В статье автор изучает пользу применения видеоматериалов для изучения предмета патологической физиологии.
Ключевые слова: видеофильм, патологическая физиология, восприятие, визуализация, учебное занятие, способность студентов, материал, процесс, память, мышление.
Актуальность: по современным научным данным, человек получает 90 % всей информации с помощью зрительного анализатора, а на слух приходится всего лишь 9 % от всей информации. [1] Однако на сегодняшний день во многих учебных заведениях преобладает лекционный материал, а также практические и контрольные задания, которые слабо задействуют зрительный анализатор, поэтому в процессе изучения материала эффективно использовать обучающие видеофильмы — видеоуроки, рассказывающие и показывающие зрителю материал учебного занятия. Наиболее привлекательным и перспективным направлением развития образовательных видео технологий является создание интерактивного обучающего видеофильма — это фильм, в котором используются не просто картинки, а цельные визуализации, сопровождающиеся аудио комментариями автора фильма, поскольку они существенно повышают способность студентов воспринимать новый материал. [2]
Цель: определить роль видеофильмов в повышении эффективности освоения патологической физиологии студентами третьего курса.
Результаты исследований: без сомнений, третий курс считается самым сложным за весь период получения высшего медицинского образования, а патологическая физиология является одним из самых сложных предметов третьего курса, поскольку студенты еще только начинают осваивать первые клинические дисциплины и изучать патологические процессы. Однако многие в процессе изучения этого материала сталкиваются с проблемой понимания и восприятия объемного и сложного материала, поскольку не имеют никакого клинического опыта и не видели патологические процессы на настоящих пациентах. Также обучающимся очень сложно представлять все этапы развития патологических механизмов, поскольку они являются неосязаемыми и невидимыми невооруженным глазом. Поэтому для улучшения усвоения нового материала эффективно использовать учебные видеофильмы, которые существенно повышают способность студентов воспринимать новый, незнакомый учебный материал. [3]
Студентам очень трудно представить все патологические процессы, которые они изучают, поскольку они ни разу не сталкивались с ними в клинической практике. Однако видеофильмы дают возможность визуализировать полноценные молекулярные механизмы, формирование патологических процессов, эффекты действия различных биологически активных веществ, изменения структуры и функции различных органов и тканей, вследствие чего обучающиеся зрительно воспринимают материал, и он лучше усваивается.
Также видеофильмы позволяют демонстрировать различные эксперименты и опыты, провести которые нет возможности в условиях учебного занятия. Более того, на сегодняшний день, опыты на животных, не имеющие научной ценности, являются негуманными, поэтому демонстрация видеозаписей экспериментов позволяет сохранить жизнь многих животных, при этом многократно показывая один и тот же учебный материал. [4]
На кафедре “Патологической физиологии” активно применяются современные технологии в обучении студентов, постоянно идет поиск новых перспективных методов, в том числе и информационных.
К каждому учебному занятию на кафедре патологической физиологии подготовлен интерактивный учебный видеофильм, в процессе просмотра которого, как слушателю, так и преподавателю предоставляется возможность управлять просмотром, как отдельных информационных фрагментов, так и целых разделов фильма. При этом слушатель сам определяет наиболее сложные, с его точки зрения, фрагменты изучаемого материала и, либо повторно возвращается к их просмотру, либо приступает к более углубленному их изучению. Также, кафедра дает возможность каждому студенту при выполнении домашнего задания или при подготовке научно — исследовательской работы дополнительно ознакомиться со всей библиотекой имеющихся видеофильмов, которые загружены в информационную образовательную систему “Еduсоn” через интернет. Теперь студенту не нужно идти на кафедру, чтобы ознакомиться с материалом, а можно просто зайти в интернет через компьютер или мобильное устройство и просмотреть интересующий видеоматериал. Таким образом, обеспечивается индивидуальный подход к обучению.
Все вместе это обеспечивает «аффективность” восприятия информации — излагаемый материал подкрепляется зрительными образами и воспринимается на уровне ощущений. Кроме того, нельзя забывать и об очень важном эмоциональном компоненте. Возможность не только услышать, но и увидеть материал делает студентов более вовлеченными в процесс, а само обучение гораздо более интересным.
Вывод. Таким образом, учебные видеофильмы играют огромную роль в организации учебного процесса, поскольку они существенно повышают способность студентов воспринимать незнакомый материал, с которым никогда не сталкивались в клинических условиях, и создают основу для дальнейшего более глубокого изучения темы. В дальнейшем мы планируем создать еще более расширенную и полную библиотеку видеоматериалов, которые будут отображать не только главную тему занятия, но и все отдельные патологические механизмы и процессы.
Литература:
- Кун Д. Основы психологии. Все тайны поведения человека / Д. Кун. — СПб.: прайм — ЕВРОЗНАК, 2005. — 720 с.
- Нестеров В. В., Белкин А. С. Педагогическая компетентность: Учеб. пособие. — Екатеринбург: Центр «Учебная книга», 2003. — 188 с.
- Руководство к практическим занятиям по патофизиологии /Под ред. проф. Н. И. Лосева. — М., 1985. — 207 с.
- Shаrре R. Sсiеnсе оn triаl. Thе humаn соst оf аnimаl ехреrimеnts. Shеffiеld: Аwаrеnеss Рublishing Ltd., 1994.