Статья посвящена использованию игровых методик на уроках информатики в начальной школе. Выявлено и обосновано отличие игрового обучения от других педагогических технологий.
Ключевые слова: игровые методики, нетрадиционный урок, дидактическая игра.
The article is devoted to the use of game techniques in computer science lessons in elementary school. The difference between game learning from other pedagogical technologies is revealed and justified.
Key words: game techniques, non-traditional lesson, didactic game.
Современная школа должна формировать у обучающихся не только определенный набор знаний, но стремление к самообразованию, способность к реализации творческих способностей. Очень важно не только зажигать интерес к учебе в каждом ученике, но и постоянно его поддерживать. У ребёнка в навыках останется гораздо больше, если он не просто наблюдает за чем-то со стороны, а сам непосредственно участвует в процессе.
Таким образом, необходима такая реализация технологии обучения, которая бы позволила школьникам младшего возраста с интересом выполнять поставленные задачи [3, с. 1]. На наш взгляд, это может быть применение игровых технологий, основная цель которых состоит в углублении интереса к учебе, что ведёт к повышению её эффективности.
Игра является главной сферой общения детей, в которой приобретается опыт взаимоотношений. В игре дети раскрываются и развиваются с опорой на подсознание, разум и творчество.
Следовательно, игра имеет большое значение в жизни ребенка. Внешне игра кажется нам беззаботной и легкой, но на самом деле, игра требует от ребенка максимальной отдачи энергии, ума, выдержки, самостоятельности и творчества. Для дошкольника игра является ведущей психической деятельностью, поэтому при переходе в начальные классы дети ещё готовы «поиграть» и учителю следует опираться на игровые технологии.
Нередко педагог предпочитает проводить занятия с детьми в привычной урочной форме только потому, что боится шума и беспорядка, которые нередко сопровождают игру. Однако игра имеет важное значение для процесса обучения. Для учащихся игра — это переход в иное психологическое состояние, вызывающее положительные эмоции и мотивацию к учёбе. Для учителя игра, с одной стороны, возможность лучше узнать и понять учеников, оценить их индивидуальные особенности, решить внутренние проблемы общения; с другой стороны, это возможность для самореализации, творческого подхода к работе, осуществления собственных идей.
Игра стимулирует лучшее понимание и запоминание изучаемого материала, а также способствует повышению мотивации и позволяет обучающемуся комплексно использовать органы чувств при восприятии информации, а также самостоятельно и неоднократно воспроизводить ее в новых ситуациях [3, с. 1].
Дидактические игры хороши в системе с другими формами и методами обучения. Использование дидактических игр должно быть направлено на достижение цели: дать ученику знания, соответствующие современному уровню развития любой науки, в частности информатики [4].
В современной школе на уроках информатики широко используются игровые технологии. Рассмотрим особенности применения дидактической игры в начальном курсе информатики.
В качестве примера приведём урок для 3 класса, по учебнику Горячева и др. [1], 1 часть на тему «Имя для всех и имя для каждого». Тип урока — урок систематизации и обобщения знаний (общеметодологической направленности).
Цель урока: научить детей отличать общие и единичные имена объектов и выбирать единичные имена для предметов или существ заданной группы и описывать их отличительные признаки в табличном виде.
Приведём задачи урока.
Обучающие: формировать навыки умения отличать общие и единичные имена объектов; выбирать имя для всех и имя для каждого; вырабатывать умения выбирать единичные имена для предметов или существ заданной группы и описывать их отличительные признаки в табличном виде.
Развивающие: развивать творческие способности учащихся; формировать операции анализа, синтеза, выделения главного, сравнения, определения и объяснения понятий.
Воспитательные: развивать эстетические чувства; воспитывать интерес к окружающему миру.
Формы работы учащихся: коллективная, индивидуальная.
Оборудование: ПК учителя, мультимедийный проектор, цветные карандаши, рабочая тетрадь [1].
Опишем этапы урока.
- Организационный момент подразумевает самоопределение к деятельности. (2 мин)
- Проверка домашнего задания является средством актуализации знаний и фиксация затруднений в деятельности. Происходит воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий. (7 мин)
- Постановка учебной задачи, целей урока. Сообщение темы и цели урока. Составление плана, стратегии по разрешению затруднения. Выполнение учащимися различных заданий, задач, упражнений. (18 мин)
- Реализация выбранного проекта. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону.
Выполнение учащимися различных заданий. Проверка выполнения работ. (10 мин)
- Задание на дом. (3 мин)
- Итог урока. Рефлексия деятельности (5 мин)
На этапе самостоятельной работы с проверкой по эталону проводится игра «Чем отличаются?» с целью закрепления нового изученного материала [2, с. 54].
Игра «Чем отличаются?»
С помощью отличительных признаков можно описать не только группу предметов или существ, но и каждый предмет из этой группы.
Ученики встают в круг. Учитель называет общее имя группы предметов или существ и бросает мяч одному из учеников. Дети дают ответ на вопрос «Чем могут отличаться предметы в этой группе?». Таким образом, учитель даёт общее название, а ученики называют отличительные черты предметов или существ группы. Выигрывает тот, кто называет больше всего признаков или последний признак.
— Ребята, я вам предлагаю общее название объектов, бросаю мяч одному из вас, а тот, кому брошен мяч, должен назвать, чем отличаются единичные объекты в данной группе.
Например,
цветы отличаются цветом лепестков, длиной стебля, количеством листьев, и т. п.
Эти отличия вы и должны назвать.
В ходе игры предлагаются такие общие объекты:
реки отличаются длиной, шириной, глубиной, скоростью течения, породами рыб, которые в ней водятся, и т. п.;
корабли отличаются размерами, количеством палуб, численностью экипажа, назначением (военный, торговый, пассажирский), количеством спасательных шлюпок и т. п.;
конфетыотличаются формой, начинкой, размерами, внешним видом и т. п.;
зданияотличаются количеством этажей, высотой, шириной, назначением (жилые дома, торговые центры, склады, больницы), дизайном и т. п.
Использование данной игры позволяет учителю помочь детям применить новые знания, что способствует более глубокому их усвоению. Обучающиеся учатся различать свойства предметов, отличать признаки общих и единичных объектов и описывать их отличительные признаки.
Литература:
- Горячев А. В., Волкова Т. О., Горина К. И. Информатика в играх и задачах 3 класс (1–4): Методические рекомендации для учителя. М.: Баласс, Экспресс 1997. — 128 с.
- Горячев А. В. Информатика в играх и задачах 3 класс: Книга для учителя. М.: Баласс, 2008. — 138 с.
- Методики преподавания информатики. URL: http://works.doklad.ru/view/_4ChLyU0Y6o.html.
- Дергачёва Л. М. Методические аспекты использования дидактических игр на уроках информатики URL: http://ito.edu.ru/2005/Moscow/I/1/I-1–5023.html.