Подготовка старшеклассников химико-биологического профиля к выбору профессии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №3 (293) январь 2020 г.

Дата публикации: 19.01.2020

Статья просмотрена: 831 раз

Библиографическое описание:

Корге, Л. Ю. Подготовка старшеклассников химико-биологического профиля к выбору профессии / Л. Ю. Корге. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 3 (293). — С. 430-438. — URL: https://moluch.ru/archive/293/66494/ (дата обращения: 15.11.2024).



В данном исследовании рассматривается проблема отсутствия качественной подготовки к выбору профессии старшеклассников в общеобразовательном учреждении. Также предлагается программа профориентационных занятий для учеников 10-х классов химико-биологического профиля.

Ключевые слова: профориентация, профильное обучение, химико-биологический профиль, профориентационная программа, профессиональная диагностика, профессиональное просвещение.

В настоящее время мы видим следующую картину: школа является той средой, в которой старшеклассники усваивают новые знания и получают навыки, необходимые для активной деятельности в социуме. Также в школе старшеклассники сталкиваются с проблемой выбора профессии: им необходимо выбирать предметы для сдачи экзаменов в 9 и в 11 классах и определиться с дальнейшей траекторией профессионального развития. Именно в этом возрастном периоде у школьников формируется Эго-идентичность, частью которой является профессиональная идентичность — понимание того, каким специалистом хотели бы они стать [5, c.20]. Известно, что школа должна способствовать развитию личности, способностей, интересов и склонностей учеников, а также их подготовке к самостоятельному жизненному выбору, образовательному пути и началу профессиональной деятельности. При этом содержание среднего общего образования должно включать в себя профориентационную направленность [4]. К сожалению, во многих школах профориентационная работа проводится на низком уровне: в результате исследования Ю. А. Шатер было выявлено, что профориентационная работа в общеобразовательных организациях имеет низкую результативность; общеобразовательные организации делают упор на получение знаний, а не на проблему выбора дальнейшего профессионального пути [6, c.50–52]. Следовательно, мы наблюдаем противоречие между требованиями, предъявляемыми к качеству профориентационной работы в школах и фактическим уровнем подготовки старшеклассников к выбору профессии; также видим противоречие между фактическим содержанием профориентационной работы в школе и потребностями старшеклассников.

В настоящее время профильное обучение является решением проблемы подготовки старшеклассников к выбору профессии на внешнем уровне. Под профильным обучением мы понимаем систему организации обучения в старших классах, при которой обучение проходит по разным программам для каждого профиля, с преобладанием тех или иных предметов. Принято выделять следующие виды профилей: технологический, естественнонаучный, социально-экономический, гуманитарный, универсальный. [4]

Проблема подготовки старшеклассников к выбору профессии активно изучается следующими авторами: Шатыр Ю. А., Срословой Г. А., Пряжниковой Е. Ю. и Пряжникова Н. С., а также в трудах Павловой Л. Т., Врублевской М. М., Зыковой О. В., Столяренко Л. Д, Беловой В. И., Климова Е. А., Васенкиной С. В., Гуровой Е. В.

Проанализировав труды, мы видим, что проблема подготовки старшеклассников к выбору профессии активно изучается. Но при этом подготовка к выбору профессии старшеклассников химико-биологического профиля слабо изучена. Исходя из этого, становится ясно, что проблема подготовки старшеклассников химико-биологического профиля к выбору профессии является актуальной и значимой.

Основой подготовки старшеклассников к выбору профессии является профориентация, которая понимается нами как совокупность действий, направленных на помощь в выборе профессии учащимся, а также на выявление интересов, способностей, склонностей и талантов к той или иной профессиональной деятельности. Основные задачи профориентации:

1) информирование школьников с целью облегчения выбора своего профессионального пути;

2) создание условий для развития профессионально значимых качеств у старшеклассников;

3) выявление соответствия психофизиологических и социально-психологических качеств школьников требованиям, которые предъявляются к выбранной ими специальности [2].

В нашем исследовании мы будем рассматривать подготовку 10-х классов химико-биологического профиля к выбору профессии. Базой исследования является МАОУ лицей № 93 г. Тюмени. В исследовании приняли участие всего 30 старшеклассников химико-биологического профиля.

Мы проаналзировали профориентационную деятельность лицея, и выявили, что в лицее № 93 применяются следующие форматы профориентационной работы со старшеклассниками (10–11 классы): профессиональное просвещение, профессиональная диагностика, профессиональная консультация, профессиональная адаптация. С 10-ми и 11-ми классами химико-биологического профиля проводятся профессиографические встречи, экскурсии в профессиональные учебные заведения, музеи химико-биологического направления, на химико-фармацевтический завод г. Тюмени. Также ученики занимаются волонтерством, состоят в школьном отряде волонтеров имени Н. И. Пирогова, проходят волонтерскую практику в больницах г. Тюмени и в химическом институте Тюменского государственного университета. По мере необходимости психолог проводит с учащимися индивидуальные консультации.

В профориентационной работе с химико-биологическими 10–11 классами есть существенные недочеты: по словам школьников, профориентация, проводимая в Лицее № 93, не помогает им определиться с профессией, так как они не получают на руки результаты профориентационного тестирования. Также данные мероприятия проводятся не у всех классов, а лишь у некоторых, так как кадров для организации данных мероприятий не хватает.

В лицее № 93 г. Тюмени активнее всего профориентационная работа проводится в 8-х и 9-х классах, где отсутствует деление на профили.

Учащимся химико-биологических 10-х классов, которые пришли учиться в лицей из разных школ города Тюмени, был задан вопрос «Проводились ли у вас профориентационные занятия в 8–9-х классах?». 20 % учащихся ответили, что занятия не проводились совсем.

Рис. 1. Ответы на вопрос: «Проводились ли у вас профориентационные занятия в 8–9-х классах?»

Цель профориентационных занятий — помочь школьникам выбрать дальнейший курс действий: либо продолжение обучения в определенном профильном классе, либо поступление в колледж или техникум. Но, опросив учащихся 10-х классов, мы выявили, что 49 % учащихся не удовлетворены качеством профориентационной работы. 38 % считают, что профориентационные мероприятия оказали им лишь некоторую помощь в выборе направления дальнейшего обучения. И помогла профориентация лишь 13 % опрошенных.

Рис. 2. Ответы на вопрос: «Помогли ли вам профориентационные мероприятия в выборе профиля?»

На главный вопрос «Уверены ли Вы в выборе своего профиля и в выборе направления будущей профессии?» 29 % опрошенных ответили отрицательно.

Рис. 3. Уверены ли Вы в выборе своего профиля и в выборе направления будущей профессии?

Почти что треть учащихся из 6 профильных химико-биологических классов изъявили желание пройти профориентационную программу, посещать занятия.

В процессе исследования нами была разработана модель профориентационной работы для 10-ых классов на основе компонентов профориентации (см. Рис. 4).

Рис. 4. Модель профориентационной работы для 10-ых классов

Согласно нашей модели, профориентация в 10-ых химико-биологических классах включает в себя профессиональное просвещение (профориентационный урок, профессиографическую встречу, профессиографическая экскурсию, профессиографическое исследование), профессиональную диагностику (определение уровня готовности старшеклассников к выбору профессии; определение профессиональных интересов и склонностей; диагностику мотивов выбора профессии; диагностику индивидуально-психологических особенностей; диагностику профессиональных способностей), профессиональную консультацию, профессиональное воспитание (нравственное воспитание, трудовое самовоспитание) и профессиональную адаптацию. Ниже проанализируем связи между отдельными элементами профориентации. [3, c.168]

Связь между профессиональной диагностикой и профессиональной консультацией обусловлена тем, что для проведения профессиональной консультации необходима профессиональная диагностика учащихся.

Связь между профессиональным воспитанием и профессиональной адаптацией обусловлена тем, что оба этих элемента направлены на формирование и развитие у школьников профессионально важных качеств, умений и навыков. При этом профессиональное воспитание включает в себя формирование нравственных качеств, в то время как профессиональная адаптация фокусируется на качествах, умениях и навыках, которые будут необходимы в практической профессиональной деятельности (умение быстро адаптироваться и т. д.).

На основе данной модели мы разработали программу по профориентации для 10-х химико-биологических классов.

Программа по профориентационной подготовке для 10-х классов химико-биологического профиля

Цель и задачи

изучения

темы

1) Провести профессиональную диагностику на предмет готовности к выбору профессии, профессиональных склонностей, индивидуальных психологических особенностей и способностей;

2) Провести профессиональное просвещение старшеклассников в различных форматах с использованием методов профессионального воспитания: познакомить с многообразием профессий химико-биологического направления, проанализировать рынок труда конкретного региона и России в целом, провести профессиографические встречи с представителями профессий химико-биологического направления, провести экскурсии на потенциальные места работы, провести ряд лекций и бесед, способствующих помощи в осознанном выборе профессии.

3) Сформировать такие качества, как положительное отношение к самому себе, осознание своей индивидуальности, уверенность в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии.

Поурочное планирование изучения темы

Тема

Что я знаю о профессиях?

№ урока

в теме,

дата

проведения

Наименование темы урока,

включая тематический учет уровня освоения программы

Основные виды деятельности обучающихся (на уровне учебных действий)

Виды диагностического контроля

Блок 1

Проблемы выбора профессии

1. Проведение профессиональной диагностики на предмет готовности к выбору профессии

2. Обработать и обсудить результаты

3. Обсудить трудности, с которыми сталкиваются старшеклассники при выборе профессии.

Прохождение профессиональной диагностики на предмет готовности к выбору профессии.

Обработка результатов диагностики

Обсуждение проблемы выборы профессии в старшей школе

Методика изучения статусов профессиональной идентичности (А. А. Азбель, А. Г. Грецов), Опросник В. Б. Успенского на определение уровня готовности к выбору профессии

Блок 2.

Интересы, склонности и индивидуальные психологические особенности при выборе профессии.

1. Диагностика профессиональных интересов и склонностей.

2. Обработать и обсудить результаты.

3. Диагностика индивидуальных психологических склонностей

4. Обработать и обсудить результаты.

5. Провести беседу на тему «Почему важно учитывать свои психологические особенности при выборе профессии»

6. Подвести итоги

  1. Прохождение профессиональной диагностики интересов и склонностей
  2. Обработка и обсуждение результатов

Прохождение диагностики индивидуальных психологических склонностей

  1. Обработка и обсуждение результатов
  2. Участие в беседе, подведение итогов для себя

Методика «Матрица выбора профессии»

Дифференциально-диагностический опросник Е. А. Климова

Методика изучения профессиональной направленности Дж. Холланда

Тест-опросник темперамента Г. Айзенка (EPI)

Блок 3.

Индивидуальные способности при выборе профессии

  1. Профессиональная диагностика способностей
  2. Обработка результатов и их обсуждение
  3. Дискуссия на тему «Что делать, когда происходит конфликт способностей и желаний?»
  4. Подведение итогов

Прохождение профессиональной диагностики способностей

Обработка и обсуждение результатов

Участие в дискуссии, подведение итогов для себя

Краткий ориентировочный тест (КОТ)

Блок 4

Многообразие профессий химико-биологического направления

— обсуждение многообразия профессий химико-биологического профиля

— дать ученикам самостоятельное задание по группам: написать профессии химико-биологического направления, которые соответствуют схеме классификации Е. А. Климова, Дж. Холланда

— обсуждение результатов задания

— провести опрос: «Какие профессии тебе интересны?», «Соответствуют ли твои интересы, психологические особенности и способности выбранной профессии?»

— обсудить результаты

— подвести итоги

-Участие в обсуждении многообразия профессий химико-биологичского направления

—выполнение группового задания: написать профессии по схеме классификации Е. А. Климова, Дж. Холланда.

—обсуждение результатов

—ответить на вопросы, участие в обсуждении

—подвести итоги для себя

Схема классификации профессий по Е. А. Климову и Дж. Холланду.

Блок 4.

Мотивы выбора профессии и профессионально важные качества для профессий химико-биологического направления

—обсудить возможные мотивы выбора профессии

—проведение диагностики на определение мотивов выбора профессии

—обработка и обсуждение результатов

—беседа на тему: «Ценности в профессиональной деятельности»

—дать задание составить классификацию профессий химико-биологического направления

—обсудить результаты

—дать групповое задание: написать профессионально важные качество для профессий медицинского, педагогического, биологического и химического направлений.

—обсуждения результатов

—подведение итогов

-прохождение диагностики на определение мотивов выбора профессий

—обработка и обсуждение результатов

—составление классификации профессий химико-биологического профиля

—обсуждение результатов

—участие в беседе

—составление списка профессионально важных качеств (работа в группе)

—обсуждение результатов

—подведение итогов

Методика «Мотивы выбора профессии» Р. В. Овчаровой

Методика«Определение основных мотивов выбора профессии»Е. М. Павлютенкова

Блок 6.

Профессии медицинского направления

—встреча с представителями профессии и студентами мед.университета

—подведение итогов

Участие в беседе

Подведение итогов для себя

Блок 7.

Экскурсия в медицинский университет, ОКБ 2, симуляционный центр ОКБ 2, на станцию скорой помощи, кардиоцентр, нейроцентр, медицинские лаборатории.

Прохождение кскурсии

Блок 8.

Профессии биологического направления

—познакомиться с профессиями биологического направления

—дать задание на классификацию профессий биологического направления

—обсуждение результатов

—встреча с представителями профессий

—подведение итогов

-Выполнить задание на классификацию профессий биологического направления

—обсудить результаты

—встреча

—подведение итогов для себя

Блок. 9

Экскурсия в Тюменский государственный университет (в ИнБио), в Тюменский Аграрный университет Северного Зауралья

Прохождение экскурсии

Блок 10.

Профессии химического направления

—познакомиться с профессиями химического направления

—дать задание на классификацию профессий химического направления

—обсуждение результатов

—встреча с представителями профессий

—подведение итогов

-Выполнить задание на классификацию профессий химического направления

—обсудить результаты

—встреча

—подведение итогов для себя

Блок 11

Экскурсия в Антипинский НПЗ, Тюменский государственный университет (на факультет химии)

Прохождение экскурсии

Блок 12

Анализ рынка труда и обсуждение ВУЗов/СУЗов

— лекция на тему «Рынок труда профессий химико-биологического направления в России и в Тюменской области»

— лекция на тему «ВУЗы и СУЗы химико-биологического направления в России и в Тюменской области»

—подведение итогов

-конспектирование нужной информации

—подведение итогов

Блок 13

Траектория профессионального развития

— составить swod — анализ сильных, слабых сторон, возможностей и угроз выбора профессии

— обсудить, что такое траектория профессионального развития

— дать задание прописать свою траекторию профессионального развития на основе материала предыдущих занятий

—обсуждение результатов

— предоставить рекомендуемый список литературы и электронных ресурсов по профориентации

—провести повторную диагностику на предмет готовности к выбору профессии

— получить обратную связь от старшеклассников: что было полезно в занятиях? Как они помогли?

-участие в обсуждении

—прописать свою траекторию профессионального развития на основе материала предыдущих занятий

—обсуждение результатов

— пройти повторную диагностику на предмет готовности к выбору профессии

—дать обратную связь

Методика изучения статусов профессиональной идентичности (А. А. Азбель, А. Г. Грецов), Опросник В. Б. Успенского на определение уровня готовности к выбору профессии

Был создан специальный профориентационный кружок, в рамках которого проводились занятия с учащимися. Программа рассчитана на 3 месяца. Мы проводили занятия с середины сентября по середину декабря 2019 г. Из классов химико-биологического профиля кружок посещали в среднем 30 % учеников, так как остальные учащиеся химико-биологических классов определились с местом поступления.

В рамках профориентационной программы было проведено 10 профориентационных занятий и 3 экскурсии. Также нами была заранее продумана профориентационная работа на следующее полугодие. Она включает в себя из экскурсий, которые не были реализованы в рамках программы, а также профессиографические встречи. Ниже представлены результаты проведения нашей профориентационной программы.

На первом и последнем занятиях была проведена профессиональная диагностика на определение уровня готовности к выбору профессии и по методике изучения статусов профессиональной идентичности (А. А. Азбель, А. Г. Грецов). [1, c.143]

В результате тестирования были получены следующие данные (см. Рисунок 5–8):

Рис. 5. Сравнение первичных и повторных результатов: неопределенное состояние профессиональной идентичности у 10-ых химико-биологических классов

Исходя из полученных результатов, мы видим, что после проведения профориентационной программы количество учеников из 10-ых химико-биологических классов с состоянием неопределенной профессиональной идентичности уменьшилось.

Рис. 6. Сравнение первичных и повторных результатов: навязанная профессиональная идентичность у 10-ых химико-биологических классов

Исходя из полученных результатов, мы видим, что 100 % учеников не имеют навязанную профессиональную идентичность. Это может свидетельствовать о том, что во время проведения профориентационных занятий мы не навязывали ученикам свои взгляды на проблему выбора профессии.

Рис. 7. Сравнение первичных и повторных результатов: мораторий (кризис выбора) у 10-ых химико-биологических классов

Исходя из полученных данных, мы можем наблюдать следующую закономерность: количество учеников среди 10-ых химико-биологических классов с высокими и средним уровнями моратория стало меньше. Это говорит о том, что наша профориентационная программа помогла старшеклассникам с выбором профессии.

Рис. 8. Сравнение первичных и повторных результатов: сформированная профессиональная идентичность у 10-ых химико-биологических классов

Исходя из полученных результатов, мы видим, что уровень сформированной профессиональной идентичности у учащихся 10-ых химико-биологических классов стал выше.

Таким образом, неопределенное состояние профессиональной идентичности среднего уровня сформированности у химико-биологических классов уменьшилось с 11 % до 3 %, состояние кризиса выбора профессии также снизилось с 11 % самых высоких уровней до 9 % и 4 %, а средний уровень сформированной профессиональной идентичности увеличился с 11 % до 24 %, также на 1 % увеличились показатели самых высоких уровней сформированной профессиональной идентичности.

Следовательно, мы можем сделать вывод, что наша профориентационная программа помогла учащимся 10-ых химико-биологических классов определиться с выбором профессии и в целом подготовиться к принятию важного решения.

Литература:

  1. Грецов А. Г. Узнай себя. Психологические тесты для подростков / А. Г. Грецов, A. A. Азбель. — СПб.: Издательский дом «Питер», 2008. — 170 с.
  2. Гриневицкая Т. Н. Основы профориентологии. — Новосибирск, НГПУ, 2018 г. — [Электронный ресурс] Режим доступа: https://prepod.nspu.ru/mod/page/view.php?id=4323
  3. Зинченко В. П. Большой психологический словарь / В. П. Зинченко, Б. Г. Мещеряков. — М.: АСТ, 2009. — 816 с.
  4. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования: приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 года N 413: ред. от 29.06.2017. Доступ из справочно-правовой системы «Консорциум кодекс — электронный фонд правовой и нормативно-технической документации». Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/902350579
  5. Хилько М. Е. Возрастная психология: краткий курс лекций / М. Е. Хилько, М. С. Ткачева. — М.: Издательство Юрайт, 2014. — 200 с.
  6. Шатыр Ю. А. Проблемы организации профориентационной работы в общеобразовательной школе / Ю. А. Шатыр, Г. А. Срослова, И. В. Улесикова, М. В. Постнова // Вестник ВолГУ. Серия 11, Естественные науки. — 2017. — Т.7 — № 2 — C. 44–53
Основные термины (генерируются автоматически): выбор профессии, обсуждение результатов, подведение итогов, профориентационная работа, химико-биологический профиль, класс, химико-биологическое направление, профессиональная диагностика, профориентационная программа, профессиональная идентичность.


Ключевые слова

профессиональная диагностика, профориентация, профильное обучение, профессиональное просвещение, химико-биологический профиль, профориентационная программа

Похожие статьи

Проблемы формирования исследовательской деятельности у обучающихся в системе СПО

Статья посвящена проблемам, связанным с формированием исследовательской деятельности при изучении дисциплин естественно-научного цикла у обучающихся техникума.

Особенности предпрофильной подготовки школьников в области безопасности жизнедеятельности

Статья посвящена вопросу о предпрофильной подготовке школьников по безопасности жизнедеятельности. Отражены аспекты содержания и некоторые особенности такой подготовки. Рассмотрены возможности учебно-исследовательской деятельности в реализации предпр...

Профессионализация содержания общеобразовательных дисциплин: от программы до учебно-методического комплекса (на примере профессий и специальностей «Машиностроение»)

В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Профессионализация общеобразовательных дисциплин программ СПО на примере УГПС 15.00.00 «Машиностроение»». Приводятся результаты оформления инновационного опыта по профессионализац...

Профессиональная готовность студентов педагогического колледжа к организации профилактической деятельности среди подростков в образовательном учреждении

В статье авторы рассматривают проблему профессиональной подготовки студентов педагогического колледжа к организации профилактической работы в условиях современной школы. Выделены и охарактеризованы особенности организации профилактической работы с де...

Эколого-экономическое воспитание в технологической подготовке школьников в процессе преподавания элективного курса

В статье рассматриваются возможности эколого-экономического воспитания учащихся в образовательной области «Технология» при проведении элективного курса. Представлены результаты экспериментальной работы по формированию эколого-экономической воспитанно...

Обучение химии и выбор профессии

В статье уделяется внимание обучению химии на подготовительных курсах в единстве дидактического и профориентационного аспектов.

Особенности проектной деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС основного общего образования

В статье раскрыты результаты исследования, проведенного среди учителей общеобразовательных учреждений Нижегородской области по проблемам, связанным с организацией проектной деятельности учащихся при изучении школьного курса биологии в условиях реализ...

Научно-исследовательская деятельность студентов, освобожденных от практических занятий по дисциплине «Физическая культура» в вузе

В статье рассматривается совершенствование образовательного процесса по физическому воспитанию в вузе, для освобожденных от практических занятий студентов, за счет научно-исследовательской деятельности, которая повышает внутреннюю активность и социал...

Профессиональная направленность преподавания физики в СПО

В статье рассмотрены вопросы формирования подготовки будущих специалистов СПО технического профиля на основе реализации междисциплинарных связей.

Значение лабораторных занятий для повышения эффективности обучения в профессионально-технических училищах

В статье рассмотрено повышение эффективности организации лекционных и лабораторных занятий по предмету «Электротехника в профессионально-технических колледжах».

Похожие статьи

Проблемы формирования исследовательской деятельности у обучающихся в системе СПО

Статья посвящена проблемам, связанным с формированием исследовательской деятельности при изучении дисциплин естественно-научного цикла у обучающихся техникума.

Особенности предпрофильной подготовки школьников в области безопасности жизнедеятельности

Статья посвящена вопросу о предпрофильной подготовке школьников по безопасности жизнедеятельности. Отражены аспекты содержания и некоторые особенности такой подготовки. Рассмотрены возможности учебно-исследовательской деятельности в реализации предпр...

Профессионализация содержания общеобразовательных дисциплин: от программы до учебно-методического комплекса (на примере профессий и специальностей «Машиностроение»)

В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Профессионализация общеобразовательных дисциплин программ СПО на примере УГПС 15.00.00 «Машиностроение»». Приводятся результаты оформления инновационного опыта по профессионализац...

Профессиональная готовность студентов педагогического колледжа к организации профилактической деятельности среди подростков в образовательном учреждении

В статье авторы рассматривают проблему профессиональной подготовки студентов педагогического колледжа к организации профилактической работы в условиях современной школы. Выделены и охарактеризованы особенности организации профилактической работы с де...

Эколого-экономическое воспитание в технологической подготовке школьников в процессе преподавания элективного курса

В статье рассматриваются возможности эколого-экономического воспитания учащихся в образовательной области «Технология» при проведении элективного курса. Представлены результаты экспериментальной работы по формированию эколого-экономической воспитанно...

Обучение химии и выбор профессии

В статье уделяется внимание обучению химии на подготовительных курсах в единстве дидактического и профориентационного аспектов.

Особенности проектной деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС основного общего образования

В статье раскрыты результаты исследования, проведенного среди учителей общеобразовательных учреждений Нижегородской области по проблемам, связанным с организацией проектной деятельности учащихся при изучении школьного курса биологии в условиях реализ...

Научно-исследовательская деятельность студентов, освобожденных от практических занятий по дисциплине «Физическая культура» в вузе

В статье рассматривается совершенствование образовательного процесса по физическому воспитанию в вузе, для освобожденных от практических занятий студентов, за счет научно-исследовательской деятельности, которая повышает внутреннюю активность и социал...

Профессиональная направленность преподавания физики в СПО

В статье рассмотрены вопросы формирования подготовки будущих специалистов СПО технического профиля на основе реализации междисциплинарных связей.

Значение лабораторных занятий для повышения эффективности обучения в профессионально-технических училищах

В статье рассмотрено повышение эффективности организации лекционных и лабораторных занятий по предмету «Электротехника в профессионально-технических колледжах».

Задать вопрос