Здровьесберегающие технологии на уроках информатики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №3 (293) январь 2020 г.

Дата публикации: 19.01.2020

Статья просмотрена: 526 раз

Библиографическое описание:

Быстрова, С. С. Здровьесберегающие технологии на уроках информатики / С. С. Быстрова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 3 (293). — С. 405-407. — URL: https://moluch.ru/archive/293/66493/ (дата обращения: 17.10.2024).



Статья посвящена проблеме формирования здорового образа жизни у учащихся общеобразовательных организаций. Выявлена и обоснована потребность применения здоровьесберегающих технологий на уроках информатики.

Ключевые слова: информатика, здоровьесберегающие образовательные технологии, методика Базарного, конторка, зрительный тренажер.

The Article is devoted to the problem of health saving at the lessons of Informatics in General education organizations. Identified and justified the need for the use of health-saving technologies.

Keywords: Informatics, health-saving educational technologies, Bazarny technique, Desk, visual simulator.

Состояние здоровья обучающихся общеобразовательных организаций вызывает основания для тревоги у специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение наблюдается в возрастные периоды, когда ребенок получает общее среднее образование.

Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т. к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70 % времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь.

Федеральные государственные образовательные стандарты начального, основного и среднего общего образования выдвинули формирование ценностей здоровья и безопасного образа жизни, духовно-нравственного здоровья, экологической культуры обучающихся в ряд современных приоритетов образовательной деятельности школы [7].

На уроках информатики обучающимся часто приходится работать за компьютером. В связи с этим возникают вредные факторы, влияющие на состояние здоровья школьников, а именно: стесненная поза; сидячее положение в течение длительного времени; воздействие электромагнитного излучения; утомление глаз, нагрузка на зрение; перегрузка cуставов кистей; загрязнения клавиатуры, мыши, монитора, компьютерного стола; стресс при потере информации [2].

Таким образом, одна из главных задач, стоящих перед учителем информатики — забота о здоровье, физическом развитии и воспитании учащихся. В профессиональном стандарте педагога отмечается, что к личностным качествам и профессиональным компетенциям, необходимым педагогу для осуществления развивающей деятельности относится: «готовность принять разных детей, вне зависимости от их реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья. Профессиональная установка на оказание помощи любому ребенку».

Здесь же отмечается, что к компонентам ИКТ-компетентности учителя относится общепедагогический, в котором отмечено в качестве необходимого условия «организация мониторинга учащимися своего состояния здоровья» [3].

Таким образом, на уроках информатики необходимо применять здоровьесберегающие образовательные технологии.

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» определение понятию «здоровьесберегающая технология» представлено как система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития [7].

Здоровьесберегающие педагогические технологии должны обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством [4].

Смирнов Н. К. пишет, что «здоровьеформирующие образовательные технологии» — это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни [5].

Из данных определений наиболее близким, на наш взгляд, является последнее, так как охрана здоровья является приоритетной задачей для учителя информатики. Из данного определения следует, что охрана здоровья детей требует правильной организации режима труда; строгого нормирования различных видов их деятельности; рациональной организации учебных занятий; по возможности, повышение двигательной активности и обеспечение эффективного отдыха. Это не значит, что школьники вообще не должны утомляться, наоборот, до определённого предела утомление необходимо, но важно оградить учащихся от чрезмерного утомления.

Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. В настоящее время можно утверждать, что именно педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Это не значит, что учитель должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто педагог должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба их здоровью. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках информатики позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, плодотворно проявлять творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.

Рассмотрим особенности применения физкультминутки в начальном курсе информатики. В качестве примера приведём урок для 3 класса, по учебнику Горячева и др. [1], 2 часть на тему «Истинность высказывания со словами И, ИЛИ». Тип урока — открытие новых знаний.

Цель урока: научить определять истинность сложных высказываний — с логическими связками «И» и «ИЛИ»

Задачи, решаемые на уроке:

– Обучающие — формировать навыки работы с прямой и косвенной информацией; формировать навыки определения истинности сложных высказываний с логическими связками «и», «или».

– Развивающие — формирование логического мышления, интеллектуальных и коммуникативных общеучебных умений; формирование операций анализа, выделения главного, сравнения, определения и объяснения понятий; обогащение и усложнение словарного запаса, усложнение смысловой функции речи.

– Воспитательные — развивать наблюдательность, самостоятельность, инициативность в выборе решения; формировать навыки здорового образа жизни.

Формы работы учащихся: коллективная, индивидуальная.

Оборудование: ПК учителя, ММ проектор, цветные карандаши, рабочая тетрадь.

Этапы урока:

  1. Организационный момент подразумевает самоопределение к деятельности. (2 мин)
  2. Проверка домашнего задания Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности (Воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий.) (10 мин)
  3. Выполнение учащимися различных заданий, задач, упражнений. Проверка выполнения работ (10 мин)
  4. Физкультминутка «Веселый счет» (3 мин.)
  5. Самостоятельная работа (с последующей проверкой результатов) (10мин.)
  6. Задание на дом (3 мин)
  7. Итог урока. Рефлексия деятельности (2 мин)

После изучения нового материала и выполнения учащимися различных заданий проводиться физкультминутка с целью развития внимания, выдержки, согласованности действий.

Например, физкультминутка «Веселый счет»:

Раз — подняться, потянуться,

Два — нагнуться, разогнуться,

Три — в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре — руки шире,

Пять — руками помахать,

Шесть — на место тихо сесть.

Семь — успокоились совсем.

Учитель рассказывает речевку, т. е. проводит инструктаж физкультминутки в соответствии с конспектом (если физкультминутка выполняется на основе стихотворения, то заранее написать с обратной стороны доски ее слова). Потом просит детей встать с рабочих мест и выполнить движения вместе (открывает часть доски со словами физкультминутки).

Использование физкультминутки на данном уроке позволяет учителю снять напряжение перед этапом самостоятельной работы и развивает внимание учащихся, выполняя действия, которые говорит учитель.

Литература:

  1. Горячев, А. В. Информатика в играх и задачах 3 класс: Книга для учителя. — М.: Баласс, 2008. — 138 с.
  2. Жуйков Е. В., Леонова Л. А. Школьник за компьютером: здоровьесберегающие технологии. — М.: Чистые пруды, 2007. — 32 с.
  3. Профессиональный стандарт педагога // Минобрнауки. URL: https://минобрнауки.рф/документы/3071/файл/1734/12.02.15 (дата обращения: 15.01.2020).
  4. Сериков, В. В. Обучение как вид педагогической деятельности: учебное пособие. — М.: Академия, 2008. — 258 с.
  5. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. — М.:, 202. — 121 с.
  6. Федеральные государственные образовательные стандарты // ФГОС. URL: https://fgos.ru (дата обращения: 15.01.2020).
  7. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». // Гарант. Информационно-правовое обеспечение. URL: https://base.garant.ru/70291362/4c3e49295da6f4511a0f5d18289c6432/ (дата обращения: 15.01.2020).
Основные термины (генерируются автоматически): урок информатики, здоровый образ жизни, выполнение учащимися, мина, ребенок, самостоятельная работа, учитель, учитель информатики, физкультминутка.


Ключевые слова

информатика, здоровьесберегающие образовательные технологии, методика Базарного, конторка, зрительный тренажер

Похожие статьи

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя начальных классов

В статье представлена проблема внедрения здоровьесберегающих технологий в работу начальной школы. Предложены формы работы по укреплению здоровья учащихся начальных классов.

Формирование здорового образа жизни обучающихся на уроках иностранного языка

В статье автор рассматривает актуальную тему современного образования «Здоровьесберагающие технологии» на материале уроков иностранного языка. Автор рассказывает о конкретных способах и средствах повышения мотивации обучающихся к здоровому образу жиз...

Здоровьесберегающие технологии как основа образовательного процесса средней школы

В статье исследуется проблема современной системы образования в области здоро-вьесберегающих технологий. Рассматриваются негативные тенденции и пути их решения посредством формирования здорового образа жизни.

Использование здоровьесберегающих технологий в организации познавательной деятельности младших школьников на уроках физической культуры

В статье представлен теоретический материал для учителей начальных классов и учителей физической культуры по внедрению здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс младших школьников.

Формирование здорового образа жизни на уроках биологии как компонент здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе

Статья посвящена проблемам здоровьесбережения обучающихся в процессе преподавания школьного курса биологии, а также методам, приемам, которые используются в педагогической практике школы № 2 имени А. С. Пушкина г. Арзамаса.

Использование технологий сохранения и стимулирования здоровья на логопедических занятиях в ДОУ

В статье автор рассматривает здоровьесберегающие технологии и особенности их применения в логопедической работе с дошкольниками.

Организационно-педагогические условия формирования готовности учителей начальной школы к использованию здоровьесберегающих технологий в учебном процессе

В статье автор пытается определить условия формирования готовности педагогов начальной школы к использованию здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.

Здоровьесберегающие технологии в структуре профессиональной подготовки будущего учителя начальных классов

В статье рассматриваются основные вопросы, связанные с применением здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях.

Методика здоровьесебережения обучающихся на уроках в общеобразовательной школе

В статье рассматривается сущностная характеристика здоровьесбережения, а также разработанная методика здоровьесбережения учащихся на уроках физики.

Использование здоровьесберегающих технологий в процессе проведения музыкальных игр для дошкольников

Статья посвящена значению здоровьесберегающих технологий в условиях ДОУ. Автор рассматривает использование данных технологий в процессе проведения музыкальных игр и исследует влияние музыкальных видов деятельности на здоровье воспитанников.

Похожие статьи

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя начальных классов

В статье представлена проблема внедрения здоровьесберегающих технологий в работу начальной школы. Предложены формы работы по укреплению здоровья учащихся начальных классов.

Формирование здорового образа жизни обучающихся на уроках иностранного языка

В статье автор рассматривает актуальную тему современного образования «Здоровьесберагающие технологии» на материале уроков иностранного языка. Автор рассказывает о конкретных способах и средствах повышения мотивации обучающихся к здоровому образу жиз...

Здоровьесберегающие технологии как основа образовательного процесса средней школы

В статье исследуется проблема современной системы образования в области здоро-вьесберегающих технологий. Рассматриваются негативные тенденции и пути их решения посредством формирования здорового образа жизни.

Использование здоровьесберегающих технологий в организации познавательной деятельности младших школьников на уроках физической культуры

В статье представлен теоретический материал для учителей начальных классов и учителей физической культуры по внедрению здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс младших школьников.

Формирование здорового образа жизни на уроках биологии как компонент здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе

Статья посвящена проблемам здоровьесбережения обучающихся в процессе преподавания школьного курса биологии, а также методам, приемам, которые используются в педагогической практике школы № 2 имени А. С. Пушкина г. Арзамаса.

Использование технологий сохранения и стимулирования здоровья на логопедических занятиях в ДОУ

В статье автор рассматривает здоровьесберегающие технологии и особенности их применения в логопедической работе с дошкольниками.

Организационно-педагогические условия формирования готовности учителей начальной школы к использованию здоровьесберегающих технологий в учебном процессе

В статье автор пытается определить условия формирования готовности педагогов начальной школы к использованию здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.

Здоровьесберегающие технологии в структуре профессиональной подготовки будущего учителя начальных классов

В статье рассматриваются основные вопросы, связанные с применением здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях.

Методика здоровьесебережения обучающихся на уроках в общеобразовательной школе

В статье рассматривается сущностная характеристика здоровьесбережения, а также разработанная методика здоровьесбережения учащихся на уроках физики.

Использование здоровьесберегающих технологий в процессе проведения музыкальных игр для дошкольников

Статья посвящена значению здоровьесберегающих технологий в условиях ДОУ. Автор рассматривает использование данных технологий в процессе проведения музыкальных игр и исследует влияние музыкальных видов деятельности на здоровье воспитанников.

Задать вопрос