Возможности использования мнемотехники в речевом развитии дошкольников с ограниченными возможностями здоровья | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №3 (293) январь 2020 г.

Дата публикации: 19.01.2020

Статья просмотрена: 423 раза

Библиографическое описание:

Татаринцева, Е. А. Возможности использования мнемотехники в речевом развитии дошкольников с ограниченными возможностями здоровья / Е. А. Татаринцева, И. В. Новицкая. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 3 (293). — С. 458-460. — URL: https://moluch.ru/archive/293/66522/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье описываются возможности использования приемов мнемотехники на занятиях по развитию речи детей дошкольного возраста, имеющих нарушения в развитии.

Ключевые слова: речь, развитие речи, ограниченные возможности здоровья, педагогическая технология, мнемотехника, мнемоквадрат, мнемодорожка, мнемотаблица.

The article describes the possibility of using mnemonics techniques in the classroom for the development of speech of preschool children with developmental disorders.

Keywords: speech, speech development, limited health opportunities, educational technology, mnemonics, namocatcat, nematologica, memorablia.

Ограниченные возможности здоровья (ОВЗ) — это такие особенности здоровья, которые влекут некоторые ограничения в повседневной жизнедеятельности, в том числе и в сфере образования.

Согласно статье 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ обучающимся с ограниченными возможностями здоровья является физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. [1]

Приобретение образования такими детьми считается одним из главных и необходимых критериев их эффективной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, успешной самореализации в разнообразных видах профессиональной и социальной деятельности. Именно по этой причине одной из значимых задач государственной политики в сфере образование и социально-экономического развития Российской Федерации является обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на получение образования.

Группа детей дошкольного возраста с ОВЗ очень разнообразна. Это обусловливается, прежде всего, тем, что в нее включены дети, имеющие различные отклонения от нормы в развитии, такие как нарушения слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, выраженные расстройства эмоционально-волевой сферы, а также дети с задержкой и комплексными нарушениями развития.

Как правило, у детей с ОВЗ наблюдается снижение познавательной активности, психических процессов, нарушение речи, меняется поведение ребенка, нарушаются функции центральной нервной системы, память, внимание, усидчивость, работоспособность.

Задача педагогов и родителей (законных представителей) оказывать содействие детям с ограниченными возможностями здоровья в понимании того, что они не одиноки, что они не являются изгоями в обществе и могут наравне со всеми детьми расти, развиваться и добиваться новых достижений, не отставая от своих сверстников, нужно общаться с детьми, учить ребенка думать, размышлять, сопереживать. Своевременно начатое и правильно организованное обучение ребенка с ОВЗ дает возможность предотвратить или же ослабить эти вторичные по своему характеру нарушения. [3]

Принимая во внимание тот факт, что в настоящее время дети перегружены информацией, очень важно, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. А для этого необходимо помимо традиционных методик использовать также инновационные педагогические технологии достижения в образовательном процессе дошкольной образовательной организации, что будет способствовать получению лучших результатов и, что немаловажно, поможет преодолеть возникающие трудности в обучении и воспитании детей данной группы.

Известно, что наглядный материал усваивается дошкольниками гораздо лучше и позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, запоминать и воспроизводить её. Поэтому в работе с детьми с ОВЗ особенно на занятиях по развитию речи допустимо использование такой инновационной технологии как мнемотехника. [4]

Мнемотехника определяется как система различных приемов, которые облегчают запоминание и увеличивают объем памяти с помощью образования искусственных ассоциаций.

Суть мнемотехники заключается в том, что на каждое слово или словосочетание придумывается определенная картинка, и таким образом весь текст зарисовывается схематично. Подобным образом можно «записать» тот или иной рассказ, сказку, стихотворение и т. д. Ребенок, глядя на такие картинки-схемы, сможет воспроизвести полученную информацию (например, пересказать рассказ, изложить содержание какой-либо сказки, выучить стихотворение). То есть схемы представляют собой как бы зрительный план, который служит ребенку своеобразным помощником в воссоздании услышанного. Такие схемы называются мнемотаблицами.

Прежде чем применять мнемотаблицы, следует начать с использования простых мнемоквадратов, которые представляют собой отдельные карточки с изображением предмета, действия или другого символа. После надлежит переходить к мнемодорожкам. Мнемодорожка — это несколько схематичных рисунков, расположенных линейно. Используя приемы наложения и приложения, дошкольники выкладывают из мнемоквадратов мнемодорожки, то есть составляют уже целые предложения. И только после этого необходимо переходить к мнемотаблицам, состоящих из мнемоквадратов и мнемодорожек, с помощью которых можно описать целый рассказ или сказку.

Мнемотаблицы могут быть как цветными, так и черно-белыми. В младшем дошкольном возрасте желательно использовать цветные карточки, а в среднем и старшем уже можно использовать и черно-белые картинки.

Первоначально мнемотаблицы составляются воспитателями, родителями, а потом к этому процессу можно подключить и самого ребенка, что будет способствовать не только развитию его памяти, но и развитию его фантазии, визуализации образов. Процесс изготовления подобных картинок достаточно прост и не требует особых художественных способностей — необходимо нарисовать символические изображения предметов или объектов.

Мнемотехника способствует повышению эффективности коррекционного процесса. Время запоминания речевого материала значительно уменьшается. Также у детей развивается ассоциативное мышление, способность к замещению и пространственному моделированию. Многие дети пробуют самостоятельно использовать язык символов, «зашифровывая» придуманные фразы. Графическое воспроизведение мнемотаблиц доступно детям и способствует развитию мелкой моторики рук.

Работа с «зашифрованными» скороговорками делает обучение интересным и увлекательным, позволяет добиться многократного проговаривания отрабатываемых звуков, слов, фраз, что ускоряет процесс автоматизации поставленных звуков.

Мнемотаблицы на занятиях по развитию речи могут выступать в качестве дидактического материала. Они могут быть использованы в процессе обучения составлению описательных рассказов, при пересказе произведений художественной литературы, а также при заучивании стихотворений, пословиц. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения содержания литературных произведений. [5] Существенную роль они также играют и в обогащении словарного запаса дошкольников. На роль картинки в развитии словаря обращал внимание еще великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский. Он писал: «Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будем долго и напрасно мучиться на ними; но свяжите с картинками по двадцать таких слов — и ребенок усвоит их на лету». [2]

Таким образом, применение приемов мнемотехники на занятиях по развитию речи, как и на занятиях, посвященных освоению других образовательных областей, проводимых с дошкольниками, имеющими нарушения в развитии, способствует их подготовке к успешному обучению в школе и формированию у них одной из ключевых компетенций — владение устной коммуникацией, так необходимой для адаптации их в современном информационном обществе.

Литература:

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ;
  2. Ушинский К. Д. Родное слово: Кн. для учащих//Собр. соч. — М., 1948. -Т.6. С.267–268;
  3. Бортникова И. Организация работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ [Электронный ресурс]. URL: https://www.maam.ru/detskijsad/organizacija-raboty-s-detmi-doshkolnogo-vozrasta-s-ovz.html;
  4. Сологубова Н. Н. Использование технологии мнемотехника в образовательном процессе ДОУ с детьми с ОВЗ [Электронный ресурс]. URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/10/21/ispolzovanie-tehnologii-mnemotehnika-v-obrazovatelnom-protsesse-dou-s;
  5. Шмакова Н. В. Учим детей связной речи с помощью мнемотехники [Электронный ресурс]. URL: https://multiurok.ru/files/uchim-detei-sviaznoi-rechi-s-pomoshchiu-mnemotekhn.html.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, ограниченная возможность здоровья, развитие речи, дошкольный возраст, занятие, мнемотехника, получение образования, процесс обучения, развитие, Российская Федерация.


Похожие статьи

Возможности использования мнемотехники в речевом развитии дошкольников

В статье описываются возможности использования приемов мнемотехники на занятиях по развитию речи детей дошкольного возраста.

Обучение старших дошкольников пересказу посредством использования приемов мнемотехники

В статье раскрываются возможности использования мнемотехники в работе с детьми старшего дошкольного возраста, направленных на развитие связной речи. Предлагаются этапы и правила работы по использованию мнемотехнических приемов.

Речевое развитие детей с тяжелыми нарушениями речи посредством телесной перкуссии

В статье освещаются вопросы реализации технологии телесной перкуссии для эффективного развития речи ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, приводятся результаты применения авторских речевых игр с звучащими жестами в корр...

Использование компьютерных технологий в речевом развитии детей с ОВЗ

В статье обоснована целесообразность и эффективность использования компьютерных технологий в развитии речи детей с ОВЗ, раскрываются варианты использования компьютерных игр в речевом развитии.

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста

Статья посвящена значимости развития речи дошкольников, рассмотрены особенности развития, педагогические методы и приемы, применяемые в дошкольных учреждениях при работе педагогов с детьми дошкольного возраста.

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста средствами мнемотехники

В статье рассмотрены особенности развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники.

Возможности использования компьютерных технологий в работе с детьми с нарушениями речи

В статье раскрываются варианты использования компьютерных технологии в логопедической практике. Анализируются игровые приемы и методы работы с детьми с речевыми нарушениями. Обозреваются интерактивные игры коррекционной направленности, применяемые в ...

Использование игровых технологий в речевом развитии детей дошкольного возраста

Статья посвящена актуальной проблеме речевого развития детей дошкольного возраста в современных условиях с использованием игровых технологий.

Метод наглядного моделирования на занятиях по развитию речи в старших группах детского сада

В статье авторы рассматривают влияние метода наглядного моделирования на развитие речи детей старшего дошкольного возраста, а также виды и способы применения в детском саду.

Игра как средство речевого развития дошкольников с задержкой речевого развития

В статье авторы раскрывают возможности использования игры как средства речевого развития детей дошкольного возраста с задержкой речевого развития.

Похожие статьи

Возможности использования мнемотехники в речевом развитии дошкольников

В статье описываются возможности использования приемов мнемотехники на занятиях по развитию речи детей дошкольного возраста.

Обучение старших дошкольников пересказу посредством использования приемов мнемотехники

В статье раскрываются возможности использования мнемотехники в работе с детьми старшего дошкольного возраста, направленных на развитие связной речи. Предлагаются этапы и правила работы по использованию мнемотехнических приемов.

Речевое развитие детей с тяжелыми нарушениями речи посредством телесной перкуссии

В статье освещаются вопросы реализации технологии телесной перкуссии для эффективного развития речи ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, приводятся результаты применения авторских речевых игр с звучащими жестами в корр...

Использование компьютерных технологий в речевом развитии детей с ОВЗ

В статье обоснована целесообразность и эффективность использования компьютерных технологий в развитии речи детей с ОВЗ, раскрываются варианты использования компьютерных игр в речевом развитии.

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста

Статья посвящена значимости развития речи дошкольников, рассмотрены особенности развития, педагогические методы и приемы, применяемые в дошкольных учреждениях при работе педагогов с детьми дошкольного возраста.

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста средствами мнемотехники

В статье рассмотрены особенности развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники.

Возможности использования компьютерных технологий в работе с детьми с нарушениями речи

В статье раскрываются варианты использования компьютерных технологии в логопедической практике. Анализируются игровые приемы и методы работы с детьми с речевыми нарушениями. Обозреваются интерактивные игры коррекционной направленности, применяемые в ...

Использование игровых технологий в речевом развитии детей дошкольного возраста

Статья посвящена актуальной проблеме речевого развития детей дошкольного возраста в современных условиях с использованием игровых технологий.

Метод наглядного моделирования на занятиях по развитию речи в старших группах детского сада

В статье авторы рассматривают влияние метода наглядного моделирования на развитие речи детей старшего дошкольного возраста, а также виды и способы применения в детском саду.

Игра как средство речевого развития дошкольников с задержкой речевого развития

В статье авторы раскрывают возможности использования игры как средства речевого развития детей дошкольного возраста с задержкой речевого развития.

Задать вопрос