В статье рассмотрены основные классификации методов сбора и обработки информации, методологические особенности сбора и обработки информации.
Ключевые слова: обработка информации, наука, метод сбора, математическое моделирование, научная дисциплина, научное познание
Существование любой научной дисциплины требует наличия методов, при помощи которых познаются объекты исследования.
Метод — совокупность приемов и операций познания и практической деятельности; способ достижения определенных результатов в познании и практике. Применение того или иного метода определяется целью познавательной или практической деятельности, предметом изучения или действия и условиями, в которых осуществляется деятельность. (Философия, 2006)
Все науки имеют предмет и используют определенные методы, благодаря которым возникают новые знания, познаются закономерности изучаемых явлений.
Методология науки — систематический анализ методов, применяемых для получения научного знания, и тех общих принципов, которыми направляется научное исследование. (Философия, 2006)
Изучение научных методов сбора и обработки информации — актуальная задача. С одной стороны, важно изучать методологию, поскольку это способствует развитию науки. С другой в каждой научной работе описываются те или иные методы, применявшиеся при выполнении исследования. От молодого ученого требуется глубокое понимание и обоснование методов, используемых для решения поставленных в научном исследовании задач.
Сложность рассмотрения данного вопроса состоит в том, что в настоящее время существует огромное множество методов, используемых в конкретных науках или в некотором ряде наук. Все они не могут быть подробно рассмотрены в рамках реферата. В работе предпринята попытка обобщить различные классификации методов сбора и обработки информации.
Научные классификации методов сбора иобработки информации
В современной науке применяется многоуровневая концепция методологического знания. Все методы научного познания могут быть разделены на следующие основные группы (по общности и широте применения):
- Философские методы. Наиболее известным из них является диалектический. Это связано в том числе и с тем, что он упоминался в абсолютном большинстве исследований советского времени. В настоящее время распространение получают и другие методы: интуитивный, герменевтический, аналитический.
- Общенаучные методы и подходы. Отличаются тем, что занимают промежуточное звено между методами конкретных наук и общефилософскими.
- Частнонаучные методы — методы, используемые в конкретной отрасли знаний (биологии, физики, истории).
- Дисциплинарные методы — приемы, используемые в какой-нибудь отрасли науки или на стыке наук.
- Междисциплинарные методы — ряд методов, которые обеспечивают интеграцию наук.
Исследователи предлагают различные классификации научных методов сбора и обработки информации.
В зависимости от назначения выделяют:
− методы сбора фактического материала;
− методы теоретической интерпретации материала;
− методы направленного преобразования материала.
В другой классификации методы делятся на:
− методы диагностики;
− методы объяснения;
− методы прогнозирования;
− методы коррекции;
− методы статистической обработки материала.
В зависимости от того, как строится эксперимент, в исследовании выделяют:
− методы эмпирического исследования (они основываются на опыте или эксперименте);
− методы теоретического исследования, (рассматривают модели каких-либо процессов и явлений) (В. И. Загвязинский).
Ф. А. Кузин предлагает делить методы научного познания на три большие группы:
1) методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент);
2) методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и др.);
3) методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному и др.) (Кузин, 2000)
Б. Г. Ананьев предлагает разделить методы на 4 группы:
1. Организационные. Они включают в себя методы:
сравнительный (сопоставление различных объектов по их признакам);
лонгитюдный (многократные обследования одних и тех же объектов в течение длительного времени);
комплексный (объект исследуют ученые, специализирующие в разных областях знаний, объект изучается разными средствами).
2. Эмпирические методы, включают:
− наблюдение;
− самонаблюдение;
− экспериментальные психодиагностические исследования (тесты, опросники, социометрия, интервью, беседа);
− биографические методы.
3. Методы обработки данных, включают количественный и качественный методы.
4. Интерпретационные методы, включающие: генетический и структурный методы. (Ананьев, 2001)
С. Л. Рубинштейн делит методы на:
− основные: наблюдение (внешнее, внутреннее); эксперимент (лабораторный, естественный, формирующий);
− вспомогательные (беседа, анкета, анализ продуктов деятельности). (Рубинштейн, 2002)
Методы сбора иобработки информации вгуманитарных науках
В гуманитарных науках хорошо разработаны частные методологии экономических и исторических наук, социологии, психологии.
Все объекты исследования в социальных и гуманитарных науках постоянно изменяются и не могут быть поняты без рассмотрения истории своего существования. Поэтому история считается «общей наукой» так как к ней обращаются все науки о культуре. При этом она не является парадигмой социальных и гуманитарных наук.
Развитие методологии наук о культуре началось только в конце 19 века с работ В. Виндельбанда, Г. Риккерта, М. Вебера, В. Дильтея.
В социальных и гуманитарных науках ценности являются важными структурными элементами наук и входящих в них теорий.
Социальные и гуманитарные науки широко используют не только обычные эмпирические и теоретические методы обоснования знания, но и контекстуальные методы, предполагающие обращение к здравому смыслу, традиции, авторитетам «классике», интуиции вкусу и т. д. Поэтому методология наук о культуре сближается с герменевтикой.
В таблице 1 представлены основные методы сбора информации и инструментарии для их реализации. Это наблюдение за какими-либо объектами и процессами. Результаты наблюдений отражаются в дневнике. Взаимодействие с людьми посредством опросов, интервью, работа в фокус-группах. Каждый из этих методов имеет свои инструменты. Традиционный анализ документов — это работа с различными источникам информации. Сюда можно отнести: отчеты, статьи, монографии, аналитические исследования, нормативно правовые акты, статистические сборники и т. д.
Таблица 1
Методы иинструменты для сбора иобработки информации
Методы |
Инструментарий |
Научное наблюдение |
Дневник наблюдений |
Анкетирование |
Анкета |
Интервьюирование |
Вопросник для интервью |
Фокус-гупповая дискуссия |
Топик-гайд |
Кабинетное исследование (традиционный анализ документов) |
Список вопросов для анализа документов |
Контент-анализ |
Кодировочная инструкция для контент анализа |
В гуманитарных науках широко применяются качественные и количественные исследования.
Качественное исследование дает возможность получить подробные данные о поведении, взглядах, убеждениях небольшой группы лиц. С одной стороны их результаты не могут быть выражены количественно и считаться достоверными при анализе математическими методами (так как недостаточен объём выборки), с другой стороны они дают представления о поведении потребителей, избирателей и т. д. Поэтому эти методы часто применяются при организации рекламных и избирательных компаний, изучении имиджа и т. д. Для их реализации формируется «фокус-группа» в которую входят типичные представители исследуемого социального слоя общества или проводится глубинное интервью.
Количественное исследование позволяет получить информацию по ограниченному числу вопросов от большого числа респондентов. Её можно обрабатывать статистическими методами. Для этого проводятся опросы с достаточной выборкой и аудит цен, эффективности рекламных материалов и т. д.
В статье были рассмотрены основные классификации методов сбора и обработки информации, методологические особенности сбора и обработки информации в гуманитарных науках. Качественные и количественные исследования, применяющиеся при сборе информации.
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
- Методы сбора и обработки информации в гуманитарных науках очень разнообразны и зависят от научной дисциплины, объекта исследования поставленных задач. В комплексе могут использоваться методы математического моделирования, социологических исследований, анализа и синтеза. Все это требует от исследователя глубоких фундаментальных знаний в различных науках.
- При сборе и обработке информации постоянно требуется верификация. Исследователь должен быть уверен в достоверности статистической информации, результатах исследования общественного мнения и т. д.
- Результаты исследования должны подтверждаться несколькими методами. Данные социологических опросов должны подтверждаться при исследовании «фокус-групп». Результаты математического моделирования проверяться на независимой выборке и т. д.
Литература:
1. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания — СПб.: Питер, 2001–272 с.
2. Гадельшина, Т. Г. Методология и методы психологического исследования: учеб. метод. пособие / Гадельшина Т. Г. — Томск, 2002.
3. Загвязинский, В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Загвязинский В. И., Атаханов Р. — М.: Академия, 2005
4. Корнилова, Т. В. Экспериментальная психология: теория и методы: учебник для вузов / Корнилова Т. В. — М.: Аспект Пресс, 2003.
5. Кузин, Ф. А. Кандидатская диссертация: методика написания, правила оформления и порядок защиты / Кузин Ф. А. — М., 2000.
6. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии — СПб.: Питер, 2002–720 с.
7. Философия: энциклопедический словарь / под ред. А.А Ивина. — М.: Гардарики, 2006, С. 492–499.