В статье обоснована целесообразность и эффективность использования компьютерных технологий в развитии речи детей с ОВЗ, раскрываются варианты использования компьютерных игр в речевом развитии.
Ключевые слова: речь, развитие речи, игровые технологии, компьютерные технологии, инновационные технологии.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» четко определяет категории лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). К этим категориям относятся дети:
– с нарушениями зрения (слабовидящие и слепые);
– с нарушениями слуха (слабослышащие и глухие);
– с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
– с задержкой психического развития (ЗПР);
– с нарушениями интеллектуального развития, обусловленными органическими повреждениями головного мозга;
– с нарушениями эмоционально-волевой сферы, расстройствами акустического спектра (РАС);
– с тяжелыми нарушениями речи (ТНР).
Создание определенных условий в ДОУ позволяет реализовать вышеуказанный закон, который провозглашает общую доступность, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников.
В дополнение к общепринятым коррекционно-развивающим методикам, современный педагог должен применять новые, современные, интерактивные практики в своей работе.
Сейчас происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. Во многом это связано с обновлением научной, методической и материально-технической базы обучения и воспитания. Одним из главных условий этого обновления является использование компьютерных технологий.
Компьютерные технологии сегодня являются неотъемлемой частью дошкольного образования.
Следующие нормативные акты указывают на необходимость использования компьютерных технологий в образовании:
– Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 года № 544н утвержден «Профессиональный стандарт педагога»
– В ФЗ «Об Образовании» указаны области применения компьютерных технологий.
Преимущества использования компьютерных технологий с детьми с ОВЗ:
- Дети с ОВЗ имеют низкий уровень произвольного внимания, поэтому использование компьютерных технологий позволяет предоставить информацию в интересной и привлекательной форме, что способствует не только быстрому запоминанию, но и делает его осмысленным.
- Так же дети с ОВЗ плохо запоминают материал, поэтому использование ИКТ дает возможность использовать различные виды предоставления информации (аудио, видео, графические изображения и т. д.).
- Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют низкий уровень работоспособности. С помощью использования компьютерных технологий можно вызвать большой интерес у детей к игровой и учебной деятельности, повышается работоспособность.
В практике можно использовать различные обучающие мультимедийные презентации, которые можно создавать самим. Мультимедийные презентации сочетают в себе динамику, звук и изображение, что очень привлекает внимание детей. Так же можно использовать готовые развивающие компьютерные игры и различные интерактивные порталы.
– Интерактивный педагогический портал «Мерсибо». Он представляет собой множество игр для детей от 2-ух до 10-ти лет и направлен на:
- развитие речевого дыхания и фонематического слуха;
- развитие навыков произношения;
- развитие связной речи;
- знакомство с окружающим миром;
- развитие навыков чтения и письма;
- развитие логики, внимания, памяти и т. д.
Для поддержания постоянного интереса детей, на портале «Мерсибо» используется огромное разнообразие стимульного материала — картинки, буквы, слоги, предложения [3].
– Интерактивная обучающая программа «Наглядное дошкольное образование. Смотри и говори». Она направленна на расширение и закрепление словарного запаса детей 5–7 лет, содержит более 750 слов и фраз, которые сгруппированы в тематические блоки. Каждый тематический блок имеет два раздела: «Слова и выражения» и «Упражнения». Работа со славами включает в себя изучение иллюстраций, прослушивание аудиозаписей, произношение слов. Раздел «Упражнения» направлен на закрепления словарного запаса ребенка.
– Игра «Помоги Уле перейти через реку». Она направленна на развитие фонематического анализа. Ребятам предлагается помочь девочке перейти через реку и построить мостик из камушек, но использовать можно только те камушки, на которых картинки начинаются на букву «У». Дети находят нужные камни, кликают на них и мостик постепенно складывается.
– Логопедическая программа «Игры для Тигры». Она позволяет работать с детьми по следующим направлениям:
- «Фонематика»
- «Просодика»
- «Лексика»
- «Словарь».
Программа построена на основе методик обучения детей с нарушениями развития (Р. Е. Левиной, Н. С. Жуковой, Г. В. Чиркиной и других).
– Программа «Солнечный замок». Данная программа представляет собой серию упражнений, направленных на коррекцию фонетико-фонематической стороны речи. Она позволяет эффективно работать с детьми с различными нарушениями речи. Программа предназначена для работы с детьми от 3-х до 6-ти лет. Также может использоваться в работе с младшими школьниками.
Способствует коррекции основных нарушений речи:
– обратных речевых кинестезий;
– фонематического слуха;
– фонематического восприятия.
Таким образом, использование компьютерных технологий в речевом развитии в работе с детьми с ОВЗ позволяет повысить мотивацию детей к обучению, сделать процесс обучения более интересным и увлекательным. Занятия с использованием компьютерных технологий очень интересны и разнообразны.
Литература:
- Бревнова Ю. А. Опыт использования компьютерных игр в практике работы образовательного учреждения / Ю. А. Бревнова // Научные исследования в образовании. — 2010. — № 1. — С.14–18.
- Бурачевская О. В., Бурачевская Т. В., Бурачевская Н. И. Варианты применения игровых компьютерных технологий на коррекционных занятиях с детьми с особенностями психофизического развития // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 3. — С. 15–18.
- Игры и упражнения // Интерактивный педагогический портал «Мерсибо». URL: https://mersibo.ru/voxflex
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 26.07.2019)