В статье описан опыт использования здоровьесберегающих технологий в процессе развития речи детей дошкольного возраста. Раскрыты различные подходы к понятию здоровьесберегающих технологий. В статье выделены цель и задачи изучаемой технологии. Рассмотрены наиболее эффективные методы и приемы здоровьесберегающих технологий.
Ключевые слова: речевое развитие, здоровьесберегающие технологии, дошкольный возраст.
В настоящее время проблема сохранения здоровья детей является одной из актуальных в системе дошкольного образования в целом и в деятельности педагога, в частности. Одним из приоритетных направлений государственной политики является внедрение в практику работы дошкольных организаций здоровьесберегающих технологий, при которых обучение, воспитание и развитие детей происходят без ущерба для их здоровья, а наоборот, способствуют его укреплению, т. е. снижается утомляемость, повышается эмоциональный настрой и работоспособность ребенка.
Понятие «здоровьесберегающие образовательные технологии» появилось в педагогическом лексиконе в последние несколько лет и до сих пор воспринимается многими педагогами как аналог санитарно-гигиенических мероприятий. Существуют различные подходы к определению понятия здоровьесберегающие технологии.
Так, под здоровьесберегающими технологиями в широком смысле можно понимать все технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья учащихся.
Под здоровьесберегающей образовательной технологией О. В. Петров понимает систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (воспитанников, педагогов и др.).
На наш взгляд, здоровьесберегающие технологии — это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Так, охрана здоровья детей и его укрепление является основной задачей дошкольного образовательного учреждения. При этом заботиться необходимо не только о физическом, но и о психическом, и социальном благополучии детей.
Цель применения здоровьесберегающих технологий в работе педагога ДОО — оптимизация процесса коррекционно-образовательной работе, укрепление здоровья детей путем активизации защитных свойств детского организма, устойчивости к заболеваниям [3].
Задачи здоровьесберегающих технологий в процессе развития речи у детей дошкольного возраста [2]:
—сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
—создание условий, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка;
—повышение адаптивных возможностей детского организма.
В практической деятельности воспитателя можно применять различные методы и приемы здоровьесберегающих технологий, которые помогут в образовательно-развивающей работе на разных этапах занятия по развитию речи детей дошкольного возраста. Рассмотрим, по нашему мнению, наиболее эффективные из них.
Артикуляционная гимнастика. Это неотъемлемая и очень важная часть работы по развитию речи. Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков [1]. Необходимость регулярного выполнения артикуляционной гимнастики обусловлена тем, что она способствует улучшению кровоснабжения артикуляционных органов, укреплению мышечной системы языка, губ, щек, уменьшению спастичности.
Статичные упражнения, такие как «Улыбка», «Заборчик», «Дудочка», «Блинчик», «Иголочка», «Грибок», «Киска выгнула спинку» и т. п., способствуют формированию правильного уклада органов артикуляции при произнесении звуков, развитию силы и выносливости мышц. Динамические упражнения, такие как «Часики», «Качели», «Лошадка», «Индюшата» и т. п., улучшают подвижность, координацию и переключаемость движений органов артикуляции.
Любое артикуляционное упражнение можно сопровождать отстукиванием, отхлопыванием ритма, стихотворным текстом. Например, упражнение «Улыбка» может быть озвучено так: «Тянуть губы прямо к ушкам очень нравится лягушкам. Улыбаются, смеются! А глаза у них, как блюдца!»
Логопедический массаж. Это активный метод механического воздействия, который благоприятно воздействует на состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей речевого аппарата [3]. Логопедический массаж используется в работе с детьми, у которых имеется дизартрия в различной степени, нарушения голоса, заикание. Он применяется во всех случаях, когда налицо нарушения мышечного тонуса. Нередко логопедический массаж является одним из пусковых моментов запуска речи, отсутствие которой обусловлено нарушениями деятельности речедвигательного анализатора.
Дети сами могут выполнять движения, способствующие самомассажу языка: гладить язык губами, хлопать язык губами, царапать язык зубами, прикусывать короткий и длинный язык зубами и т. п. Кроме того, дети самостоятельно могут выполнять самомассаж лица и мочек ушей.
Дыхательная гимнастика. Она является необходимой частью оздоровительного режима, так как ее упражнения направлены на развитие и закрепление навыков речевого и физиологического дыхания. В ходе выполнения дыхательных упражнений появляется возможность осуществления профилактики простудных заболеваний. Упражнения выполняются ежедневно, в течение 5–10 минут, в хорошо проветриваемом помещении [2]. Их можно использовать как часть занятия, в качестве физкультминутки, релаксации или игрового упражнения, которое помогает увеличить объем и глубину дыхания, а в целом улучшает деятельность всех органов и систем организма. Кроме того, дыхательная гимнастика, обеспечивая правильное носовое дыхание, положительно влияет на обменные процессы, способствует восстановлению нарушенной в ходе болезни деятельности нервной системы. В ходе выполнения дыхательных упражнений мы обучаем детей вдыхать и выдыхать через рот и нос (дыхание «нос-нос», «нос-рот», «рот-нос», «рот-рот»), задерживать дыхание без напряжения мышц тела и сопутствующих движений плеч.
Пальчиковая гимнастика. Этот метод применяется для развития мелкой моторики рук, способствует устранению проблем в речи в связи. Она помогает в развитии осязательных ощущений, координации движений пальцев рук, творческих способностей детей. Пальчиковая гимнастика объединяет инсценировки стихов и работу пальцев. Для выполнения пальчиковой гимнастики можно использовать массаж и самомассаж кистей и пальцев рук, действия с мелкими предметами, пальчиковые игры статического и динамического характера. Пальчиковую гимнастику нужно выполнять ежедневно, в групповой или индивидуальной форме, обязательно обращая внимание на то, чтобы нагрузка на обе руки была одинакова, что будет способствовать совершенствованию межполушарного взаимодействия.
Например, пальчиковая гимнастика: «Осень».
Вышел дождик на прогулку, («шагают по» столу пальцами рук)
Он бежит по переулку, (загибают по одному пальцу на обеих руках на каждую строку).
Барабанит по окошку,
Напугал большую кошку,
Вымыл зонтики прохожих,
Крыши дождик вымыл тоже.
Сразу мокрым город стал. (имитация стряхивания воды с рук)
Дождик кончился. Устал. (кладут руки на стол или колени)
Гимнастика для глаз. Она должна включать в себя систему упражнений, направленных на профилактику и устранение нарушений зрения. Гимнастика для глаз способствует снятию напряжения, предупреждению утомления, тренировке и укреплению глазных мышц. Для выполнения такой гимнастики достаточно 2–4 минут, в течение которых дети могут отвлечься от основной деятельности и затем сосредоточиться на ней вновь. При этом основным правилом является обеспечение движений только глазами, но не головой и туловищем [2]. Все упражнения желательно делать стоя, контролируя равноценность нагрузки на оба глаза. Например, выполнение упражнения «Восьмерка» (рисование глазами горизонтальной «восьмерки» в воздухе с опорой на наглядное ее изображение), так же, как и параллельные движения обеими руками, способствует развитию межполушарных связей. Часть гимнастических упражнений для глаз имеет стихотворное сопровождение. Они могут сопровождаться действиями с предметами или ориентировкой на специальные таблицы.
Например, упражнение «Послушные глазки»:
Закрываем мы глаза, вот такие чудеса. (закрывают глаза)
Наши глазки отдыхают, упражненья выполняют. (стоят с закрытыми глазами)
А теперь мы их откроем,
Через речку мост построим. (открывают глаза, взглядом рисуют мост с опорой на рисунок)
Нарисуем букву «О», получается легко. (рисуют овал глазами)
Вверх поднимем, глянем вниз, (смотрят вверх-вниз)
Вправо-влево повернем (смотрят вправо-влево)
Заниматься вновь начнем. (часто моргают)
Физкультминутки. Для поддержания работоспособности и интереса детей к занятиям, снижения утомляемости и отвлекаемости педагоги используют специальные упражнения, направленные на развитие координации речи с движениями. Эта форма двигательной активности является необходимым условием для сохранения здоровья детей, обеспечивая смену и чередование видов деятельности, снятию мышечного и нервного напряжения, улучшению кровообращения, созданию эмоционально-положительного фона на занятии, повышению мотивации [1]. Большинство физкультминуток сопровождаются стихотворными текстами или выполняются под музыку. Их длительность составляет 1–3 минуты. А также они могут включать в себя элементы других методов (пальчиковой или артикуляционной гимнастики, психогимнастики и т. п.). Физкультминутки могут быть проведены в форме релаксационных упражнений, которые представляют собой комплекс специальных расслабляющих упражнений, способствующих снятию напряжения мышц тела.
Например, подвижная игра «Снеговики»:
Во дворе снеговики, толстяки, здоровяки (изображают снеговиков с надутыми щеками)
Но весна свое берет, топит солнце снег и лед. (худеют, втягивают щеки)
Тихо тают толстяки, оседают толстяки (полуприсед)
Опустили головы, (опускают головы)
Уронили ручки (роняют расслабленные руки)
И остались на снегу только снега кучки. (падают на палас)
Психогимнастика. Этот метод также относят к здоровьесберегающим, поскольку она способствует укреплению и профилактике нарушений психологического здоровья детей. Цель психогимнастики заключается в следующем: обеспечение психологической разрядки, развитие познавательной и эмоциональной сферы, нормализация состояний детей с неврозами или нервно-психическими расстройствами, коррекция отклонений в поведении или характере [3]. Для реализации этой цели можно использовать различные этюды, направленные на развитие выразительности жестов, выражение и сопоставление эмоций и черт характера. Обязательным условием при этом является обсуждение и вербализация рассматриваемого материала. То есть, жесты должны быть объяснены, эмоции и черты характера названы и обсуждены с точки зрения нравственных норм, озвучены выводы.
Внедрение данных методов в деятельность воспитателя, с нашей точки зрения, позволяет повысить эффективность образовательного процесса, способствуя сохранению и укреплению здоровья, с одной стороны, и оказывая положительное влияние на активизацию и коррекцию речи детей, с другой.
Литература:
- Алямовская, В.Г. Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении/В. Г. Алямовская//Дошкольное образование. — 2016.
- Новые здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании детей. С.Чубарова, Г. Козловская, В. Еремеева // Развитие личности.- 2018.
- Сивцова, А. М. Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях/А. М. Сивцова//Методист. — 2017.