В статье авторы пытаются определить нормативно правовые основы деятельности ДОО в современных условиях по Белгородской области.
Ключевые слова: деятельность ДОО, нормативно-правовая основа, современные условия.
Создание образовательного пространства в ДОО во многом определяется целесообразной организацией образовательного процесса. Немаловажным при этом является соблюдение нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность педагога и всего педагогического коллектива при организации воспитания и обучения детей. Нормативно-правовой акт — закон, кодекс, постановление, инструкция и другое властное предписание государственных органов, которое устанавливает, изменяет или отменяет нормы права. Предписания нормативно-правовых актов носят общий характер и направлены на регулирование определенного вида общественных отношений.
В Российской Федерации и европейских государствах нормативно-правовой акт является основным источником права. Следует отметить, что существует немало нормативных актов, регулирующих процесс воспитания и обучения. И первым из них является Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации».
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» — это нормативно-правовой акт Федерального уровня, регламентирующий деятельность дошкольного образовательного учреждения. На основании этого закона разрабатываются все остальные нормативные акты. Данный Закон был принят 29 декабря 2012 г. и вступил в силу с 1 сентября 2013 года. Данный Федеральный закон устанавливает правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяет правовое положение участников отношений в сфере образования. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).
Основным направлением в законе о дошкольном образовании является воспитательная деятельность, направленная на развитие личности и создание условий для самоопределения и социализации дошкольника. В настоящее время деятельность дошкольных образовательных организаций сопровождается, обновленной нормативно правовой базой.
Одним из которых, является федеральный проект по Белгородской области постановлением правительства Белгородской области от 5 декабря 2013г. № 528-пп государственная программа «Развитие образования Белгородской области на 2014–2020 годы». [3]
В настоящее время разработана поэтапная «дорожная карта» по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в образовательных организациях Белгородской области и выявлены основные направления:
− создание нормативно-правового, методического и аналитического обеспечения дошкольного образования;
− создание и обеспечения реализации федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования;
− создание кадрового обеспечения в дошкольном образовании;
− создание финансово-экономического обеспечения дошкольного образования;
− создание информационного обеспечения в дошкольном образовании.
Анализ показывает, что в Белгородской области услугами дошкольного образования, присмотра и ухода охвачено более 73 тысяч детей. Одним важнейшим направлением деятельности дошкольных организаций являются: сохранение здоровья детей на основе здоровье сберегающих технологий; личностное и познавательное развитие дошкольников; формирование нравственно-патриотических качеств детей; экологическое воспитание и развитие творческого потенциала дошкольников. [1]
Таким образом, создаются условия для комплексного развития образования в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития Белгородской области, которыми являются:
− обеспечение доступности качественного дошкольного образования в Белгородской области;
− повышение доступности качественного дошкольного образования, с применением инновационного развитии в образовательных учреждениях, в соответствии современным требованиям общества;
− развитие региональной системы воспитания и дополнительного образования детей в дошкольных учреждениях;
− обеспечение надежной и актуальной информацией процессов принятия решений руководителей и работников системы образования, а также потребителей образовательных услуг для достижения высокого качественного образования, через формирование региональной системы оценки качества дошкольного образования;
− обеспечение реализации подпрограмм и основных мероприятий государственной программы в соответствии с установленными сроками и этапами. [2]
Таким образом, предоставляем основные направления на реализации федерального проекта «Развитие образования Белгородской области» это
− создание необходимых условий для развития ребенка, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками, и соответствующим возрасту видам деятельности;
− создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей;
− обеспечивая развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей дошкольников. [2]
На основании этих основных направлений, перед воспитателями поставлена ключевая задача — создать для ребенка социальную ситуацию развития через его содействие с взрослыми и сверстниками в основных видах детской деятельности; содержание и организацию образовательной деятельности, на уровне дошкольного образования, которая определяет образовательная программа дошкольного образования. [4]
Анализ показывает, что на сегодняшний день, наряду с обеспечением доступности дошкольного образования, возросла актуальность повышения качества дошкольного образования, через обновление содержания и совершенствование кадрового потенциала, способного к профессиональной самореализации в новых социальных и образовательных условиях. Основные механизмы развития системы и повышения качества дошкольного образования региона определены «Стратегией развития дошкольного образования». [4]
Литература:
- Асмолов А. Г. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования — Стандарт развития.
- Смолин, О. Об основах стратегической модернизации в России: роль образования и науки [Текст] / О. Смолин // Альма-матер: Вестник высшей школы. — 2011. — № 4. — 14 с.
- Образовательный портал Режим доступа: http://www.oskoluno.ru/index.php
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2024 года.