В статье автор рассматривает понятие и виды экономических преступлений на железнодорожном транспорте, особенности хищений различных видов грузов на железнодорожном транспорте, особенности предмета преступления, субъекта преступления и потерпевшего по экономическим преступлениям на железнодорожном транспорте.
Ключевые слова: экономические преступления, железнодорожный транспорт, хищения грузов, подвижные составы, субъект преступления на железнодорожном транспорте, потерпевший по экономическим преступлениям на железнодорожном транспорте.
Федеральный закон «О федеральном железнодорожном транспорте» [3] под железнодорожным транспортом понимает один из видов транспорта общего пользования, находящийся в ведении Российской Федерации. К железнодорожному транспорту относится понятие единого производственно-технологического комплекса, состоящего из учреждений и предприятий производственного и социального значения, находящегося под управлением Министерства путей сообщения нашей страны [12].
В настоящее время к определению экономического преступления имеется большое число подходов, которые можно в итоге объединить в следующие группы:
- узкий подход формулирует понятие «экономического преступления» исходя из норм действующего Уголовного кодекса РФ;
- широкий подход относит к экономическим преступлениям все те виды деяний, когда субъект может получить материальную выгоду (с корыстным мотивом);
- комбинированный подход основан на авторских классификациях преступлений;
- ведомственный поход — в основе его находится принцип выделения экономических преступлений согласно принятого Генеральной прокуратурой РФ перечнем преступлений экономической направленности, который используется сотрудниками ведомственных структур в процессе формировании статистической отчетности [14, с. 95].
В науке уголовного права отсутствует единая общепринятая классификация экономических преступлений, поэтому на практике трудно отнести определенные виды преступлений к категории экономических. Существуют более двадцати классификаций преступлений в сфере экономики, где критериями систематизации преступлений являются следующие: сфера экономической деятельности и ее субъект, способ совершения преступления, принципы осуществления экономической деятельности, смысл и направленность диспозиций, характеристика непосредственного объекта; субъект преступления, экономический интерес, непосредственный объект преступлений в сфере экономической деятельности и др. [13, с. 345]
Преступления в сфере экономики представляют собой совокупность большого количества составов преступлений, указанных в уголовном законе. Так, основными видами преступлений в сфере экономической деятельности на транспорте являются такие, как: незаконное предпринимательство, предусмотренное в ст. 171 УК РФ [2]; производство, приобретение, хранение, перевозка или сбыт товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации ст. 171.1 УК РФ; незаконное образование (создание, реорганизация) юридического лица ст. 173.1 УК РФ; незаконное использование документов для образования (создания, реорганизации) юридического лица ст.173.2 УК РФ; изготовление, хранение, перевозка или сбыт поддельных денег или ценных бумаг ст. 186 УК РФ; легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления ст. 174.1 УК РФ [14, с. 309].
Также на транспорте выделяют «условно экономические» преступления. К ним относят такие преступления, как контрабанда (ст. 226.1, 229.1); служебный подлог (ст. 292 УК РФ); злоупотребление и превышение полномочий (ст. 285, 286 УК РФ); нарушение авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав (ст.146, 147 УК РФ) и подделку, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков (ч.2 ст. 327 УК РФ) [13, с.351].
Лидирующие положение среди преступлений в сфере экономики занимают преступления против собственности, а именно кражи. С каждым годом возрастают объемы похищаемых металлов, нефти и нефтепродуктов, материалов верхнего строения железнодорожного пути, составных частей подвижного состава, повреждение и хищение устройств сигнализации, блокировки и централизации [10, с. 15].
Очень большую степень скрытости, или латентности, имеютпреступления по хищению различных видов грузов на железнодорожном транспорте. В нашей стране регистрируется сейчас примерно процентов 50 от преступлений подобного вида. Как отмечается в научной литературе, эти виды преступлений являются остросоциальными [8, с. 41].
Так, в качестве предмета преступных деяний, которые совершаются в форме хищения материальных предметов с железнодорожного транспорта — подвижного состава, выступают такие, как различное оборудование, предметы сельскохозяйственной и автодорожной техники, продовольственные продукты, одежда, обувь и др. [9, с. 96].
Большое количество тайных хищений, или краж, совершается злоумышленниками на грузовых и сортировочных станциях. В качестве объектов преступлений зачастую выбирают вагоны, вагоны-контейнеры, платформы [9, с. 98].
По данным Генеральной прокуратуры, около 85 % хищений материальных объектов на железнодорожном транспорте составляют тайные хищения, т. е. кражи. Их осуществляют даже без какой-либо предварительной подготовки. Около 45 % краж происходит там, где проживают злоумышленники. Но также растет и удельный вес тайных хищений, которые совершают «воры-гастролеры». Злоумышленники считают, что кражи материальных объектов на поездах не так сильно заметны, их намного легче совершить, чем хищение из склада или магазина. Также надо сказать, что значительное количество тайных хищений материальных объектов на железнодорожном транспорте происходят в темное время из-за потери бдительности в это время работников железнодорожного транспорта [6, с. 72].
По результатам анализа судебной практики можно прийти к заключению, что предметом преступного посягательства в основной массе выступают штучные объекты, а также запасные части различной автотранспортной и сельскохозяйственной техники [10, с. 89].
Очень часто встречаются случаи совершения подобных хищений работниками железнодорожного транспорта, поэтому можно сделать вывод о специальном субъекте данного вида преступлений. Таким субъектом может выступать лицо, которое занимает довольно высокий пост в системе железнодорожного транспорта либо специальных складов. Это случаи переправки материальных ценностей по поддельным документам, случаи сокрытия груза и т. д. Такие преступления квалифицируют часто как мошенничество с использованием служебного положения (ч. 3 ст. 159 УК РФ) или по ч. 4 ст. 160 УК РФ как растрату [9, с.177].
Кратко затронем характеристику субъекта преступления. Так, если хищение произошло из закрытого, опечатанного вагона, куда отсутствовал доступ лицам, не являющимся работниками железнодорожного транспорта, то подобные виды деяний зачастую квалифицируют по ч. 3 ст. 159 УК РФ. Так, можно привести пример, когда обнаружилось большое количество фактов хищения оборудования и запчастей в ЗАО «Дорожный центр внедрения» Северной железной дороги. В процессе выяснилось, что имущество было похищено из опечатанных закрытых вагонов, и сумма причиненного ущерба составила в районе 16 млн. руб. Субъектами преступлений являясь должностные лица — заместитель руководителя одной из сортировочных станций, его помощник и работник путей [16].
Если пропадают материальные объекты из полувагонов, открытых платформ, куда есть доступ практически у любого гражданина, то подобные деяния нужно квалифицировать как кражу по ст. 158 УК РФ [4, с. 95].
Процесс анализа статистических уголовных дел о преступлениях, связанных с хищением материальных объектов с объектов железнодорожного транспорта, указывает на то, что следы преступления можно найти и на стоянках поездов. Следы остаются и на предметах преступного посягательства. Работа абсолютного большинства сортировочных и грузовых станций устроена таким образом, что в загрузке подвижного состава принимают участие различные должностные лица и целые службы. В таких условиях произвести хищение материального объекта из вагона поезда на большой станции сложно в одиночку. Если такое и возможно, то речь будет идти о спонтанных «хулиганских» кражах из открытых вагонов с небольшим ущербом [5, с. 27].
Абсолютное большинство таких тайных хищений совершается группой лиц, обычно по предварительной договоренности, что дает основание квалифицировать данные преступления по п. «а«ч. 2 ст. 158 УК РФ.
В случае хищения имущества из состава железнодорожного транспорта в качестве потерпевшего выступает собственник имущества.
На практикевстречается проблема присутствия нескольких потерпевших в одном преступлении. Конечно же, с юридической точки зрения потерпевшим будет выступать собственник имущества, как физическое, так и юридическое лицо. Но с фактической точки зрения потерпевшим является перевозчик груза, так как он является лицом, на которое возложена обязанность по обеспечению сохранности груза, согласно российскому гражданскому законодательству [6, с. 77].
Поэтому можно сделать логический вывод о том, что потерпевшими по экономическим преступлениям на железнодорожном транспорте являются собственник имущества как юридический потерпевший, и перевозчик имущества как фактический потерпевший.
Иногда на практике встречаются следующие случаи — в процессе проведения ремонтных работ на железнодорожном транспорте, после проведения замены определенных деталей работники могут случайно забыть отдельные запасные части и детали вблизи железнодорожных путей, хотя требуется их собирать и складывать для того, чтобы в дальнейшем отправить на завод для переработки. Так вот, если третье лицо оценило эти части и детали как бесхозные, затем присвоило их себе такие, то подобные действия лица не образуют состава преступления из-за отсутствия умысла на хищение. То есть в данном случае согласно ст. 226 ГК РФ [1], движимая вещь может быть обращена третьим лицом в свою собственность без судебного решения в случае, если собственник данной вещи отказался от нее.
В качестве заключения можно отметить, что железнодорожный транспорт является основным видом транспорта и в то же время самым криминогенным в транспортной системе России. От уровня его развития и состояния всей железнодорожной отрасли в целом зависит уровень развития экономики страны. Железные дороги — это основа социально-экономической безопасности страны.
Литература:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 16.12.2019) // Российская газета. — 1994. — № 238–239. — 8 декабря.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 27.12.2019) // Собрание законодательства РФ. — 1996. — № 25. — Ст. 2954.
3. Федеральный закон от 10.01.2003 № 17-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» // Российская газета. — 2003. — № 8. — 18 января.
4. Варыгин А. Н. Кражи грузов, совершаемые на железнодорожном транспорте, и их предупреждение (криминологические проблемы): дис.... канд. юрид. наук. — М., 1995. — 141 с.
5. Гришин Д. А., Балашова Ю. В. Уголовно-правовая характеристика хулиганских действий, угрожающих безопасности эксплуатации транспортных средств // Транспортное право. — 2019. — № 1. — С. 21–23.
6. Гришин Д. А., Вилачева М. Н., Сошникова И. В. Хищение груза из подвижного железнодорожного состава: вопросы квалификации и расследования // Российское право: образование, практика, наука. — 2019. — № 3. — май-июнь. С. 70–77.
7. Дубовой И. П. Преступность на железнодорожном транспорте и ее предупреждение: автореф. дис.... канд. юрид. наук. — Саратов, 2007. — 22 c.
8. Ивушкина О. В. Кражи грузов из подвижного состава железнодорожного транспорта: характеристика и предупреждение (региональный аспект): дис.... канд. юрид. наук. — Красноярск, 2018. — 200 с.
9. Кузнецова Н. Ф. Проблемы квалификации преступлений: лекции по спецкурсу «Основы квалификации преступлений». — М.: Юрайт, 2007. — 355 с.
10. Курбатова М. И. Особенности расследования краж грузов из подвижного состава железнодорожного транспорта: дис.... канд. юрид. наук. — Омск, 2003. — 248 c.
11. Сабанин С. Н., Гришин Д. А. Применение судом института деятельного раскаяния // Уголовное право. — 2015. — № 2. — С. 52–56.
12. Структура ОАО «РЖД»: Официальный сайт ОАО «РЖД» URL:http://rzd.ru/ent/ public/ru?STRUCTURE_ID=5185/
13. Уголовное право России. Общая и Особенная части: учеб. / под ред. Ю. В. Грачевой, А. И. Чучаева. — М.: Контракт, 2017. — 384 с.
14. Уголовное право России. Части Общая и Особенная: учеб. / под ред. А. В. Бриллиантова. — М.: Проспект, 2015. — 1184 с.
15. Чиненов Е. В., Щукин В. И. Экономические преступления, совершаемые на железнодорожном транспорте, как объект криминалистического анализа // Вестник Восточно-Сибирского Института МВД России. — 2018. — № 1. — (84). — С.90–100.
16. Чекалин А. Экономические преступления на транспорте латентны, но раскрываемы // URL: https://regnum.ru/news/590510.html (дата обращения: 16.02.2019).