В статье автор пытается определить особенности правового статуса мировых судей в РФ.
Ключевые слова: мировые судьи, правовой статус, правосудие, судебные функции, принципы, федеральные судьи.
В юридической литературе понятие «правого статуса судьи» разными авторами толкуется по-разному. Например, по мнению О. Н. Бабаевой, содержание правого статуса судей включает в себя такие элементы как: дееспособность и правоспособность судьи, права и обязанности, гарантии этих прав и обязанностей и ответственность за надлежащее исполнение возложенных обязанностей [5, с.51].
М. И. Клеандров считает, что правовой статус судьи состоит из множества взаимодополняющих составляющих таких, как моральных, этических, правовых, социальных и других компонентов, обеспечивающих судье справедливое, независимое и беспристрастное правосудие [6,с.819].
Г. Т. Ермошин в некоторой части поддерживает позицию О. Н. Бабаевой, утверждая, что статус судьи состоит из двух составляющих, таких как процессуальная составляющая, то есть права и обязанности судьи, как представителя государственной службы, а с другой стороны права и обязанности судьи, как его особого положения в обществе как гражданина [5,с.51].
Законодательное определение понятия «мирового судьи» закреплено в Федеральном законе № 188-ФЗ от 17.12.1998 года «О мировых судьях в Российской Федерации» [2]. Согласно указанному закону, мировыми судьями признаются судьи общей юрисдикции субъектов РФ и входят в единую судебную систему, которые осуществляют правосудие по некоторым гражданским, административным и уголовным делам, срок, за исключением дел, наказание за которые превышает три года лишения свободы [2].
Мировая юстиция, как целостное социально-правовое явление определяет характер и свойства правовых особенностей общества, которые будут или могут ей обеспечиваться.
Двойственность природы мировых судей обусловлена историей и их правовым положением. С одной стороны, характер правового положения мировых судей содержится в том, что он является судьей общей юрисдикции субъекта РФ, его видение зависит от содержания именно законодательства субъекта. С другой стороны, законодатель признает мировых судей полноценными носителями власти, имеющим право принимать решения от имени Российской Федерации [6, с.818].
Также, как для других судей, для мировых свойственны общие сходные черты: единство судебных функций, единство процессуальной процедуры рассмотрения дел, наличие общих принципов (состязательность, равноправие сторон, гласность, непосредственность судебного разбирательства и др.).
Правовой статус мировых судей определяется их местом в системе государственных органов, а также требованиям, предъявляемым к кандидатам, порядка занятия должности и смещения с нее.
Согласно действующему законодательству о мировых судьях гражданин, желающий занять данную должность должен достигнуть двадцати пятилетнего возраста, иметь высшее юридическое образование, стаж работы по юридической специальности не менее 5 лет, а также отвечать иным требованиям, указанным в Федеральном законе от 26.06.1992 г. № 3132–1 «О статусе судей в Российской Федерации» [3].
Кандидат должен сдать квалификационный экзамен и получить рекомендацию квалификационной комиссии.
Мировой судья назначается на должность двумя способами: законодательным органом государственной власти субъекта РФ или избирается населением конкретного избирательного участка. Порядок назначения мирового судьи в обоих случаях устанавливается законодательством субъекта РФ, например, в субъекте Тамбовской области — Законом Тамбовской области от 01.07.2011 № 16–3 «О порядке назначения и деятельности мировых судей в Тамбовской области». [4]
Согласно, ст. 3 Федерльного закона «О мировых судьях в Российской Федерации», мировые судьи рассматривают в первой инстанции:
1) уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы;
2) дела о выдаче судебного приказа;
3) дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;
4) дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей;
5) иные возникающие из семейно-правовых отношений дела, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении родительских прав, об ограничении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка, других дел по спорам о детях и дел о признании брака недействительным;
6) дела по имущественным спорам, за исключением дел о наследовании имущества и дел, возникающих из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности, при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей;
7) дела об определении порядка пользования имуществом;
8) дела об административных правонарушениях, отнесенные к компетенции мирового судьи Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и законами субъектов Российской Федерации.
9) дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, принятых им в первой инстанции и вступивших в силу;
10) Кроме вышеперечисленных дел, федеральными законами к подсудности мирового судьи могут быть отнесены и другие дела.
В своей деятельности по осуществлению правосудия они никому не подотчетны. Целью института мировых судей является обеспечение доступности правосудия, приближение суда к населению, упрощение процедуры рассмотрения несложных дел, создание необходимых условий для реального и свободного использования каждым гражданином конституционного права на судебную защиту.
На данном этапе развития мировой юстиции статус мирового судьи отличается от статуса федерального судьи всего двумя признаками, закрепленными в Федеральном законе «О мировых судьях в Российской Федерации»:
1) порядком его назначения (избрания) на должность — это правомочие не Президента РФ, как для федеральных судей (за исключением судей высших судов страны), а законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ либо населения соответствующего судебного участка — п. 1 ст. 6 ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации»;
2) тем, что материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей (но необеспечение ежемесячного денежного вознаграждения, поощрительных и иных выплат) осуществляют органы исполнительной власти соответствующего субъекта РФ — п. 3 ст. 10 ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации», а не судебный департамент при Верховном Суде РФ, как в отношении федеральных судов (за исключением высших).
За этими исключениями они, практически, обычные федеральные судьи самого нижнего уровня звенности судебной системы: с точки зрения судейско-статусной, со своей подведомственностью им дел, с обязанностями в полном объеме исполнять все требования процессуального законодательства и т. д., и что очень немаловажно — имеющие в лице председателя районного суда своего прямого и непосредственного руководителя.
Таким образом, правовое положение мирового судьи в России в настоящее время имеет двойственный характер. С одной стороны, он является судьей общей юрисдикции субъекта Российской Федерации, его ведение зависит от содержания регионального законодательства, с другой — законодатель признает его полноценным носителем судебной власти, элементом единой судебной системы России, принимающим судебные постановления от имени Российской Федерации.
Литература:
- О судебной системе Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 года № 1-ФКЗ (ред. от 30.10.2018) // Собрание законодательства РФ. 1997. — № 1. — Ст. 1.
- О мировых судьях в Российской Федерации: Федеральный закон от 17.12.1998 № 188-ФЗ (ред. от 28.11.2018) // Собрание законодательства РФ. 1998. — № 51. — Ст. 6270.
- О статусе судей в Российской Федерации: Закон РФ от 26.06.1992 года № 3132–1 (ред. 06.03.2019) // Ведомости съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. — 1992.- № 30.- Ст. 1792.
- О порядке назначения и деятельности мировых судей в Тамбовской области: Закон Тамбовской области от 01.07.2011 № 16–3 // Тамбовская жизнь. — 2011. — № 87 (1169).
- Артеменко А. В. Правовое положение мирового судьи в судебной системе современной России // Молодой ученый. — 2018. — № 15. — С. 50–51.
- Михайлова Н. С. Двойственный характер положения мирового судьи в России // Молодой ученый. — 2016. — № 1. -С. 818–820.