, чем у школьников, не занимающихся спортом (88,3±26,0 и 73,3±37,1 балл, соответственно). Таким образом, занятия каратэ благоприятно влияют и на ролевое функционирование подростков, и облегчают выполнение ими повседневных обязанностей.
Следующим показателем физического компонента здоровья является интенсивность боли и её влияние на способность заниматься повседневной деятельностью, работой по дому и вне дома, в том числе учёбу. Среднее значение показателя интенсивности боли у подростков, занимающихся каратэ, составило — 84,1±21,7 балла, у подростков, не занимающихся систематически спортом, — 83,1±19,6 баллов. Значения отличаются незначительно, но все-таки у занимающихся каратэ оно несколько выше, т. е. можно сказать, что у лиц, занимающихся спортом, чувство боли в меньшей мере, по сравнению с лицами, не занимающимися спортом, оказывает влияние на выполнение повседневной деятельности.
Общее состояние здоровья на момент исследования подростки, занимающиеся каратэ, оценили на 94,2±9,1 балла; подростки, не занимающиеся систематически спортом, состояние своего здоровья оценили на 77,2±19,4 балла. Показатель общего состояния здоровья школьников, не занимающихся систематически спортом, достоверно (р0,05) ниже состояния здоровья школьников, занимающихся каратэ. Условно общее состояние здоровья подростков, занимающихся каратэ, можно оценить, как отличное, тогда как состояние здоровья школьников, не занимающихся спортом, лишь как хорошее.
Психологический компонент здоровья также включает четыре показателя: психическое здоровье; ролевое функционирование, обусловленное эмоциональным состоянием; социальное функционирование; жизненная активность [1,2].
Шкала психическое здоровье, характеризует настроение, наличие депрессии, тревоги, общий показатель положительных эмоций. Средние показатели психического здоровья подростков занимающихся в секции каратэ составили — 87,6±11,7 баллов, у подростков, не занимающихся систематически спортом, показатель оказался достоверно ниже (р0,05) и составил лишь 81,3±12,1 балла.
Ролевое функционирование, обусловленное эмоциональным состоянием, предполагает оценку степени, в которой эмоциональное состояние мешает выполнению работы или другой повседневной деятельности (включая большие затраты времени, уменьшение объёма работы, снижение её качества и т. п.). Средний показатель ролевого функционирования подростков, занимающихся каратэ, составил 66,9±34,8, у школьников, не занимающихся спортом, он несколько ниже — 64,7±31,3. Таким образом, эмоциональное состояние оказывает несколько большее влияние на повседневную деятельность школьников, не занимающихся спортом, по сравнению с занимающимися каратэ. Следует также отметить, что в целом показатели ролевого функционирования, обусловленные эмоциональным состоянием, в обеих группах испытуемых имеют низкие показатели, что может отрицательно влиять на качество жизни подростков.
Социальное функционирование определяется степенью, в которой физическое или эмоциональное состояние ограничивает социальную активность (общение). Средний показатель социального функционирования у подростков, занимающихся каратэ, оказался несколько ниже показателя подростков, не занимающихся спортом (48,8±3,7 и 50,5±5,2 балла, соответственно). По социальному функционированию в обеих группах испытуемых низкие показатели (по сравнению со всеми составляющими качества жизни). Социальное функционирование испытуемых можно оценить, в целом, как удовлетворительное, т. е. ухудшение физического и эмоционального состояния значительно ограничивают социальные контакты и снижают уровень общения как занимающихся каратэ, так и не занимающихся спортом подростков. Социальное функционирование и ролевое функционирование — это два показателя, которые оказывают выраженное отрицательное влияние на качество жизни подростков.
Жизненная активность подразумевает ощущение себя полным сил и энергии или, напротив, обессиленным. По результатам наших исследований, более жизненно активными оказались подростки, занимающиеся каратэ. Средний показатель их жизненной активности составил 86,3±10,9 балла, что достоверно выше (р0,05) жизненной активности подростков, не занимающихся спортом (78,5±12,8 баллов).
Качество жизни в целом, складывается их двух компонентов — физического и психологического. Общие показатели по физическому и психологическому компонентам качества жизни подростков, занимающихся в секции каратэ, и подростков, не занимающихся систематически спортом, представлены в таблице 1.
Таблица 1
Общие показатели качества жизни, М±m
Показатели
Испытуемые |
Общий показатель «Физический компонент здоровья» |
Общий показатель «Психологический компонент здоровья» |
||||
PH |
MH |
|||||
Подростки, занимающиеся в секции каратэ |
n=30 |
55,8±4,4* |
48,0±7,0 |
|||
Подростки, не занимающиеся систематически спортом |
n=30 |
52,4±6,2* |
46,4±6,5 |
|||
Примечание: *– достоверность различий по группам (между занимающимися каратэ и не занимающимися систематически спортом) (р<0,05).
Общий показатель «Физический компонент здоровья» подростков, занимающихся каратэ, составил 55,8±4,4 балла, у школьников, не занимающихся спортом, он достоверно (р0,05) ниже — 52,4±6,2.
Общий показатель «Психический компонент здоровья» подростков, занимающихся каратэ, составил 48,0±7,0, у школьников, не занимающихся спортом, этот показатель несколько ниже — 46,4±6,5 баллов.
Таким образом, практически по всем шкалам качества жизни (за исключением шкалы социальное функционирование) показатели подростков, занимающихся каратэ, оказались выше, чем показатели качества жизни подростков, не занимающихся систематически спортом. По некоторым шкалам эти различия между испытуемыми достоверны (р0,05): по шкале физическое функционирование, общее состояние здоровья, психическое здоровье, жизненная активность.
Таким образом, субъективная самооценка качества жизни подростков дала достаточно высокие результаты, при этом по большинству позиций качество жизни подростков, занимающихся каратэ, выше чем у подростков, не занимающихся систематически спортом.
Литература:
- Инструкция по обработке данных полученных с помощью опросника SF-36 [Электронный ресурс] / Режим доступа: — http://therapy.irkutsk.ru/doc/sf36a.pdf — 24.10.19.
- Методические рекомендации «Организация социологических исследований качества и образа жизни студентов высших учебных заведений. Сборник анкет» [Текст] — Омск: Изд-во ОмГМА, 2010. — 28 с.