В статье автор исследует генезис института мировых судей.
Ключевые слова: мировой суд, мировые судьи, судебная система, реформирование, судебная реформа.
Впервые мировой суд появился в Англии в 14 веке, Северной Америке был введен в 17 веке, во Франции 18 века и в 1959 году был ликвидирован [3, с.1755].
В Российской империи институт мировых судей появился в 1864 году, в ходе буржуазных реформ Александра II, а именно его судебной реформы. В некоторых частях огромной Российской империи суд не действовал и в 1889 году был вовсе упразднён. Мировая юстиция была восстановлена лишь в 1917 году.
Появление законопроектов, которые предусматривали введение мировых судей, было обусловлено наличием объективных политических, социально-экономических и идеологических предпосылок, таких как: необходимость уничтожения крепостного права, кризис правосудия (отделение административной от судебной власти), тесные связи между европейскими государствами.
Именно эти факторы побудили российских правителей к разработке и созданию различных концепций, законопроектов, посвященных судебной реформе.
Появление мировых судей в России было осуществлено в ходе судебных реформ 1862–1864 года [3, с.1755]. Александр II определял их компетенцию в таких нормативно –правовых актах как: учреждения судебных установлений, устав гражданского судопроизводства, устав уголовного судопроизводства, устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями.
Учитывая изложенное, можно выделить четыре основные стадии развития института мировых судей, действующих с начала 17 века в России: первый этап характеризовался деятельностью и учреждением аналога классической модели мировой юстиции, обсуждением проектов судебной реформы (начало 1860 года), второй этап характеризовался учреждением и деятельностью института мировых посредников, по классическому образцу, но со специальными функциями, связанными с переходным периодом в освобождении крестьянства (1861–1874), однако параллельно с мировыми судьями, третий этап приходится на период с 1864 по 1917, когда были учреждён деятельность института мировых судей в эволюции, которых можно выделить два этапа: период становления (с 1864–1881) и период развития судебных уставов (1881–1917). Четвертый этап начинается с 1998 года с принятием закона «О мировых судьях в Российской Федерации» от 17.12.1998 № 188-ФЗ [1]. Данный этап характеризуется созданием мировых судей, признаваемого судьёй субъекта РФ, но включённого единую судебную системы РФ [4, с. 59].
При выборе модели судебной системы в России законодатели выбрали ту, которая включает в себя ряд принципов и институтов организации судебной власти в Англии и Франции, которые являлись родиной мировых судей. Российская юстиция делались на мировую и общую, каждая из которых имела особую независимую сферу действия. Из французской системы российский законодатель взял идею единой для общих и мировых судов кассационной инстанции. Однако судебная система России имела и свои отличия, учитывавшие самобытность общинного строя и правового уклада того периода.
Законодатель в лице мировых судей пытался создать суд, который отвечал бы требованиям таким как: разветвлённость, доступность, быстрота, единоличное рассмотрение дел. Основной целью этих судов было примирение сторон.
Одной из заслуг судебной реформы 1864 года было введение мировой юстиции, задача которой была освободить общие суды от большого количества малозначительных гражданских и уголовных дел и максимально приблизить правосудие к народу.
Генезис мирового суда в России представляется следующим. В начале поддержание мира и порядка (в том числе судом по малозначительным делам) является прерогативой самоуправляющихся общностей, затем эти функции — как политически значимые — принимает на себя государство, и уже оно делегирует их специальным учреждениям (мировым судам). Затем государство не просто передает функции поддержания мира и порядка специальным учреждениям, но и устанавливает за ними достаточно жесткий контроль через вышестоящие судебные инстанции и законодательные органы субъектов Федерации.
Анализ предложений по реформированию отечественной судебной системы в XIX в. позволяет убедиться в том, что в основе аргументации в пользу идеи учреждения в России мировых судей были два важных обстоятельства: уничтожение крепостного состояния и необходимость решительного отделения судебной власти от власти административной [5, с.53]. Уничтожение крепостного права и освобождение крестьян представляло собой не только важнейший политический акт. Это был достаточно сложный процесс, причем как в техническом, организационном плане, так и с точки зрения юридической. Крестьянство к середине XIX в. составляло основную часть российского населения [5,с.55]. Межевание наделов, распределение усадеб на разряды по размерам годового оброка и расчет выкупной суммы, составление, разъяснение и исполнение уставных грамот, споры об отношениях помещиков и временнообязанных крестьян, устройство крестьянского самоуправления — вот лишь отдельные проблемы, урегулирование которых было следствием Манифеста 1861 г. и сопутствующих ему положений и правил.
Анализ памятников российского права позволяет сделать вывод, что многие элементы, присущие мировому судье и судопроизводству у него, не были полностью заимствованы из зарубежного законодательства, поскольку в России ранее существовали аналоги мировым судьям. Идеи самобытности развития России, на которые указывал еще Н. М. Карамзин в «Записке о древней и новой России»5 (1811 г.), оказывали свое влияние на развитие отечественного судоустройства и судопроизводства [2,с.117]. Объективно существовали определенные особенности, характеризующие судоустройство и судопроизводство, обусловленные наличием огромных территорий, особых климатических условий, общинного уклада жизни в России, большую часть населения которой составляли крестьяне.
Мировой судья в России как государственный институт вырастал из недр самоуправления территориальных единиц, но приобретал свой подлинный юридический статус лишь тогда, когда ему делегировались именно государственно-властные полномочия.
Зарождение института мировых судей вызвано объективными причинами. Необходимость усиления централизации власти в связи с формированием централизованных государств, обострение борьбы с оппозицией и необходимость наведения общественного порядка обусловили сосредоточение в руках одного лица не только административных, но и судебных функций. Профессиональные юристы в то время отсутствовали. Рост количества споров и конфликтов, с которыми не справлялись находившиеся у власти лица, требовал создания местной юстиции, пользующейся большим доверием у населения, но находящейся под постоянным контролем со стороны господствующего класса.
Таким образом, в Российской империи институт мировых судья появился в 1864 году, в ходе буржуазных реформ Александра II, а именно его судебной реформы. В некоторых частях огромной Российской империи суд не действовал и в 1889 году был вовсе упразднён. Мировая юстиция была восстановлена лишь в 1917 году. Появление законопроектов, которые предусматривали введение мировых судей, было обусловлено наличием объективных политических, социально-экономических и идеологических предпосылок, таких как: необходимость уничтожения крепостного права, кризис правосудия (отделение административной от судебной власти), тесными связями между европейскими государствами. Появление мировых судей в России было осуществлено в ходе судебных реформ 1862- 1864 года. Александр II определял их компетенция в таких нормативно — правовых актах как: учреждением судебных установлений, уставом гражданского судопроизводства, уставом уголовного судопроизводства, уставом о наказаниях, налагаемых мировыми судьями.
Литература:
- О мировых судьях в Российской Федерации: Федеральный закон от 17.12.1998 № 188-ФЗ (ред. от 28.11.2018) // Собрание законодательства РФ. 1998. — № 51. — Ст. 6270.
- Гарифуллина А. Р. О правовом статусе судей // Вестник экономики, права и социологии. — 2013. — № 4. — С. 116–120.
- Дворецкова Д. А. Становление института мировых судей в России // Актуальные проблемы российского права. — 2014. — № 8 (45). С. 1755–1760.
- Колоколов Н. А. Мировая юстиция: учебное пособие. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. — 423 с.
- Сангаджиев Б. В. Институт мировых судей: правовая природа и особенности деятельности // Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал. — 2012. — № 1. — С. 53–56.