Особенности правовой имплементации на примере вступления России в ГРЕКО | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №3 (293) январь 2020 г.

Дата публикации: 20.01.2020

Статья просмотрена: 58 раз

Библиографическое описание:

Белёнова, Т. С. Особенности правовой имплементации на примере вступления России в ГРЕКО / Т. С. Белёнова, Н. В. Саклакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 3 (293). — С. 162-164. — URL: https://moluch.ru/archive/293/66543/ (дата обращения: 15.11.2024).



Возникновение института имплементации связано с процессом развития международного сотрудничества, формированием системы международного права, а на современном этапе с тенденциями экономической, культурной политической и правовой глобализации, информатизации.

Международное право возникает как регулятор интересов различных стран на международной арене путём удовлетворения интересов и наложения определенных ограничений на участников международных отношений в рамках заключённых между ними международных договоров [1]. На страны, являющиеся участниками международных конвенций, возлагается обязанность по выполнению предусмотренных ими обязанностей [2].

Правовая имплементация — процесс фактического исполнения государством международных обязательств путём включения норм международно-правового характера в систему права, действующую в государстве.

Конституция Российской Федерации, как и многие конституции других стран, в п. 4 ст. 15 закрепляет механизм правовой имплементации: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора»;

Российская Федерация 1 февраля 2007 года стала членом Группы государств по борьбе с коррупцией (ГРЕКО) после того, как в 2006 году подписала и ратифицировала Конвенцию Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию.

В соответствии с п. 3 ст. 32 Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию ГРЕКО — созданная Советом Европы в 1999 году международная организация, центральной задачей которой является контроль за имплементацией конвенционных положений в правовые системы стран- участниц ГРЕКО, организация международного правового сотрудничества по противодействию коррупции, оказание помощи по применению мер по борьбе с коррупцией. ГРЕКО устанавливает правовые антикоррупционные стандарты [3] и проводит проверку соответствия им правовых актов стран- участниц. На данный момент ГРЕКО объединяет 49 стран.

Страны-участницы ГРЕКО имеют конкретные полномочия для влияния на уполномоченные органы государства в случае выявления в результате антикоррупционного мониторинга несоответствия положений правовых актов и практики требованиям Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию и установленным антикоррупционным стандартам.

Участники группы государств по борьбе с коррупцией в рамках данной организации одновременно являются и подконтрольными субъектами и экспертами по провидению антикоррупционного мониторинга и даче оценки сложившейся ситуации. При помощи процедур взаимных оценок участники Группы государств по борьбе с коррупцией имеют возможность объективно проанализировать ситуацию в стране, выявить недостатки правовой системы в сфере борьбы с коррупцией и дать отчёт по результатам проведённого мониторинга и рекомендации, обязательные для исполнения [4].

В соответствии с уставом организации основными задачами Группы государств по борьбе с коррупцией является:

− совершенствование методов по борьбе с коррупцией в странах-участницах ГРЕКО;

− создание базы для обмена имеющимся опытом в сфере борьбы с коррупцией.

Полномочным органом, осуществляющим участие и взаимодействие России в рамках Группы государств по борьбе, является Генеральная прокуратура Российской Федерации.

После вступления Российской Федерации в Группу государств по борьбе с коррупцией в отношении неё были проведены раунды оценки противодействия коррупции. Объектами мониторинга стали:

− специализированные органы по борьбе с коррупцией, их полномочия, практика и эффективность применения мер по борьбе с коррупцией, материальное обеспечение данных органов;

− основания, обоснованность и порядок получения иммунитетов должностными лицами [5];

− порядок реализации уголовной ответственности за преступления коррупционной направленности, вопросы распоряжения имуществом, полученным коррупционным путём;

− механизмы предупреждения коррупции в государственном аппарате.

В 2012 году был проведён ещё один раунд оценки, в результате которого в отношении Российской Федерации было вынесено 21 замечание, после чего Генеральная Прокуратура Российской Федерации развернула масштабную работу по указанным направлениям. А именно:

1) были приняты нормативные акты, регулирующие организацию профилактику, предупреждение и противодействие коррупции;

2) внесены изменения в Уголовный кодекс РФ, вступили в действие новые составы, дополнены старые;

3) внесены изменения в законодательство, регламентирующее порядок проведения выборов различного уровня, организацию финансирования политических партий;

4) принято постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 09.07.2013 г. № 24;

В 2014 году был принят отчёт, по результатам которого было установлено, что из 21 рекомендации, данных Российской Федерации, 3- полностью выполнены, 12- выполнены частично и 6- не выполнены.

Генеральная Прокуратура Российской Федерации во взаимодействии с компетентными органами в сфере борьбы с коррупцией провела работу по выполнению указанных рекомендаций. В результате, в 2016 году Группой государств по борьбе с коррупцией было признано, что Российская Федерация 11 рекомендаций полностью выполнила и 10 выполнила частично, невыполненных не осталось.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что благодаря институту правовой имплементации, становится возможной реализация значительной части норм международного права [6], которая в отсутствие данного института потеряла бы свой смысл. Институт имплементации обеспечивает поступательное прогрессивное развитие национальных норм в результате воздействия на них норм международного права.

Но помимо положительного воздействия, оказываемого процессом правовой имплементации на национальное законодательство, такого как унификация, стандартизация, глобализация законодательства, существуют некоторые проблемы:

− часто процесс правовой имплементации затруднён в силу особенностей той или иной правовой системы различных государств;

− нормы международного права могут идти вразрез с принципами и нормами внутригосударственного права;

− формальная имплементация ещё не гарантирует практической применяемости данных положений (как это произошло с новыми составами за взяточничество).

Литература:

  1. Лукашук И. И. Международное право в судах государств. СПб., 1993.
  1. Зимненко Б. Л. Международное право и правовая система Российской Федерации. М., 2006.
  2. Нарышкин С. Е. Механизм оценки антикоррупционных стандартов ГРЕКО (сравнительно-правовое исследование) / С. Е. Нарышкин, Т. Я. Хабриева // Журнал российского права. — 2011. — No 9.
  3. Правовой мониторинг: актуальные проблемы теории и практики / Под ред. Н. Н. Черногора. М., 2010.
  4. Шаталов А. С. Специальные субъекты в уголовном судопроизводстве России: порядок уголовного преследования / А. С. Шаталов // Журнал российского права. — 2016. — No 1.
  5. Осминин Б. И. Заключение и имплементация международных договоров и внутригосударственное право: монография. М., 2010.
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, коррупция, правовая имплементация, борьба, уголовная ответственность, генеральная Прокуратура, правовая система, сфера борьбы, Группа государств, международный договор РФ.


Похожие статьи

О некоторых вопросах организации беспошлинной торговли в Таможенном союзе ЕАЭС: юридический аспект

Внедрение кейс-технологии в условиях реализации ФГОС ДО

Таможенное регулирование импорта сельскохозяйственной техники как инструмент реализации внешнеторговой политики России в условиях ЕАЭС

Концептуальные подходы к изменению коллизионного метода правового регулирования

Перспективы легализации сделки с правосудием в уголовном законодательстве Республики Казахстан: положительные и отрицательные аспекты

О новых технологических подходах к исполнению наказания в УИС РФ на современном этапе

Анализ правовых средств защиты иностранных инвестиций в законодательстве Российской Федерации (на примере стабилизационной оговорки и института арбитража)

Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условии реализации ФГОС

Перспективы сотрудничества ЕАЭС и МЕРКОСУР в энергетическом секторе

Особенности применения инструментов интернет-маркетинга на рынке промышленных товаров

Похожие статьи

О некоторых вопросах организации беспошлинной торговли в Таможенном союзе ЕАЭС: юридический аспект

Внедрение кейс-технологии в условиях реализации ФГОС ДО

Таможенное регулирование импорта сельскохозяйственной техники как инструмент реализации внешнеторговой политики России в условиях ЕАЭС

Концептуальные подходы к изменению коллизионного метода правового регулирования

Перспективы легализации сделки с правосудием в уголовном законодательстве Республики Казахстан: положительные и отрицательные аспекты

О новых технологических подходах к исполнению наказания в УИС РФ на современном этапе

Анализ правовых средств защиты иностранных инвестиций в законодательстве Российской Федерации (на примере стабилизационной оговорки и института арбитража)

Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условии реализации ФГОС

Перспективы сотрудничества ЕАЭС и МЕРКОСУР в энергетическом секторе

Особенности применения инструментов интернет-маркетинга на рынке промышленных товаров

Задать вопрос