Главной задачей преподавателей высшей школы в условиях новых федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования является поиск приемов, методов и технологий, позволяющих обучающимся освоить необходимые компетенции в соответствии с современными требованиями. Обучающихся необходимо нацеливать, в первую очередь, на формирование готовности применять полученные знания в конкретных реалиях профессиональной деятельности. К числу технологий, позволяющих комплексно развивать ряд компетенций можно отнести метод проектов.
Цель настоящей статьи — представить возможности метода проектов в обучении английскому языку при формировании компетенций обучающихся и реализации практикоориентированного обучения в вузе.
В связи с этим в статье решены следующие задачи: проведен анализ зарубежных исследований по применению метода проектов в обучении; обобщен опыт применения метода проектов в преподавании английского языка в юридическом вузе.
Метод проектов заслуживает внимания в связи с задачей формирования компетенций обучающихся в высшем образовании. Изучению возможностей метода проектов в высшем образовании посвящены современные отечественные исследования М. О. Артемова, В. Р. Осколковой, К. Б. Хлапушиной, О. А. Мироновой, зарубежные исследования A. Kayser, K. A. Tessema, M. M. Tully, R.Yazdanpanah и др.
В зарубежной методике обучения английскому языку метод проектов применяется для развития навыков критического мышления и учебных навыков обучающихся. В исследовании M. M. Талли (M. M. Tully) описывается применение проектного метода на основе чтения и анализа текста Ш. Джексон «Лотерея» (S. Jackson “The Lottery”). Для выявления авторской точки зрения обучающиеся в ходе выполнения группового проекта на протяжении нескольких занятий анализируют текст, используя познавательные навыки интерпретации, анализа, оценки, умозаключений, объяснения и саморегуляции [1].
Метод проектов в обучения английскому языку применяется и для развития навыков письменной речи обучающихся. В статье K. A. Tessema описывается опыт применения метода проектов при обучении английскому языку на продвинутом этапе. В данном случае на основе процессного подхода при подготовке письменных работ в форме эссе по социально актуальной теме «бедность» использовались такие технологии работы с письменным текстом, как генерирование идей, свободное письмо, подготовка вопросов для интервью, подготовка текста и его взаимное редактирование и рецензирование [2].
Д. Малколм и В. Риндфлейш (D. Malcolm and W. Rindfleisch) описывают опыт использования метода проектов во внеаудиторной работе. Задания были ориентированы на разные уровни языковой подготовки обучающихся и включали разнообразные формы работы в течение семестра: подготовку отчета о посещении дома для престарелых; написание буклета для первокурсников об особенностях жизни в университете; подготовку аннотированного списка сайтов по специальности [3]. Для развития навыков говорения студенты получали задание записать речь на определенную тему, принять участие в заседании дискуссионного клуба, а также записать ответы на вопросы преподавателя.
Проектный метод позволяет решить задачу формирования межкультурной компетенции и эффективной межкультурной коммуникации в современном мире [4].
В отечественных исследованиях описывается успешный опыт применения метода проектов в высшем профессиональном образовании [5]. Метод проектов, считают исследователи, обладает большими возможностями в обучении. Он позволяет развить учебные навыки, интегрировать знания из разных областей и ориентирован, в целом, на применение обучающимися актуализированных знаний в практической деятельности
Преподавание иностранных языков в системе высшего юридического образования претерпевает изменения. Задача формирования компетенций обучающихся и практикоориентированное обучение могут быть успешно реализованы с использованием метода проектов. В связи с этим можно выделить несколько разновидностей проектов, которые применяются в практике преподавания английского языка в юридическом вузе.
- Учебные проекты направлены на активизацию и отработку лексико-грамматических навыков. На начальном этапе используется проект «Storytelling». Обучающиеся должны в форме художественного выступления представить короткие рассказы. На основном этапе обучения используется проект в форме опросника. Обучающимся предлагается ответить на 65 вопросов по всем изученным темам семестра. На заключительном этапе проводится проект в форме судебного заседания. На протяжении нескольких занятий обучающиеся знакомятся с материалами судебного дела и изучают предложенные роли, а заключительное занятие проводится в зале судебных заседаний. Другим заключительным проектом является аудиторное занятие в форме научной конференции на английском языке. В отличие от научной конференции как внеаудиторного мероприятия данное занятие преследует учебные цели и позволяет открыть возможности для обучающихся с невысоким уровнем языковой подготовки. Проведение проекта предполагает несколько этапов: подготовку программы, презентаций, разработку тематики выступлений обучающихся, разработку роли модератора.
- Внеаудиторные проекты по чтению профессиональной литературы направлены на изучение профессиональной юридической лексики. Такие проекты позволяют расширить рамки дисциплины и ввести новые темы.
- Культурно-просветительские проекты посвящены значимым культурным событиям. Обучающиеся готовят презентации в рамках «культурного норматива» по истории и политическому устройству стран изучаемых языков, биографиях писателей детективов А. Кристи, А. К. Дойла, Э. А. По, У. Коллинза, Дж. Эллроя и др. Актуальные социальные проблемы обсуждаются в форме эссе по таким темам как роль науки и образования, проблемы прав человека, терроризма и экстремизма, молодежной преступности и др.
- Профессионально-ориентированные проекты включают два направления — подготовку эссе по профессиональным темам, таким как проблемы преступления и наказания, гуманизация наказаний в современном мире, деятельность известных юристов, а также подготовку научных статей по изучению зарубежного опыта деятельности правоохранительных органов.
- Новым направлением в обучении является подготовка онлайн-проектов. Для данного направления выбрана форма электронной газеты и туристической брошюры.
Представленные проекты позволяют формировать навыки индивидуальной и групповой работы, межкультурной коммуникации, ораторского искусства и публичных выступлений, развития критического мышления, написания письменных работ в научном и публицистическом стилях по актуальным социальным и профессиональным юридическим темам.
Таким образом, в контексте изучения английского языка проектное обучение является эффективным методом обучения, который дает возможность интеграции академических, социальных и языковых навыков общения при формировании компетенций обучающихся и организации практикоориентированного обучения. Представленный анализ зарубежного опыта расширяет возможности применения проектного метода в обучении.
Литература:
- Tully M. M. Mind Mirror Projects: A Tool for Integrating Critical Thinking into the English Language Classroom // English Teaching Forum. Volume 47, № 1, 2009. p. 34–38.
- Tessema K. A. Stimulating Writing through Project-Based Tasks // English Teaching Forum. Volume 43, № 4, 2005. p. 23–26.
- Malcolm D. and Rindfleisch W. Individualizing Learning through Self-Directed Projects // English Teaching Forum. Volume 47, № r 1, 2009. p. 42–46.
- Yazdanpanah R. Exploring and Expressing Culture through Project-Based Learning // English Teaching Forum. Volume 57, № 3, 2019. p. 2–14.
- Захаров А. А. Исследовательский проект в высшем историческом образовании // Colloquium-journal. № 19(43), 2019. с. 14–15.