В статье рассматриваются вопросы, связанные с основными функциями таможенных органов, проведен анализ проблем, с которыми сталкиваются таможенные органы при осуществлении своей деятельности.
Ключевые слова: таможенные органы, Федеральная таможенная служба, валютный контроль, компетенция, таможенные процедуры, оперативно-розыскная деятельность, контрабанда, таможенное оформление, таможенный контроль.
Таможенное дело преследует цели создания экономических, правовых и организационных основ для трансграничного перемещения товаров (транспортных средств), защиты национальной безопасности государства, его экономического суверенитета, а также обеспечения защиты прав граждан, хозяйствующих субъектов и государственных органов, контроля за соблюдением ими таможенного законодательства.
Таможенные органы Российской Федерации для осуществления возложенных на них целей и задач осуществляют следующие виды деятельности:
− Взимание таможенных платежей (таможенно-тарифное регулирование);
− Таможенный и валютный контроль;
− Таможенное оформление;
− Оперативно-розыскная деятельность;
− Расследование преступлений в форме дознания.
За трансграничное перемещение товаров (транспортных средств) таможенные органы взымают таможенные платежи. Координирование такого направления деятельности таможенных органов осуществляется на наднациональном уровне, то есть Евразийской экономической комиссией. На государственном уровне вопросы по разработке государственной политики в сфере таможенных платежей решает Министерство Финансов. [1]
Одним из основных инструментов, которое использует государство при регулировании внешнеэкономической деятельности, является таможенно-тарифное регулирование. Оно представляет собой один из основных способов пополнения доходной части федерального бюджета и включает в себя следующие элементы: таможенные пошлины, таможенные тарифы, тарифные льготы и преференции, определение страны происхождения товаров, таможенная стоимость товаров.
В рамках возложенных задач таможенные органы выполняют следующие основные функции в области администрирования таможенных платежей:
1) Обеспечение правильности исчисления и своевременности уплаты таможенных платежей и соблюдения запретов и ограничений;
2) Взимание таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, принятие мер по их принудительному взысканию;
3) Учет задолженности по уплате таможенных платежей, обеспечение их взыскания;
4) Контроль обоснованности предоставления отсрочки и рассрочки по уплате таможенных платежей.
Таможенный контроль представляет собой вид государственного контроля, осуществляемого таможенными органами для обеспечения соблюдения таможенного законодательства. Таможенный кодекс ЕАЭС дает следующее определение таможенному контролю: «совокупность совершаемых таможенными органами действий, направленных на проверку и (или) обеспечение соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов о таможенном регулировании». [2]
Одной из особенностей таможенного контроля является четкая фиксация его форм, определенных Таможенным кодексом ЕАЭС. В статье 322 ТК ЕАЭС закреплены следующие формы таможенного контроля:
− получение объяснений;
− проверка таможенных, иных документов и (или) сведений;
− таможенный осмотр;
− таможенный досмотр;
− личный таможенный досмотр;
− таможенный осмотр помещений и территорий;
− таможенная проверка.
Валютный контроль представляет собой комплекс мер, осуществляемых органами государственной власти в целях обеспечения соблюдения валютного законодательства и устойчивого экономического развития страны.
Правовой основой осуществления валютного контроля в Российской Федерации является Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле [3], именно он наделяет Федеральную таможенную службу полномочиями органа валютного контроля. Особенность органов исполнительной власти как органов валютного контроля проявляется в том, что они осуществляют данную функцию только в сфере своей деятельности. Так Федеральная таможенная служба России и ее территориальные органы вправе осуществлять валютный контроль в случае перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.
Компетенция таможенных органов в сфере валютного контроля определена Федеральным законом от 03 августа 2018 г. № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». [4] Указанный нормативно-правовой акт относит к функциям таможенных органов Российской Федерации осуществление в пределах своей компетенции контроля за валютными операциями, связанными с ввозом и вывозом товаров, контроль за соблюдением порядка трансграничного перемещения наличных денежных средств и (или) денежных инструментов.
Таможенное оформление представляет собой совокупность действий таможенных органов, установленных таможенным законодательством и осуществляемых в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу, с целью их помещения под определенную таможенную процедуру или завершения действия данной таможенной процедуры.
Под таможенной процедурой понимается совокупность норм, определяющих для целей таможенного регулирования условия и порядок использования товаров на таможенной территории ЕАЭС и за ее пределами.
К таможенным процедурам, предусматривающим постоянное пребывание ввозимых товаров на таможенной территории, относятся процедуры:
− выпуск для внутреннего потребления;
− реимпорт;
− переработка на таможенной территории.
Товары, вывозимые с таможенной территории ЕАЭС, в зависимости от целей использования, могут помещаться под следующие таможенные процедуры:
− таможенная процедура временного вывоза;
− таможенная процедура экспорта;
− таможенная процедура переработки вне таможенной территории;
− таможенная процедура реэкспорта.
Временно ввозимые товары могут быть помещены под следующие таможенные процедуры:
− временный ввоз (допуск);
− таможенная процедура переработки на таможенной территории;
− таможенная процедура свободного склада;
− таможенная процедура свободной таможенной зоны.
Таможенные органы Российской Федерации относятся к органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. Под оперативно-розыскной деятельностью понимают вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями уполномоченных государственных органов в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств. [5]
А. Ю. Козловский подразделяет оперативно-розыскную деятельность таможенных органов на следующие виды [6]:
− оперативно-розыскная деятельность таможенных органов по добыванию информации об угрозах экономической безопасности России;
− оперативно-розыскная деятельность в целях противодействия преступлениям, относящимся к компетенции таможенных органов;
− оперативно-розыскная деятельность по противодействию коррупции и обеспечению собственной безопасности таможенных органов.
На сегодняшний день таможенные органы уделяют большое внимание межведомственному взаимодействию, в том числе с таможенными органами ЕАЭС и органами иностранных государств, для обеспечения своевременного поступления оперативной информации.
Еще одним из основных направлений деятельности таможенных органов является расследование преступлений в форме дознания. В соответствии со ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ предварительное расследование производится дознавателями таможенных органов Российской Федерации по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 194 УК РФ «Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организаций или физического лица», ст. 200.1 УК РФ «Контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов».
Для осуществления расследования преступлений в форме дознания в таможенных органах создаются специальные управления, отделы и отделения дознания. В Федеральной таможенной службе создано Управление таможенных расследований и дознания, основными направлениями деятельности которого являются:
1) ведение производства по делам об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции таможенных органов РФ;
2) производство предварительного расследования в форме дознания и неотложных следственных действий по уголовным делам о преступлениях, отнесенных к компетенции таможенных органов;
3) организация работы в таможенных органах по ведению производства по делам об административных правонарушениях, производства предварительного расследования в форме дознания и неотложных следственных действий;
4) контроль за соблюдением законности и обоснованности при принятии таможенными органами и их должностными лицами решений, совершении ими действий (бездействий) при привлечении лиц к административной ответственности;
5) обращение постановлений по делам об административных правонарушениях, вынесенных от имени ФТС России, к исполнению и приведение их в исполнение;
6) организация, координация и контроль деятельности таможенных органов при обращении постановлений по делам об административных правонарушениях к исполнению и приведении их в исполнение и др.
Региональные таможенные управления и таможни уполномочены производить дознание и неотложные следственные действия в соответствии с утвержденным Общим положением о региональном таможенном управлении и Общим положением о таможне. Таможенные посты, осуществляющие фактический таможенный контроль, не наделены такими полномочиями, при обнаружении таможенным постом признаков уголовных преступлений дознание осуществляет таможня, которой непосредственно подчинен таможенный пост.
Таким образом, таможенные органы Российской Федерации осуществляют такие виды деятельности как взимание таможенных платежей, таможенный и валютный контроль, таможенное оформление, оперативно-розыскная деятельность и расследование преступлений в форме дознания. Каждый из рассмотренных видов деятельности обладает своими особенностями и проблемными направлениями. На современном этапе развития проводится большая работа по совершенствованию деятельности таможенных органов в том числе за счет осуществления тесного межведомственного взаимодействия с органами Российской Федерации и с таможенными органами иностранных государств, а также путем автоматизирования процессов и повышения эффективности единой автоматизированной информационной системы таможенных органов.
Литература:
1. О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 03 августа 2018 г. № 289-ФЗ (в ред. от 01 мая 2019 г.) В данном виде документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
2. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза). // Официальный сайт Евразийского экономического союза. URL: http://www.eaeunion.org/. Опубликование от 12 апреля 2017 г.
3. О валютном регулировании и валютном контроле: Федеральный закон от 10 декабря 2013 г. № 173-ФЗ (в ред. от 02 декабря 2019 г.) В данном виде документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
4. О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 03 августа 2018 г. № 289-ФЗ (в ред. от 01 мая 2019 г.) В данном виде документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
5. Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ (в ред. от 02 августа 2019 г.) В данном виде документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
6. Козловский А. Ю. Оперативно-розыскная деятельность таможенных органов Российской Федерации: теоретические, правовые и организационные аспекты: монография. Москва, 2015. 210 с.