В данной статье рассмотрен вопрос о духовно-нравственной одаренности в процессе морального, ценностного и духовного развития человека. Определена роль педагога-психолога, его специфика работы и форма адекватной образовательной среды при взаимодействии с духовно и нравственно одаренными детьми.
Ключевые слова: духовно-нравственная одаренность, личность, развитие, психолого-педагогическая работа.
У каждого взрослого, психологически-сформированного человека есть определенный ряд критериев, по которым он может разграничивать добро и зло, определять смысл жизни, назначение человека и его границы свободы. В современном мире все чаще случаются инциденты, связанные с аморальными, противозаконными, противоречащими нормам и правилам поступками. И этому есть определенный ряд причин.
Во-первых, урбанизация, то есть бурный темп развития города при котором духовная составляющая человека как личности запаздывает в развитии или формируется не в полной мере. Именно с увеличением численности населения образовательный процесс претерпевает существенные изменения, на него возлагается больший спектр обязанностей, а также возникает потребность в усилении духовной и ценностной ориентации подрастающего поколения.
Во-вторых, финансово-экономическое положение в мире, подталкивает людей на подавление своих моралей и ценностей. Современные люди на таких возрастных этапах как подростковый возраст, юность, зрелость подвержены в большей мере к социальной зависимости — зависимости к деньгам. Доказано, что в настоящее время только 1 % людей не зависит от денег. Основываясь на этом, можно утверждать, что материальное благополучие стоит на первом плане, что нельзя сказать о духовной составляющей личности.
В-третьих, СМИ играет большую роль в моральном, этическом и духовном становлении человека. К сожалению, в большинстве случаев, все то, что мы можем видеть сегодня по телевизору, нельзя назвать правильным с точки зрения формирования всесторонне развитой личности, потому что данное время препровождения не несет никакой смысловой нагрузки. Если старшее поколение, которое воспитывалось в советской системе образования, еще может дифференцировать поступающий поток информации, то современное поколение, в частности дети, не могут справиться с этой задачей. Причиной этому могут быть недостаточное внимание родителей по разным причинам, психологическая и физическая неготовность к данному процессу.
Поэтому, в современной России вопрос о моральном, ценностном и духовном развитии человека стоит очень остро. Государственная политика в области образования нацелена на развитие духовно-нравственных, социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и державы.
Многие ученые считают, что в данном процессе большую роль играет духовно-нравственная одаренность [3]. Примером этого могут служить исследования Ф. Н. Козырева, в которых используется методика ОНИКС. Благодаря данной методике удалось определить способность школьников к нравственному суждению, и как следствие доказать наличие такого феномена как духовно-нравственная одаренность [2].
Анализируя научную литературу, можно утверждать, что духовно-нравственная одаренность — это способность личности, на протяжении всей жизни обладать высокими духовными, ценностными и моральными качествами, направленными на служение людям.
Данный вид одаренности был выделен сравнительно недавно, а ее направленность состоит в духовной составляющей жизни человека. Представителями в этой сфере неизменно остаются духовные деятели, практики, философы, которые оказывают существенное влияние на духовную жизнь общества, а также привнесшие в нее новые смыслы, новые способы осмысления реальности. Также стоит отметить, что в современном мире данный феномен изучен недостаточно [6].
Духовно и нравственно одаренные люди были всегда. На протяжении многих веков рождались дети, которые отличались от сверстников высоким уровнем духовно-нравственных суждений, кротостью, чистотой помыслов. Несомненно, большинство таких детей становились священниками, религиозными деятелями, авторитетами в духовных вопросах. Стоит вспомнить жизнь Сергия Радонежского, Павла Флоренского, Махатма Ганди.
На современном этапе становления российского государства, приоритетным направлением работы с молодежью является формирование нового движения, которое будет направлено на развитие духовных, этических и высоконравственных ценностей. По сути, духовно и нравственно одаренный человек это личность способная побороть в себе безнравственность, бескультурье и реализовать свой потенциал в добровольческом движении. В подтверждение этого высказывания В. В. Путин провозгласил 2018 год «Годом добровольца и волонтера». Несмотря на то, что 2018 год завершился, правительство намерено продолжить поддерживать волонтеров, добровольцев и уже разработало концепцию развития этой сферы до 2025 года [7].
Но какими же качествами должен обладать духовно и нравственно одаренный человек, какие ценности должны преобладать в его жизнедеятельности и насколько он должен быть готов делиться с другими людьми теми самыми знаниями в духовной, ценностной и нравственной области? На этот вопрос можно найти ответ, анализируя высказывание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, который сформулировал ценностные приоритеты современной России, а именно: «Вера, державность, справедливость, солидарность и достоинство. Кроме перечисленных, это мир, единство, нравственность, честность, патриотизм, милосердие, семья, культура, национальные традиции, благо человека, трудолюбие, самоограничение, жертвенность. В этом перечне присутствует и свобода — не как единственная или главенствующая и подавляющая все другие ценности, но как одна из многих важных базисных ценностей».
Одна из главных и актуальных задач педагога-психолога — это помочь духовно-нравственно одаренным детям донести до своих сверстников те самые ценности, которые были упомянуты ранее, при помощи актуальных символов и речевого воздействия в соответствии с возрастными потребностями в этом. Именно творческая деятельность, в большей мере, дает возможность ребенку экспериментировать во многих областях его жизнедеятельности, тем самым формируя духовно-нравственные ценности одаренных детей [1].
В настоящее время понятие нравственного идеала переживает значительный кризис, что в большей мере отражается на воспитании одаренных детей. Для России важным остается формирование в умах детей потребности в остроте чувств при сознании ложных ценностей и лицемерия окружающих, нравственности, патриотизме, гуманизме которые должны соответствовать духовным составляющим общества. Наряду с этим, ребенок нуждается в положительных образах для развития духовно-нравственной одаренности, которые могут, проявляется в личном примере взрослого, жизненном пути духовно и нравственно одаренного человека. Одаренный ребенок более четко определяет ложность декларируемого равенства ребенка и взрослого, авторитетность последнего необходимо для духовно-нравственного воспитания.
Специфика работы педагога-психолога с духовно-нравственными одаренными детьми состоит в установлении приоритетов, взглядов при воспитании на определенном возрастном этапе развития и критериев определения сформированности духовно-нравственных качеств. Также крайне важно организовать условия, при которых воспитание нравственной позиции личности сможет разграничивать добро и зло, быть готовым к действию с позиции милосердия, мотивировать ребенка к такому поведению, при котором будет выражаться сочувствие, защита, взаимопонимание по отношению к другим людям [5].
Существует ряд принципов, придерживаясь которых педагог-психолог способен эффективно провести свою педагогическую и психологическую работу по развитию духовно-нравственной одаренности. Прежде всего, необходимо руководствоваться принципом «не навреди», так как при определенных педагогических ошибках дальнейшая жизнь ребенка может изменить кардинально и, причем не в лучшую сторону. Следующим шагом в развитии духовно-нравственной одаренности является личный пример педагога, который заключается в неприятии компромиссов в нравственной сфере, честности по отношению к себе и другим людям, принципиальности и категоричности при оценке безнравственных проступков, признании собственных ошибок. Наряду с вышеуказанными принципами, педагог должен руководствоваться тремя основными взаимодополняющими друг друга принципами, такими как природосообразности, культуросообразности, гуманности [4].
Ребенок является развивающимся субъектом нравственности. Основываясь на своих ценностях, он строит не только отношения с отдельными людьми, но и с обществом в целом. Основа духовно-нравственного развития определяется миром взрослых, сверствников и личным. Для того что бы полноценно обеспечить духовно-нравственное развитие необходимо создать адекватную образовательную среду, в которой основополагающими являются цели и ценности жизни человека. Данное образовательное пространство должно способствовать реализации творческого и интеллектуального потенциала одаренного ребенка, при этом избегая односторонности развития, опасности искажения личностного развития, а также чрезмерности психической нагрузки. Эта среда должна включать определенные образовательные программы и методы поддержки детства направленные на гармонизацию отношений ребенка с миром, другими людьми и с самим собой; оптимизацию его духовного потенциала; создание детского игрового пространства для нравственного развитие личности ребенка; формирование таких чувств как общность, способность к сопереживанию и состраданию, радость успехам другого.
Литература:
- Джишкариани Т. Д. Духовно-нравственное воспитание в современной школе: учебно-методическое пособие для студентов направления подготовки Педагогическое образование/ Т. Д. Джишкариани. — Шуя: Изд-во Шуйского филиала ИвГУ, 2016. — 151 с.
- Козырев Ф. Н. Оценка способности к нравственному суждению с помощью диагностического комплекса «ОНИКС»: апробация и первые результаты // Вопросы образования. — 2012 — № 3–141–164 с.
- Савенков А. И. Психология детской одаренности: учебник для бакалавриата и магистратуры / А. И. Савенков. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018.
- Созонова В. В. Духовно-нравственное воспитание одаренных детей // Педагогический опыт: теория, методика, практика: материалы IV Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 30 окт. 2015 г.). В 2 т. Т. 1 / редкол.: О. Н. Широков [и др.] — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. — 362–364 с.
- Чухин С. Г. Основы духовно-нравственного воспитания школьников: учеб. пособие для академического бакалавриата / С. Г. Чухин, О. Ф. Левичев. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 113 с.
- Шитякова Н. П. Духовно-нравственное воспитание школьников: проблемы, теории, технологии [Текст: учебное пособие / Н. П. Шитякова, И. В. Верховых. — Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2016. — 197 с.
- Распоряжение от 27 декабря 2018 года № 2950-р. Концепцией развития добровольчества (волонтёрства) в России до 2025 года предусматривается развитие методической, информационной, консультационной, образовательной и ресурсной поддержки деятельности по привлечению волонтёров к работе в учреждениях социального обслуживания населения, образования, здравоохранения, оказанию помощи при возникновении чрезвычайных ситуаций. http://static.government.ru/media/files/e6LFLgABRP4MyQ8mW7HClCGR8esYBYgq.pdf