Особенности межличностного общения у людей с разным уровнем рефлексии и субъективного контроля | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №3 (293) январь 2020 г.

Дата публикации: 18.01.2020

Статья просмотрена: 427 раз

Библиографическое описание:

Бозина, М. А. Особенности межличностного общения у людей с разным уровнем рефлексии и субъективного контроля / М. А. Бозина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 3 (293). — С. 286-289. — URL: https://moluch.ru/archive/293/66473/ (дата обращения: 15.11.2024).



Феномен рефлексии активно изучается разными областями гуманитарного знания уже на протяжении нескольких столетий, а в последнее время, на наш взгляд, получил новое осмысление в связи с повышенным социальным интересом к практикам осознанности и самопознания.

Важно отметить, что с феноменом рефлексии связаны такие основополагающие для психологии категории, как самосознание, высшие психические функции, теоретическое мышление, развитие личности и ее способностей, социализация личности, межличностное взаимодействие, опосредованность человеческого поведения. Рефлексия зачастую выступает структурным компонентом или даже необходимым условием для реализации всего перечисленного.

Понятие «рефлексия» пришло в психологию из философии. К примеру, Декарт трактовал его как способность мыслящего субъекта абстрагироваться от мира материального и сосредоточиться на своем внутреннем мыслительном процессе. Джон Локк проводил разграничение между рефлексией и миром ощущений: и то и другое является источником знаний человека о мире, но основываются они на разном базисе — внешнем мире, органах чувств и мире внутреннем, мыслительных процессах. Его определение рефлексии очень емко и лаконично — это «наблюдение, которому ум подвергает свою деятельность» [1, с. 136].

В ХХ веке это уникальное свойство взрослой (зрелой) личности стало активно изучаться в психологии и трактовалось по-разному в зависимости от научного направления. В качестве исходной точки приведем определение А. В. Россохина, которое нам представляется наиболее емким и современным: рефлексия — это «активный субъектный процесс порождения смыслов, основанный на уникальной способности личности к осознанию бессознательного» [2]. То есть рефлексия рассматривается чаще всего как элемент когнитивной структуры личности, выполняющий ряд значимых функций (функции самообучения, саморегуляции мышления и эмоциональной сферы; отстранения и инсайта, ряд коммуникативных функций).

Представители направлений интроспективной психологии (школа В. Вундта, Э. Титченера, Вюрцбургская школа, психология акта Ф. Брентано, Л. М. Лопатин, Г. И. Челпанов) во многом основывались на постулатах Декарта, Дж. Локка: они констатировали неопосредованность субъективного опыта, невозможность объективного исследования психических процессов и ценность так называемого внутреннего созерцания. Мастера этих направлений отождествляли психическую реальность с результатами самонаблюдения, противопоставляя сознание реальному миру. В связи с этим интроспективная психология была подвергнута острой критике в бихевиоризме и психоанализе.

Социальные психологи также оперируют понятием «рефлексия» и понимают его как осознание действующим субъектом (группой) того факта, как он воспринимается другими индивидами (группами) и какую оценку получает. Принципиальное отличие понимания феномена рефлексии сторонниками этого направления заключается в том, что это не просто процесс понимания субъектом самого себя, но и обращение к тому, как мир Другого воспринимает «рефлектирующего», его эмоциональные реакции и когниции.

Важная аксиома, которая распространилась благодаря социальной психологии: рефлексия как форма самоанализа психических состояний прогрессирует только в контакте личности с Другим.

В западной социальной психологии (Ч. Кули, Д. Холмс, Т. Ньюком) лабораторное изучение рефлексии строилось на экспериментах с диадами (парами субъектов, отражающих друг друга) и предполагало описание шести условных позиций: субъект, каков он есть в действительности; субъект в его собственном представлении; субъект в представлении Другого, и сходные три позиции со стороны Другого.

Российские психологи (например, Г. М. Андреева) предлагали рассматривать рефлексию на более сложно организованных уровнях — в социальных группах, объединенных совместной жизненно важной активностью.

Многие отраслевые ученые не обошли вниманием это понятие, находя его новые грани и возможности для научного осмысления. Так, Л. С. Выготский, изучая процессы осознания личности, писал о том, что «новые типы связей и соотношений функций предполагают в качестве своей основы рефлексию, отражение собственных процессов в сознании» [3, с. 141].

В субъектно-деятельностной психологии С. Л. Рубинштейна рефлексии отводится важное место в процессе самодетерминации личности: «Личность в ее реальном бытии, в ее самосознании есть то, что человек, осознавая себя как субъекта, называет своим «я». «Я» — это личность в целом, в единстве всех сторон бытия, отраженная в самосознании... Личностью, как мы видим, человек не рождается; личностью он становится. Поэтому, чтобы понять путь своего развития, человек должен его рассматривать в определенном аспекте: чем я был? — что я сделал? — кем я стал?» [4, с. 260].

Исследователь феномена творчества, озарения Я. А. Пономарев рассматривает рефлексию важной характеристикой творческого процесса, средством саморазвития, личностного роста.

Б. В. Зейгарник [5] использовала это понятие в объяснении мотивационных нарушений мышления при шизофрении, которые обусловлены, по мнению ученого, нарушениями в процессах опосредствования и саморегуляции, которые напрямую связаны «с самосознанием человека, с его самооценкой, с возможностью рефлексии».

В теории рефлексивной деятельности рефлексивность (А. В. Карпов) понимается как метаспособность психики осуществлять функцию регуляции всей системы, в том числе эмоциональных, волевых, когнитивных, мотивационных, синтетических и регулятивных процессов, и как механизм выхода психической системы за собственные пределы [6]. Рефлексивность в таком понимании определяет адаптивность личности, степень ее осознанности и способность репрезентировать собственное содержание.

Психотерапевты-практики отмечают важность навыка рефлексии в психотерапии: он помогает индивиду постепенно интровертироваться, познать свой внутренний мир, повысить качество собственной жизни и в результате овладения им в высшей степени стать самотерапевтичным.

Как видно, феномен рефлексии так или иначе задействован разными учеными-психологами при описании множества высших психических функций человека и не имеет общепринятой трактовки, что свидетельствует о многомерности и многоаспектности понятия.

Овладев рефлексией, человек способен отвечать за то, что он делает и говорит и благодаря этому человек обладает интернальным локусом контроля, который развивает в человеке ответственность за свою жизнь и за жизнь окружающих.

В связи с этим, можно предположить, что рефлексия напрямую связанна с локусом контроля, так как людей с высоким уровнем рефлексии можно сопоставить с людьми, имеющими интернальный (внутренний) локус контроля, то есть люди, полностью обдумывают своё поведение, свои действия и берут на себя ответственность за них. Это может говорить о том, что перед нами зрелая личность.

Стоит обозначить суть понятия «локус контроль».

Локус контроль — психологический фактор, характеризующий тот или иной тип личности. Представляет собой склонность человека приписывать ответственность за происходящие в жизни события и результаты своей деятельности внешним силам (экстернальный, внешний локус контроль) либо собственным способностям и усилиям (интернальный, внутренний локус контроль).

Появление этого понятия в психологической литературе в первую очередь связано с работами американского психолога Дж. Роттера, который предложил различать между собой людей в соответствии с тем, где они локализуют контроль над значимыми для себя событиями.

Рассматривая заявленные категории в разрезе гендерных характеристик, видится возможным утверждение о том, что у женщин преобладает интернальный локус контроля и уровень рефлексии выше, чем у мужчин, так как женщины более ранимы, им больше свойственны глубокие переживания, они более ответственны, доброжелательны. У мужчин же уровень рефлексии ниже, так как они менее эмоциональны.

Поэтому, на наш взгляд, проблема влияния гендерного фактора на межличностное общение на сегодняшний день сохраняет свою актуальность.

Исследования, проводимые с использованием методик:

– диагностики уровня субъективного контроля Дж. Роттера,

– диагностики межличностных отношений А. А. Рукавишникова;

– диагностики доминирующей стратегии психологической защиты в общении В. В. Бойко позволяют выделить следующие особенности межличностного общения у людей с разным уровнем рефлексии и субъективного контроля.

  1. Уровень выраженности признака по шкале «Включение (требуемое поведение)» выше у женщин-экстерналов. Это может свидетельствовать о том, что женщины с внешним локусом контроля склонны занимать более пассивную позицию в межличностных отношениях, включаясь в деятельность по инициативе других.
  2. Уровень выраженности признака по шкале «Аффект (требуемое поведение)» выше у мужчин-экстерналов. Это может характеризовать мужчин с внешним локусом контроля как личностей, склонных воздерживаться от активного включения в эмоционально близкие отношения с окружающими, занимая, в большей степени, позицию наблюдателя.

Достоверные различия в выраженности признака между мужскими выборками обнаружены по шкале «Миролюбие». Уровень выраженности признака по данной шкале выше у респондентов подвыборки экстерналов. Данные результаты говорят о преобладании у мужчин с внешним локусом контроля психологической стратегии защиты субъектной реальности личности, в которой ведущую роль играют интеллект и характер. В ряде случаев стратегия миролюбия означает приспособление, стремление уступать напору партнера, не обострять отношения и не ввязываться в конфликты, чтобы не подвергать испытаниям свое Я.

Литература:

  1. Золотарева С. А. Рефлексия личности в представлении Дж. Локка // Сб. трудов междунар. науч.-практ. конференции «МОТИВАЦИЯ И РЕФЛЕКСИЯ ЛИЧНОСТИ», Хабаровск, 2017. С. 136–141.
  2. Россохин А. В. Психология рефлексии измененных состояний сознания (на материале психоанализа) // Психология. Журнал ВШЭ. 2010. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologiya-refleksii-izmenennyh-sostoyaniy-soznaniya-na-materiale-psihoanaliza (дата обращения: 24.11.2019).
  3. Выготский Л. С. Собрание сочинений в 6 т. М., 1982. Т. 1. 487 с.
  4. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 2005. 704 с.
  5. Зейгарник Б. В. Опосредствование и саморегуляция в норме и патологии. М., 1991. 245 с.
  6. Карпов А. В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики // Психологический журнал. 2003. Т. 24. № 5. С. 45–57. Абрамова Г. С. Возрастная психология: учебное пособие для студентов вузов. М., 1999.
  7. Абульханова-Славская К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности // Психология формирования и развития личности. М., 1981.
  8. Авдеева А. Г., Некоторые психологические и социальные аспекты готовности к деятельности. М., 2008.
  9. Андреев В. И. Педагогика: учеб. курс для творч. саморазвития. Казань., 2000.
Основные термины (генерируются автоматически): локус контроля, рефлексия, внешний локус контроля, уровень выраженности признака, уровень рефлексии, феномен рефлексии, интроспективная психология, межличностное общение, субъективный контроль, требуемое поведение.


Похожие статьи

Особенности восприятия образа тела молодыми людьми с разным соматическим и социальным статусом

Психологические особенности общения студентов с разным уровнем социального интеллекта

Особенности механизмов рабочей памяти и тормозного контроля у лиц с зависимостью от разного типа психоактивных веществ

Особенности психологического пространства и личностных границ в межличностном взаимодействии юношей и девушек

Связь эмоционального интеллекта и коммуникативной компетентности у старших подростков

Взаимосвязь родительского отношения и уровня коммуникативных навыков детей с ОВЗ

Личностные особенности руководителей коммерческих организаций с разным уровнем развития коммуникативных способностей

Связь уровня эмоционального интеллекта со способностью к саморегуляции поведения в условиях соревновательного стресса на примере игровых видов спорта

Формирование коммуникативной функции у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития

Формирование коммуникативных умений у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста

Похожие статьи

Особенности восприятия образа тела молодыми людьми с разным соматическим и социальным статусом

Психологические особенности общения студентов с разным уровнем социального интеллекта

Особенности механизмов рабочей памяти и тормозного контроля у лиц с зависимостью от разного типа психоактивных веществ

Особенности психологического пространства и личностных границ в межличностном взаимодействии юношей и девушек

Связь эмоционального интеллекта и коммуникативной компетентности у старших подростков

Взаимосвязь родительского отношения и уровня коммуникативных навыков детей с ОВЗ

Личностные особенности руководителей коммерческих организаций с разным уровнем развития коммуникативных способностей

Связь уровня эмоционального интеллекта со способностью к саморегуляции поведения в условиях соревновательного стресса на примере игровых видов спорта

Формирование коммуникативной функции у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития

Формирование коммуникативных умений у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста

Задать вопрос